1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Таблица менделеева черно белая для ОГЭ – растворимость ЕГЭ

Химия в таблицах и схемах для подготовки к ОГЭ. Савинкина Е.В., Логинова Г.П.

В справочнике в виде доступных схем и таблиц представлен школьный курс химии. Наглядное, простое и удобное изложение материала способствует его лучшему усвоению и запоминанию. Книга окажет эффективную помощь при изучении новых и повторении пройденных тем, а также при подготовке к основному государственному экзамену по курсу химии. Преподаватели химии могут использовать ее на уроках в качестве опорных схем.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 10
ВЕЩЕСТВО
Строение атома
Таблица 1. Атом 12
Схема 1. Строение электронных оболочек атомов 12
Таблица 2. Первые 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева 13
Периодический закон Д.И. Менделеева
Таблица 3. Современная формулировка Периодического закона 15
Таблица. 4. Периодическая система химических элементов 15
Таблица 5. Закономерности изменения свойств в группах 15
Таблица 6. Закономерности изменения свойств в периодах 16
Таблица 7. Изменение состава и свойств водородных соединений, высших оксидов и гидроксидов элементов 3-го периода периодической системы 17
Химическая связь
Таблица 8. Типы химической связи 18
Таблица 9. Валентность. Степень окисления 19
Таблица 10. Определение степени окисления 19
Таблица 11. Высшие и низшие степени окисления элементов в химических соединениях 20
Таблица 12. Определение степени окисления 21
Чистые вещества и смеси
Таблица 13. Вещества 21
Таблица 14. Отношение веществ к воде 22
Таблица 15. Взвеси 22
Классы неорганических веществ
Таблица 16. Совокупность атомов 22
Таблица 17. Неорганические вещества 23
Таблица 18. Положение неметаллов в периодической системе элементов 23
Таблица 19. Сложные вещества 24
Таблица 20. Классификация гидроксидов и оксидов 24
Таблица 21. Классификация солей 24
Таблица 22. Номенклатура неорганических соединений 25
Таблица 23. Общая классификация неорганических веществ 26
Таблица 24. Традиционные названия некоторых кислородсодержащих кислот и их анионов 28
ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ
Химическая реакция
Таблица 25. Признаки химических реакций 29
Таблица 26. Условия протекания химических реакций 29
Классификация химических реакций
Таблица 27. Классификация по изменению состава веществ 30
Таблица 28. Классификация по изменению степеней окисления 30
Таблица 29. Классификация по тепловому эффекту 31
Электролитическая диссоциация
Таблица 30. Вещества в растворе 31
Катионы и анионы
Таблица 31. Ионы 31
Таблица 32. Продукты диссоциации 32
Реакции ионного обмена
Таблица 33. Правила Бертолле 32
Таблица 34. Молекулярные и ионные уравнения 33
Окислительно-восстановительные реакции
Таблица 35. Окислители и восстановители 33
Таблица 36. Примеры окислителей и восстановителей 34
Таблица 37. Метод электронного баланса 34
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ И ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
Химические свойства простых веществ
Таблица 38. Реакции металлов 36
Таблица 39. Реакции неметаллов 38
Химические свойства сложных веществ
Таблица 40. Реакции основных оксидов 39
Таблица 41. Реакции кислотных оксидов 39
Таблица 42. Реакции амфотерных оксидов 40
Таблица 43. Реакции оснований 40
Таблица 44. Реакции кислот 41
Таблица 45. Реакции солей 42
Взаимосвязь различных классов неорганических веществ
Таблица 46. Превращения веществ 43
Органические вещества
Таблица 47. Углеводороды 44
Таблица 48. Предельные углеводороды 45
Таблица 49. Реакции предельных углеводородов 45
Таблица 50. Непредельные углеводороды 46
Таблица 51. Реакции непредельных углеводородов 46
Таблица 52. Спирты 47
Таблица 53. Реакции спиртов 48
Таблица 54. Карбоновые кислоты 48
Таблица 55. Реакции карбоновых кислот 48
Таблица 56. Биологически важные вещества 49
Таблица 57. Уровни структуры молекул белка 50
Таблица 58. Химические свойства белков 50
Таблица 59. Углеводы 51
МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ
Химическая лаборатория
Таблица 60. Основные правила работы в химической лаборатории 53
Таблица 61. Химическая посуда и оборудование 55
Таблица 62. Разделение смесей и очистка веществ 58
Качественные реакции на ионы в растворе
Таблица 63. Окраска индикаторов 59
Таблица 64. Качественные реакции на ионы 59
Получение и обнаружение газообразных веществ
Таблица 65. Получение газов 60
Таблица 66. Обнаружение газов 60
Получение неорганических веществ
Таблица 67. Способы получения оксидов 61
Таблица 68. Способы получения оснований и амфотерных гидроксидов 62
Таблица 69. Способы получения кислот 63
Таблица 70. Способы получения солей 63
Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций
Таблица 71. Важнейшие величины 65
Таблица 72. Соотношения между величинами 66
Таблица 73. Нормальные физические условия 67
Таблица 74. Соотношения между величинами в растворе 67
Таблица 75. Приготовление растворов 68
Таблица 76. Стехиометрические законы 69
ПРИЛОЖЕНИЯ
Таблица 1. Периодическая система элементов Д.И. Менделеева 72
Таблица 2. Химические элементы: порядковый номер, атомная масса (округленная), электроотрицательность 74
Таблица 3. Растворимость неорганических соединений в воде 76
Таблица 4. Тривиальные названия веществ 78
Таблица 5. Приставки для образования кратных и дольных единиц 80
Таблица 6. Соотношения между единицами 80
Таблица 7. Некоторые наиболее распространенные минералы 81
Таблица 8. Энергетические уровни и подуровни 82
Таблица 9. Правила заполнения АО в основном состоянии 83
Схема 1. Последовательность заполнения АО электронами в основном состоянии 84
Таблица 10. Блоки элементов 85
Таблица 11. Электроотрицательность элементов % по Оллреду и Рохову 85
Таблица 12. Типы кристаллических решеток 88
Таблица 13. Среда водных растворов 90
Таблица 14. Реакции с участием воды 90
Таблица 15. Обратимый гидролиз солей 91
Таблица 16. Среда в растворах кислых солей 92
Таблица 17. Окисленные и восстановленные формы некоторых веществ 93
Схема 2. Электрохимический ряд напряжений металлов 94
Таблица 18. Способы борьбы с коррозией 95

