Туч с мягким знаком или нет – ь в наречиях
Азбучные истины
Интерактивный диктант
Учебник ГРАМОТЫ: орфография
Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация
Имена и названия. Интерактивный тренажер
Учебники
Олимпиады
Видео
Полезные ссылки
Летнее чтение
Запоминалки
Цитаты о языке
Скороговорки
Пословицы и поговорки
Учебник ГРАМОТЫ: орфография
Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».
Правописание мягкого знака на конце слов после шипящих
В русском языке в конце слов шипящие (Ж, Ш, Щ и Ч) возможны в шести частях речи:
в существительных (НОЧЬ, СТОРОЖ, МНОГО ЗАДАЧ),
в прилагательных (ГОРЯЧ),
в глаголах (ПИШЕШЬ),
в наречиях (НАСТЕЖЬ),
местоимениях (НАШ),
частицах (ЛИШЬ).
Каждая из этих частей речи для употребления мягкого знака имеет свое, особенное правило.
1. Если перед нами существительное, то мягкий знак после шипящих ставится лишь тогда, когда слово принадлежит III склонению (НОЧЬ). Существительные I и II склонения с шипящей на конце пишутся без мягкого знака (МНОГО ТУЧ, КИРПИЧ). Не забудьте, что отчества и фамилии, оканчивающиеся на –ИЧ, являются существительными II склонения и пишутся без мягкого знака. Например: СЕРГЕЕВИЧ, РЮРИКОВИЧ, ВОЙНОВИЧ.
2. Если слово отвечает на вопрос КАКОВ? и является кратким прилагательным, то после шипящего на конце мягкий знак не нужен (ГОРЯЧ, МОГУЧ).
3. Глаголы с шипящим на конце всегда пишутся с мягким знаком. Например: СМОТРИШЬ или ПОСМОТРИШЬ (в форме второго лица ед. числа настоящего или будущего времени), РЕЖЬ (в повелительном наклонении), ЖЕЧЬ (в неопределенной форме). Обратите внимание, что в глаголах мягкий знак может оказаться после шипящей и не на самом конце слова, а перед постфиксами –СЯ или -ТЕ, например: КУПАЕШЬСЯ, СПРЯЧЬТЕ.
4. На конце наречий после шипящих мягкий знак пишется всегда (НАСТЕЖЬ, ВСКАЧЬ, ПРОЧЬ), кроме исключений: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ.
5. Местоимения с шипящими на конце пишутся без мягкого знака, например: НАШ, ВАШ.
6. Всегда с мягким знаком пишутся частицы ИШЬ, ЛИШЬ, БИШЬ.
Упражнение
Мы уж_ это знали и не мешали ему хозяйничать по-своему; но между нами находился офицер, недавно к нам переведенный. («Выстрел», А. С. Пушкин)
На шее у Петровича висел моток шелку и ниток, а на коленях была какая-то вето ш_ . («Шинель», Н. В. Гоголь)
Это то ч_ -в-то ч_ как сначала они забрали и заподозрили этих, как би ш_ их. Коха да Пестрякова. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)
Наконец сделалось бедняге, в некотором роде, невтерпе ж_ , решился во что бы то ни стало пролезть штурмом, понимаете. («Мертвые души», Н. В. Гоголь)
Выражение это говорило, что она решилась, не жалуясь, переносить свое несчастие, и что ее му ж_ есть крест, посланный ей от Бога. («Война и мир», Л. Н. Толстой)
Солнце только начинало подниматься из-за ту ч_ ; в воздухе было свежо и росисто. («Война и мир», Л. Н. Толстой)
И как подумае ш_ , что и кто – какое ничтожество может быть причиной несчастья людей! («Война и мир», Л. Н. Толстой)
Он знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневае ш_ся в нем. («Война и мир», Л. Н. Толстой)
Как только он начинал говорить что-нибудь такое, что не удовлетворяло цели обвинения, так принимали желобок, и вода могла те ч_ , куда ей угодно. («Война и мир», Л. Н. Толстой)
Говорят, что его мать была очень хороша собою, и мне странно кажется, почему она так неудачно вышла заму ж_ , за такого незначительного человека. («Бедные люди», Ф. М. Достоевский)
Я ему говорил. Не пла ч_ обо мне: я постараюсь быть и мужественным, и честным, всю жизнь, хоть я и убийца. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)
Все сраженье состояло только в том, что сделали казаки Орлова-Денисова; остальные войска ли ш_ напрасно потеряли несколько сот людей. («Война и мир», Л. Н. Толстой)
Оно само упадет, когда будет зрело, а сорве ш_ зелено, испорти ш_ яблоко и дерево, и сам оскомину набье ш_ . («Война и мир», Л. Н. Толстой)
Николай в два слова купил за шесть тыся ч_ семнадцать жеребцов на подбор (как он говорил) для казового конца своего ремонта. («Война и мир», Л. Н. Толстой)
На той стороне ограды старик строгал обру ч_ и не видал Левина. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)
Кроме фальши и лжи, ничего не могло выйти теперь; а фаль ш_ и ло ж_ были противны его натуре. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)
