3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Возлюби врага своего как самого себя

Цитаты из Библии об отношении к людям

«Люби ближнего твоего, как самого себя» ( Лев.19:18 ).

«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» ( Матф.5:44 ).

«Возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Матф.22:39 ).

«Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» ( Иак.4:3 ).

«Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга» ( Иак.5:16 ).

«Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек» ( 1Пет.1:22–23 ).

«Будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение» ( 1Пет.3:8–9 ).

«И, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним» ( 1Иоан.3:22 ).

«И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» ( 1Иоан.4:21 ).

«Давай взаймы ближнему во время нужды его и сам в свое время возвращай ближнему» ( Сир.29:2 ).

«Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю» ( Пс.100:5 ).

«Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит» ( Притч.11:12 ).

«Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен» ( Притч.14:21 ).

«Не гневайся за всякое оскорбление на ближнего, и никого не оскорбляй делом» ( Сир.10:6 ).

«Расспроси ближнего твоего прежде, нежели грозить ему, и дай место закону Всевышнего. Всякая мудрость – страх Господень, и во всякой мудрости – исполнение закона» ( Сир.19:18 ).

«Приобретай доверенность ближнего в нищете его, чтобы радоваться вместе с ним при богатстве его» ( Сир.22:26 ).

«Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои» ( Сир.28:2 ).

«Помни заповеди и не злобствуй на ближнего» ( Сир.28:7 ).

«Помогай ближнему по силе твоей и берегись, чтобы тебе не впасть в то же» ( Сир.29:23 ).

«Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите, ибо все это Я ненавижу, говорит Господь» ( Зах.8:17 ).

«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» ( Втор.5:20 ).

«Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона» ( Рим.13:10 ).

«Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя» ( Рим.13:9 ).

«Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию» ( Рим.15:2 ).

«Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» ( Гал.5:14 ).

«Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу» ( Еф.4:25 ).

Возлюбить врага своего

Наверное, из всех заповедей Евангелия нет более глубокой, мудрой и вместе с тем таинственной и далеко не всем понятной, чем заповедь «Любите врагов ваших». Эта заповедь, казалось бы, делает христианина совершенно беззащитным перед злобой мира сего. Но удивительным образом именно она победила ненавидевший христианство языческий мир и многих-многих язычников одухотворила, возвысила, сделала христианами.

В историческом романе Генрика Сенкевича «Камо грядеши», изображающем первохристианские времена, злодей Хилон выдает властям известных ему христиан, оговаривая их в поджоге Рима. Во время их истязаний Хилон получает прощение от мучимого, сжигаемого на столбе христианина и, будучи потрясен духовной высотой учеников Иисуса, пленяется сам верой Христовой, исповедует Спасителя и идет за Его имя сам на страдания. Этот литературный пример отражает реальные случаи, имевшие место в эпоху гонений.

Читать еще:  Ольга Серябкина в журнале Максим — солистки гр серебро

Удивительную любовь к врагам являли в своей жизни святые. В житии святого Андрея, Христа ради юродивого, повествуется, как однажды толкаемый и оплевываемый прохожими Андрей заметил демонов, записывавших имена его обидчиков, – темные силы рассчитывали судить их за обиды святого в их смертный час. В ответ на это блаженный Андрей своей молитвенной силой стер бесовские записи и сказал: «Я упросил грозного моего Господина (так святой назвал Господа Бога – о. В. Д.) не вменять им в грех то, что они бьют меня: ведь они не ведают, что творят».

Как часто нам хочется буквально уничтожения наших обидчиков. Мы видим в них воплощение зла, думая, что люди неисправимы. А святой Андрей прозревал ценность души другого человека даже сквозь причиняемые ему обиды и молился о самом главном – спасении этих людей в вечной жизни.

Искренняя молитва о врагах способна обращать людей от тьмы к свету

Когда святую мученицу Татиану предали на мучения, то слуги распорядителя казни стали бить ее по лицу, а потом удицами терзали ее глаза. Святая не только не раздражалась на них и не желала им чего-то плохого, но стала молиться Господу, дабы Он подал им познание истины. И действительно, они увидели четырех Ангелов, окружавших мученицу, а души их ощутили всю мерзость своих грехов, они испросили у святой Татианы прощение и сами стали христианами. Молитва о врагах, произносимая от чистого и милостивого сердца, способна обращать людей от тьмы к свету.

Почему же необходимо прощать врагам? Тем более если они причиняют нам столько бед и скорбей? Обида от незаслуженных оскорблений всегда сдавливает сердце холодными тисками. Да и как же нам соглашаться с несправедливостью? Вот те обычные чувства, которые время от времени переполняют каждого из нас. Не ставит ли Евангелие перед нами слишком высокую планку?