Читать еще:  Плоскогубцы и пассатижи в чем разница

В помощь школьникам и учителям предлагается пособие, которое представляет собой обобщенное изложение в наглядных таблицах и схемах всех основных правил, законов, формул и расчетов по курсу органической и неорганической химии.
Включены все главные разделы химии, изучаемые в 8—9 классах. Это строение атома, периодический закон Д.И. Менделеева, строение периодической системы химических элементов, виды химической связи, вещества и смеси, классы неорганических соединений, классификация химических реакций, химические свойства сложных веществ, органические вещества, углеводороды, их классификация и свойства, биологически важные вещества, структура и свойства молекул белка, углеводы.

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

CHEMEGE.RU

Подготовка к ЕГЭ по химии и олимпиадам

Чем можно пользоваться на ЕГЭ?

Выдают ли на ЕГЭ калькулятор, или нужно приносить его с собой? Выдают ли на ЕГЭ по химии таблицу Менделеева и таблицу растворимости? Ниже вы найдете ответы на эти и другие вопросы. Внимательно прочитайте статью, поделитесь со своими друзьями. Помните — незнание правил ЕГЭ не освобождает от ответственности за их нарушение!

Ответы на эти и другие вопросы найти легко — на официальных порталах ЕГЭ: ege.edu.ru, fipi.ru, mathege.ru.

Перечень дополнительных устройств, которыми разрешается пользоваться во время экзаменов по каждому предмету ЕГЭ, ежегодно утверждается приказом Минобрнауки России.

Кроме того, в комплекты КИМ по некоторым предметам включены справочные материалы.