Никто не объявлял войны, а люди сочувствуют страданиям ближних и желают помо ч_ им, – сказал Сергей Иванович. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)
И вот в Москве, где каждая встреча ей но ж_ в сердце, она живет шесть месяцев, с каждым днем ожидая решения. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)
Наступила но ч_ – мать благословила до ч_ свою и пожелала ей кроткого сна, но на сей раз желание ее не исполнилось; Лиза спала очень худо. («Бедная Лиза», Н. М. Карамзин)
Но иногда – хотя весьма редко – златой лу ч_ надежды, лу ч_ утешения освещал мрак ее скорби. («Бедная Лиза», Н. М. Карамзин)
И там один клю ч_ есть всех больше, втрое, с зубчатою бородкой, конечно, не от комода. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)
Не беспокойтесь, не дам-с, – решительно сказал уса ч_ и отправился вслед за ними. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)
Но, уходя, осмелюсь заметить, что впредь надеюсь быть избавлен от подобных встре ч_ и, так сказать, компромиссов. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)
Пла ч_ бедной, чахоточной, сиротливой Катерины Ивановны произвел, казалось, сильный эффект на публику. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)
Бледно-желтое, иссохшее лицо ее закинулось навзни ч_ назад, рот раскрылся, ноги судорожно протянулись. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)
Ди ч_ ! – завопил взбешенный до ярости Лужин, – ди ч_ вы все мелете, сударь. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)
Марфа Терентьевна не унималась, а все больше и больше приставала к градоначальнику: вынь да поло ж_ Бонапарта, то под конец он изнемог. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)
Что ни выпалит из ружьеца, то сердце насквозь прострелит, что ни махнет сабелькой, то голова с пле ч_ долой. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)
Многократно делал походы против недоимщиков и столь был охо ч_ до зрели щ_ , что никому без себя се ч_
не доверял. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)
«Довольно! – произнес он решительно и торжественно, – про ч_ миражи, про ч_ напускные страхи, про ч_ привидения. » («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)
Думалось, что небо обрушится, земля разверзнется под ногами, что налетит откуда-то смер ч_ и все поглотит, все разом. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)
Долго он торговался с ними, просил за розыск алтын да деньгу, головотяпы же давали гро ш_ да животы свои в придачу. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)
Упражнение подготовили Н. Соловьева и Б. А. Панов («Лига Школ»).
Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Содержание
- Когда пишется мягкий знак на конце наречий?
Бонус
- Тест по теме
Когда пишется мягкий знак на конце наречий?
Мягкий знак после шипящих на конце наречий всегда пишется после букв ч и ш. Примеры наречий с мягким знаком после шипящих: навзничь, сплошь, наотмашь, точь-в-точь.
Мягкий знак на конце наречий не пишется, если слово оканчивается на букву ж. Таких слов в русском языке только три и их нужно запомнить: уж, замуж, невтерпеж (просторечное).
Тест по теме
Оценка статьи
Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 1147.
Не понравилось? – Напиши в комментариях, чего не хватает.
- Дефисное написание слов
- Что такое наречие в русском языке
- На какие вопросы отвечает наречие
- Наречие как часть речи
- Морфологический разбор наречия
- Н и НН в наречиях
- Как подчеркивается наречие в предложении
- Разряды наречий по значению
- Слитное и раздельное написание наречий
- Дефис в наречиях
- Правописание наречий
- Степени сравнения наречий
- Как пишется НЕ с наречиями
- Мягкий знак после шипящих на конце наречий
- Отрицательные наречия
- Указательное наречие
- Как определить наречие
- Способы образования наречий
- Смысловые группы наречий
- Морфологические признаки наречия
- Не с наречиями на О, Е
- Местоименные наречия
- Синтаксическая роль наречия
- Буквы “о” и “а” на конце наречий
- Правописание суффиксов наречий
- Слитное, дефисное и раздельное написание наречий
- Как отличить наречие от прилагательного?
- Определительные и обстоятельственные наречия
- Наречия времени
- О, Е на конце наречий после шипящих
- Правописание наречий, предлогов, союзов
- Окончание наречий
- Разбор наречия по составу
- Неизменяемость наречий
- Наречия меры и степени
- Наречия места
показать все
По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.