А дело все в том, что, отвечая на зло злом, мы поступаем тем же способом, что и злодеи, и потому сами становимся такими же, как и наши враги. Как же мы можем быть с Богом, если уподобляемся в ненависти Его противнику?

«Благословляйте проклинающих вас» (Лк. 6: 28), – заповедует Христос. Любить врага – это значит иметь дивную свободу сердца – свободу от оков злопамятства, от терний ненависти, от уз раздражительности! Ведь что такое ненависть, как не цепи, сковывающие наше собственное сердце?

Вот какой портрет рисует святитель Григорий Нисский: «Они встречаются угрюмо и друг другом всегда гнушаются: уста их безмолвны, взоры отвращены, и слух одного закрыт для слов другого. Все, что приятно для одного из них, ненавистно для другого, и, напротив, что ненавистно одному, то нравится другому». Так мы возжигаем в самих себе лютый огонь ненависти, как будто пытаемся сжечь им своего врага. На самом деле лишь попаляем собственное сердце, иссушая свой внутренний мир и доставляя себе лютые муки.

Что происходит с человеком, ненавидящим своих врагов? Он часто лишается сна, становится мрачным, задумчивым, теряет работоспособность, потому что червь злобы изъедает его изнутри. Так люди терзают самих себя, не понимая, что, простив и полюбив другого, мы прежде всего приносим благо самим себе, – потому что освобождаемся от угнетения души, а затем – тому, кто был прежде нашим врагом, – потому что он уже не увидит в нас повода к новой вражде.

Даже с точки зрения земной любовь к врагам, прощение обидчика – это единственно возможные условия для сохранения мира. Все многочисленные традиции кровной мести и просто мести, когда «око за око и зуб за зуб» (Мф. 5: 38), сеют только новые раздоры, несправедливости, становятся источником горя, но не способны привнести в нашу жизнь порядок и мир. Вот почему сквозь века повторяется одна и та же картина – воздавая за зло злом, люди превращают жизнь в сплошной ад.

Читать еще:  Моноциты норма у детей по возрасту таблица, mon в анализе крови повышен у ребенка

Как часто, едва нас кто-то обидит, мы уже готовы сказать: «Господи! накажи его, погуби». Даже в Евангелии мы видим подобную ситуацию. Когда Христос проходил через селение самарян, жители не приняли Господа. Тогда апостолы Иаков и Иоанн обратились к Нему со словами: «Господи! Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал» (Лк. 9: 54)? К тому времени апостолы совершили уже много чудес, поэтому они верили в возможность и такого чуда, если оно будет угодно их Всемогущему Учителю. Он же ответил: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9: 55). Это в Ветхом Завете преобладал дух суровости и кары, так что порой служители Божии, пророки, прибегали к достаточно жестким мерам вразумления; в частности, так поступил святой Илия, ревнитель Закона Божия, попаливший небесным огнем пришедших за ним царских воинов. Дух же Нового Завета – любовь и милость, поскольку Христос пришел не губить, а спасать души людей, не пренебрегая даже враждующими. И на Кресте Спаситель молился не о Себе, не о Своем спасении, не о возмездии распинателям, но о прощении врагов, зложелателей и предателей: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23: 34). Соответственно, так же призван поступать тот, кто носит имя Христово, – христианин. Вот эта любовь, возвышающаяся над всей злобой мира, в конечном итоге и являет победу.

Зачастую во многих жизненных ситуациях мы сами рисуем себе образ врага

Зачастую во многих жизненных ситуациях мы сами рисуем себе образ врага, начинаем пылать ненавистью к другому человеку, поскольку он не вписался в наши представления о жизни или поступил не так, как хотелось бы нам. Вражда к нему помрачает око души. Да и сама душа становится до ужаса безобразной от ненависти.

Преодолеть это возможно, только если мы изначально настроены созидать в себе любовь к тому, кого воспринимаем как врага. Бывает, достаточно хотя бы выждать какое-то время, не выплескивать сразу свое негодование, и мы увидим ситуацию с новых сторон, поймем другого человека и простим его. Окажется, что он никакой и не враг. А если еще и обратиться с молитвой к Богу, то это самый верный способ обрести в своем сердце любовь, тепло и прощение. Ведь Господь Сам являет всё это нам и может даже самое каменное сердце наполнить подлинной любовью, жизнью и милостью.