Ниже дан полный перечень разрешенных дополнительных устройств и материалов, составленный на основе спецификаций по предметам.

ЕГЭ по математике

Разрешается пользоваться линейкой.

Справочные материалы, которые можно использовать во время экзамена, выдаются каждому участнику ЕГЭ вместе с текстом его экзаменационной работы.

ЕГЭ по географии

Разрешено использование непрограммируемого калькулятора (на каждого ученика), линейки и транспортира.

Непрограммируемый калькулятор должен обеспечивать арифметические вычисления (сложение, вычитание, умножение, деление, извлечение корня) и вычисление тригонометрических функций (sin, cos, tg, ctg, arcsin, arcos, arctg).

Калькулятор не должен предоставлять возможность сохранения в своей памяти баз данных экзаменационных заданий и их решений, а также любой другой информации, знание которой прямо или косвенно проверяется на экзамене.

Калькулятор не должен предоставлять экзаменующемуся возможности получения извне информации во время сдачи экзамена. Коммуникационные возможности калькулятора не должны допускать беспроводного обмена информацией с любыми внешними источниками.

ЕГЭ по химии

Разрешено использование непрограммируемого калькулятора с возможностью вычисления тригонометрических функций (cos, sin, tg) и линейки.

Также к каждому варианту экзаменационной работы прилагаются следующие материалы:

  • периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;
  • таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;
  • электрохимический ряд напряжений металлов.

ЕГЭ по физике

Разрешено использование непрограммируемого калькулятора (на каждого ученика) с возможностью вычисления тригонометрических функций (cos, sin, tg) и линейки.

Кроме того, каждый КИМ содержит справочные данные, которые могут понадобиться при выполнении работы.

ЕГЭ по иностранным языкам

Дополнительные материалы и оборудование на экзамене по иностранному языку включают звуковоспроизводящую аппаратуру, аудиокассеты или компакт-диски (CD) с материалами для выполнения заданий раздела 1 «Аудирование».

По остальным предметам использование дополнительного оборудования и материалов на экзамене не предусмотрено.

Всё, что не входит в спецификацию КИМ ЕГЭ по предмету, иметь и использовать на экзамене запрещено, в том числе:

  • мобильные телефоны или иные средства связи;
  • любые электронно-вычислительные устройства и справочные материалы и устройства.

При нарушении этих правил и отказе в их соблюдении организаторы совместно с уполномоченным представителем ГЭК вправе удалить участника ЕГЭ с экзамена с внесением записи в протокол проведения экзамена в аудитории с указанием причины удаления. На бланках и в пропуске проставляется метка о факте удаления с экзамена.

Обратите внимание!

  • Калькулятор и ручку (с запасом) необходимо приносить на экзамен самому.
  • Если вы просто пронесли телефон на экзамен, то организаторы имеют право удалить вас с экзамена, даже если вы этим телефоном не пользовались.
  • На некоторые экзамены можно приносить непрограммируемый калькулятор, но с возможностью расчета тригонометрических функций. Заранее (в начале года) купите себе такой калькулятор, и весь год постарайтесь работать с ним, выполняя тренировочные и диагностические работы, чтобы привыкнуть к этому калькулятору.
  • Ноутбуки, планшеты, КПК, смартфоны, компьютеры в часах использовать на экзамене ЕГЭ запрещено! За пользование ими вас могут удалить с экзамена.

Если у вас остались какие-то вопросы по поводу экзамена, вы можете задать их через форму обратной связи ниже. Рекомендую также прочитать остальные мои методические статьи)

Breaking good: как сдать ОГЭ по химии

Рассказываем, как избежать типичных ошибок на экзамене и на какие задания обратить особое внимание

Как устроен экзамен

Две модели экзамена. Есть два варианта ОГЭ по химии — с экспериментом и без. То, какой вариант вы будете писать, зависит от оснащённости и техническо-материальных возможностей школы, в которой проходит экзамен. Учителя, как правило, знают, какая модель ОГЭ по химии будет у их учеников, поэтому советую выяснить этот вопрос у своего преподавателя заранее.