- 1.
марьям дибиргаджиева 332
- 2.
Игорь Проскуренко 263
- 3.
Надежда Лопина 204
- 4.
Елжан Джалшора 166
- 5.
Таня Хмелевская 139
- 6.
Даниил Киселёв 95
- 7.
Nura Velieva 82
- 8.
Ольга Жаркова 73
- 9.
Лада Шадрова 71
- 10.
Тихон Штельма 66
- 1.
Алина Сайбель 16,224
- 2.
Юлия Бронникова 16,160
- 3.
Кристина Волосочева 16,070
- 4.
Ekaterina 15,746
- 5.
Мария Николаевна 15,655
- 6.
Лариса Самодурова 15,395
- 7.
Darth Vader 15,011
- 8.
Liza 14,665
- 9.
TorkMen 14,326
- 10.
Влад Лубенков 13,235
Самые активные участники недели:
- 1. Виктория Нойманн – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Bulat Sadykov – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Дарья Волкова – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:
- 1. Наталья Старостина – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Николай З – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Давид Мельников – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.
Мягкий знак на конце наречий после шипящих: правило, примеры
– Почему грустишь, царевна? Почему печален взгляд?
И ужимки скоморохов отчего не веселят?
– Ах, приснился мне царевич, он настолько был пригож,
И со мной случилось что-то: мне уж замуж невтерпёж.
Такой разговор мог бы произойти в волшебном Тридевятом царстве, но для нас этот диалог интересен прежде всего тем, что в нём присутствуют примеры, в которых мягкий знак на конце наречий после шипящих отсутствует.
Орфограмма изучается в 4-м классе
Очень сложная орфограмма, связанная с шипящими на конце и Ь, подлежит изучению в начальных классах. Дети проходят эту тему в течение всего обучения в начальной школе: сначала в ходе изучения глагола, потом – существительного и прилагательного. А наречия изучаются в последний год начального образования.
Следовательно, изучает правописание орфограммы «мягкий знак на конце наречий после шипящих» 4 класс. ФГОС предусматривает знакомство с написанием самых распространённых слов, в которых присутствует эта орфограмма, к таким относятся исключения:
Формирование навыка различения частей речи
Очень важно сформировать у детей умение различать слова различных частей речи, так как от этого зависит их орфографическая зоркость. Без такого навыка учащиеся не смогут правильно выбирать нужную орфограмму, в том числе и мягкий знак на конце наречий после шипящих.
Слова удобнее всего будет распределить на группы по частям речи, в этом поможет таблица, в которой, кроме части речи и вопросов, нужно указать условия выбора употребления или неупотребления мягкого знака.
отвечает на вопросы:
отвечает на вопросы: каков?
отвечает на вопросы: что делать?
отвечает на вопросы: как?
не 3 скл. – не пишется
пишется (иск.: замуж, уж, невтерпёж)
Мягкий знак на конце наречий после шипящих
Правило написания мягкого знака в данном случае формулируется довольно просто. В качестве примеров наречий приведем слова, заканчивающиеся на шипящий и отвечающие на вопрос: как?
- Бежит (как?) вскачь.
- Распахнул (как?) настежь.
- Упал (как?) навзничь.
- Покрыт (как?) сплошь.
- Стало (как?) невмочь.
Как видно из этих примеров, мягкий знак на конце наречий после шипящих пишется, не распространяется это правило только на слова: замуж, невтерпёж, уж.
Словарная работа
Очень важно, чтобы дети понимали значение наречий, иначе они их просто не запомнят. Значит, необходимо проводить словарную работу. Для этого возможно использование синонимов:
- она выходит замуж – он женится;
- вскачь – быстро, скачками;
- навзничь – на спину;
- наотмашь – с размаху;
- настежь – распахнуто до отказа;
- невмочь, невтерпёж – терпеть невозможно, очень хочется;
- прочь – вон;
- сплошь – плотно, очень густо, все подряд;
- уж – сейчас, в данный момент.
Для закрепления рекомендуется составить словосочетания с изученными словами в ходе выполнения заданий:
1. Установите соответствия между словами, которые можно связать по смыслу:
- вскачь;
- навзничь;
- наотмашь;
- настежь;
- невмочь, невтерпёж;
- прочь;
- сплошь;
- уж.
- ждать;
- наступил;
- покрыл;
- ушёл;
- несётся;
- открыл;
- упал;
- ударил.
2. Составьте с этими словами предложения о школьной жизни на одну из тем:
- Мы на уроке.
- Мы на перемене.
- Мы идём на экскурсию.