Возлюби врага своего

Как христианство понимает заповедь «Возлюби врага своего»?
Что же это за любовь к врагу и кто есть враг?
Вот, например, как отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря: “Слова Иисуса Христа «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5: 39) в образной форме выражают заповедь: на зло отвечать не злом, а добром. Суд же и наказание над сделавшим зло должно предоставить Господу. В основе этой заповеди находится непреложная вера во всеведение и всесилие Божие. Один Господь знает меру то, что надо нам претерпеть.” (http://www.pravoslavie.ru/6187.html)
А вот как трактует эту заповедь Иоанн Златоуст на сайте “Толкования Священного Писания” Введенского мужского ставропигиального монастыря Оптина Пустынь: “В самом деле, если обиженный вооружится тем любомудрием, которому научает Спаситель, то он не будет и думать, что потерпел обиду, он даже не будет и чувствовать обиды, почитая себя скорее ратоборцем, чем человеком, которого бьют. А обижающий, будучи пристыжен, не только не нанесет второго удара, хотя бы он был лютее всякого зверя, но и за первый будет крайне обвинять себя. Поистине, ничто так не удерживает обижающих, как кроткое терпение обижаемых. Оно не только удерживает их от дальнейших порывов, но еще заставляет раскаяться и в прежних, и делает то, что они отходят от обиженных, удивляясь их кротости, и наконец, из неприятелей и врагов делаются не только их друзьями, но даже самыми близкими людьми и рабами.” ( http://bible.optina.ru/new:mf:05:39)

Читать еще:  Памятник на могиле Жанны фриске

Вы к злодею, нанёсшему удар, с любовью, а он в Вас штыком, пулей, бомбой; вы к нему с этой любовью, а он вырезает весь ваш народ от мала до велика, включая детей; вы его прощаете, а ему плевать на ваше прощение; вы к нему с любовью, а он ваши семьи и толпы людей отправляет в печь или газовые камеры; вы ему подставляете левую щёку, а он отрезает вам голову.
Легко себе представить, что было бы с сирийским народом, жителями Донецкой и Луганской областей, если бы они сочли оголтелую толпу религиозных фанатиков ИГИЛ и неофашистов Украины “пристыженными”. А что было бы с Россией и её народом, если бы наши предки покорно склоняли голову перед лицом военной интервенции Германии, Франции, Швеции, Великобритании, Японии, Турции, Польши. любой иностранной агрессии?! Что было бы с Россией и всеми нациями, населяющими страну, в период Великой Отечественной Войны 1941-1945 г. А.Гитлер и фашисты, не получив должного отпора, были бы “пристыженными” и стали бы лучшими друзьями, осознав всю мерзость и античеловечность собственных деяний?!
Таким образом, христианство, призывая слепо к всепрощению злодеяний, воспитывает человека-раба, равнодушного к боли и страданиям и собственным и других людей. Если человек проходит смиренно, когда женщину, например, насилуют или пытаются кого-то убить, то этот человек становится в один ряд с насильниками и убийцами. Бездействие перед лицом зла являет собой такое же преступное деяние, как и совершаемое злодеяние.

Так кто же этот враг, которого можно и нужно возлюбить, как самого себя?

Если учесть, что главный враг — тёмная сторона души человека (не отрицайте, ибо в каждом человеке присутствует и то и другое, каждый потенциально способен на добро и злодеяние), то это послание Христа — не призыв к всепрощению злодеяний внешних, физических, дабы “пристыдить” злодея, а борьба с тёмной стороной своей души – истинным врагом своей сущности через освещение её любовью. Возлюбить врага, как самого себя – означает возлюбить и принять тёмную сторону своей души, ибо она присутствует в каждом человеке.
В моём эссе «Непротивление злу» эта мысль проходит красной нитью.

«Возлюби врага своего» не исключает «Око за око», как считают многие, а дополняет, ибо «Око за око» и «Зуб за зуб» – не призыв к мщению, а означает, что на любое (позитивное — доброе или негативное — злое) воздействие всегда будет строго адекватная реакция Вселенной.
Не забывайте об этом “враге”, живущем в вашей душе и он, действительно, может преобразиться в доброго, лучшего друга. Все послания Христа пронизаны единой мыслью о преобразовании души и духовного мира человека, и, через индивидуальное преображение, происходит качественное изменение всего человечества и окружающего мира. Всегда, во все времена, везде, все преобразования и изменения происходили и происходят от единичного — к множественному, от внутреннего — к внешнему.

Насельник – житель, обитатель какой-либо страны, местности, селения, населенного пункта, жилого помещения; монах или послушник, постоянно живущий в монастыре и подчиняющийся его уставу. (прим. автора)

Источники:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagornaja-propoved/123
http://pravoslavie.ru/75872.html
http://www.stihi.ru/2017/11/16/6867

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector
×
×