Задания и время. В ОГЭ по химии без эксперимента 22 задания, на их выполнение даётся 120 минут. В экзамене с экспериментом — 23 задания и 140 минут, за которые нужно справиться с задачами.

Задания делятся на два вида: с кратким и развёрнутым ответом. В заданиях с кратким вам нужно выбрать один или несколько ответов из предложенных вариантов:

  • в заданиях 1–15 — один ответ из четырёх;
  • в заданиях 16–17 — два ответа из пяти;
  • в заданиях 18-19 — пересечение множеств.
Читать еще:  Рудковская Яна возраст: гном гномыч плющенко

Баллы. Максимальное количество баллов за ОГЭ без эксперимента — 34, с экспериментом — 38.

1 балл — с 1 по 15 задание.

2 балла — с 16 по 19 задания, если ответ полностью верен. Если допущена одна ошибка, за эти задания поставят 1 балл.

3 балла — за 20 и 21 задание.

4 балла — за 22 задание в экзамене с экспериментом.

5 баллов — за 22 задание в экзамене без эксперимента и 23 задание в экзамене с экспериментом.

В ОГЭ есть шкала, по которой первичные баллы, полученные за экзамен, переводятся в пятибалльную систему. Обычно шкала остаётся одинаковой в каждом году, но после сдачи экзамена лучше уточнить, не изменились ли правила.

Шкала перевода первичных баллов в отметки по пятибалльной системе в 2018 году

Как готовиться

Когда лучше начинать. К ОГЭ по химии я советую готовиться с 9 класса, но подготовка к экзаменам — вопрос индивидуальный. В целом ученики лучше справляются с ОГЭ по химии, чем с ЕГЭ, и одного года вполне хватает даже при изучении предмета с нуля. Скорее всего, это связано с тем, что от ОГЭ не зависит поступление в вуз. Чем меньше школьники нервничают, тем лучше концентрируются на заданиях. Частично это связано с темами: большинство из них проходят в девятом классе, а сдавать экзамен со свежими знаниями всегда проще.

Как выстроить подготовку. Если вы раньше совсем не изучали химию, начните с основ: хорошо уясните для себя, что такое вещество и элемент, какое строение у молекул и атомов, какие связи могут быть между веществами и какие классы веществ существуют, что такое степень окисления и другие вопросы, которые рассматриваются на уроках химии в восьмом классе. После освоения этой базы более сложные темы будут даваться гораздо проще.

Для изучения основ подойдёт учебник по химии за 8 класс, например, под редакцией Кузнецовой или Ерёмина. Тем, кто в дальнейшем планирует сдавать ЕГЭ по химии, рекомендую купить пособие А. Егорова «Репетитор по химии», где собраны темы за весь курс школьной химии.

Также я советую завести список, в который будете последовательно добавлять информацию о самых распространенных веществах. Например, если вы прочитали параграф про соединения азота, сразу выписывайте все характеристика его оксидов, физические свойства, качественные реакции, применение и специфические особенности.

Пройденный материал советую сразу закреплять на практике, выполняя задания из сборников ОГЭ. Есть два вида сборников задач по химии: тематические, где для каждой темы подобраны все виды заданий по ОГЭ, и типовые, где варианты заданий представлены в том виде, в каком они будут на экзамене. Тем, кто готовится к экзамену в этом году, советую купить сборник с типовыми задачами «ОГЭ-2019. Химия. 30 тренировочных заданий» под редакцией В. Доронькина или «ОГЭ-2019. Химия 9 класс. Типовые тестовые задания» Ю. Медведева. Для решения тематических задач берите «Большой сборник тематических заданий по химии для подготовки к ОГЭ» под редакцией А. Корощенко.

Я рекомендую начать подготовку с тематических сборников — в ОГЭ по химии не столько важен навык решения задач, сколько понимание предмета. По моему опыту, эффективнее сначала изучать одну тему и тут же закрепить знания, выполняя по этой теме различные виды заданий из сборника.

  • изучите одну тему в учебнике;
  • посмотрите дополнительные материалы, например, лекции или вебинары по той же теме;
  • решайте разные виды задач именно по этой теме.