Диктант для закрепления
Когда правописание усвоено, и толкование слов понятно, можно провести контрольный диктант с целью диагностики сформированности навыка правописания орфограммы «мягкий знак на конце наречий после шипящих» и закрепления изученного материала.
Когда мама выходила замуж, ее младшей сестре было невмочь поскорее увидеть старшую в белоснежном наряде. Вот уж наступил день свадьбы, и сестренка вскачь побежала в комнату невесты. Она настежь распахнула дверь, а там стоял папа. Он был на свадьбе женихом, и пришёл раньше. Он очень хотел жениться на маме, и долго ждать ему было невтерпёж. Он стоял за дверью, и когда та распахнулась, папа упал навзничь и уронил вазу. Весь пол был сплошь залит водой. Но мама не рассердилась, ведь у нее был счастливый день!
Контрольный тест
Для применения правила «мягкий знак на конце наречий после шипящих» 4 класс должен обладать целым комплексом знаний и умений. С целью их выявления целесообразно провести тестирование.
Первое задание – на знание частей речи и умение различать слова по этому признаку. Нужно определить, какое из слов является наречием:
Второе задание проверяет умение ставить мягкий знак на конце наречий после шипящих. Примеры слов:
1) настеж(?); 2) проч(?); 3) невтерпёж(?); 4) невмоч(?).
Третье задание – вставить слова в предложения. Это способствует развитию речи детей и помогает сформировать навык употребления наречий в собственной языковой деятельности:
- Я хватаю шляпу и бегу ________ из душных комнат.
- Стены были __________ увиты плющом.
- Окна в доме были _____________ открыты.
- Всадник понёсся ____________ по дороге.
- Скорей бы _________ кончился урок.
- Мне бегать и прыгать _____________.
- Я ударил противника _____________ и выиграл схватку.
- Его сестра собиралась _____________ за моего брата.
- Под напором волны я повалился ______________ .
- Не хватило________ несколько минут, чтобы стать победителем в забеге.
Четвёртое задание поможет обобщить умение правильно ставить мягкий знак на конце слов. Нужно вставить, где необходимо, мягкий знак в предложениях:
- Луна меж туч(?) несмело выглянула на миг, и снова скрылась проч(?).
- Луч(?) золотой тянется весной, падает на луг, оживляет всё вокруг.
- Песок Сахары жгуч(?), он беспощаден и горюч(?).
- Со свистом мимо наших крыш(?), как молния, пронёсся стриж(?).
- Наотмаш(?) ударило море волной бедный кораблик мой.
- Камыш(?) у бережка растёт, малыш(?) его для мамы рвёт.
- Дуб вырос высок и могуч(?), под ним сегодня много луж(?).
- Отца попросит доч(?) помоч(?), самой ей невмоч(?).
- С зарёю проч(?) уходит ноч(?).
- Карандаш(?) мой хорош(?), он нарисует мне чертёж(?).
Ответы на задания теста «Мягкий знак на конце наречий после шипящих»
Ответ на первое задание:
- настежь.
Ответ на второе задание:
1) настежь; 2) прочь; 3) невтерпёж; 4) невмочь.
Ответ на третье задание:
- Я хватаю шляпу и бегу прочь из душных комнат.
- Стены были сплошь увиты плющом.
- Окна в доме были настежь открыты.
- Всадник понёсся вскачь по дороге.
- Скорей бы уж кончился урок.
- Мне бегать и прыгать невтерпёж.
- Я ударил противника наотмашь и выиграл схватку.
- Его сестра собиралась замуж за моего брата.
- Под напором волны я повалился навзничь.
- Не хватило лишь несколько минут, чтобы стать победителем в забеге.
Ответ на четвёртое задание:
- Луна меж туч несмело выглянула на миг, и снова скрылась прочь.
- Луч золотой тянется весной, падает на луг, оживляет всё вокруг.
- Песок Сахары жгуч, он беспощаден и горюч.
- Со свистом мимо наших крыш, как молния, пронёсся стриж.
- Наотмашь ударило море волной бедный кораблик мой.
- Камыш у бережка растёт, малыш его для мамы рвёт.
- Дуб вырос высок и могуч, под ним сегодня много луж.
- Отца попросит дочь помочь, самой ей справиться невмочь.
- С зарёю прочь уходит ночь.
- Карандаш мой хорош, он нарисует мне чертёж.
Источники:
http://gramota.ru/class/coach/tbgramota/45_88
http://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/myagkiy-znak-na-konce-narechiy-posle-shipyashhih
http://fb.ru/article/263436/myagkiy-znak-na-kontse-narechiy-posle-shipyaschih-pravilo-primeryi