Если при решении задач вы чувствуете, что делаете много ошибок или тратите много времени, вернитесь к теории и обсудите с преподавателем те вопросы, которые остались непонятными. Как только вы начнёте понимать логику тех химических процессов, которые представлены в задачах, вы будете справлять с ними гораздо лучше.

Как правильно пользоваться википедией. Русскоязычная википедия — неплохой ресурс для уточнения информации или поиска ответа на конкретный вопрос в рамках школьной программы. При подготовке к ОГЭ по химии вы вполне можете использовать его как справочник.

Однако лучше сразу приучать себя не просто читать приведённую информацию, а проверять источники, на которые ссылаются авторы статьи. В списке литературы хорошей онлайн-статьи по химии должны быть ссылки на уважаемые журналы, например, на Nature, Chemical Science, Green Chemistry, Chemical Society Reviews. Также у каждого научного издания есть такой показатель, как импакт-фактор — цифра, которая показывает, как часто статьи данного издания цитируют в научном мире. Её всегда указывают на сайте журнала. Для сравнения, у одного из самых старых и авторитетных общенаучных журналов Nature импакт-фактор — 30.

На какие задания обратить особое внимание

Задание № 13. Вызывает сложности, потому что в него включают очень разные темы: правила работы в лаборатории, правила обращения с различными веществами, проблемы безопасности, очистка веществ, приготовление растворов, загрязнение окружающей среды.

Для ответа на него нужно обладать широким кругозором и уметь отвечать на такие вопросы, как:

  • Что способствует появлению озоновых дыр?
  • Какое вещество из приведённых токсично? Какой газ безопасен?
  • Что делать при отравлении химическим веществом?

Задание № 18. Задание на пересечение множеств. Приводятся вещества в паре — добавив к ним третье вещество, нужно определить, что находится в каждой из пробирок.

Чтобы хорошо выполнять такой тип заданий, я советую при изучении веществ всегда их визуализировать. Как только видите значок химического вещества, назовите его вслух полностью и подробно опишите: какие у него цвет, консистенция, запах, свойства.

Однажды один из моих учеников не смог быстро ответить, растворяется ли уголь в воде, потому что перед глазами у него был только химический знак C. Если бы он представил, как выглядит обычный кусок угля, то уравнение С+H2O его совсем не смутило.

Читать еще:  С жиру бесятся — свобода это деньги

Общий алгоритм решения таких заданий:

  • определите, какими ионами и/или функциональными группами различаются вещества;
  • вспомните качественные реакции для этих ионов/функциональных групп — возможно, вы сразу обнаружите подходящий ответ;
  • в реакции должны быть визуальные изменения: изменение цвета, выделение газа, выпадение осадка, растворение осадка.Например, реакция нейтрализации раствора едкого натра соляной кислотой не сопровождается визуальными изменениями. Происходит сливание двух бесцветных растворов и образование третьего бесцветного раствора соли. Определить, что произошла нейтрализация, можно с помощью индикатора.

Обратите внимание, что визуальные признаки реакции должны отличаться. Нельзя, например, различить два белых желеобразных осадка. Чтобы ничего не перепутать, во время подготовки к экзамену отмечайте цвета осадков на распечатанной таблице растворимости

Задание № 19. Нужно определить, с каким набором веществ реагирует исходное соединение. Для выполнения задания важно знать не только общие правила, но и специфические свойства элементов.

Выполняя это задание, в первую очередь определите, к какому классу относится указанное соединение: например, окислитель это или восстановитель. После определения класса вещества вспомните, с какими веществами этот класс взаимодействует, а с какими — нет. Затем определите специфические свойства этого элемента или соединения. Например, если у вас в задании галоген, важно тут же вспомнить, что он не взаимодействует с кислородом. Зная эти факты, вы сможете вычёркивать ответы, где есть кислород.

Помните, что помимо типовых реакций, характерных для определённого класса веществ, соединение может вступать в окислительно-восстановительные реакции. По степени окисления элемента вы сможете определить, какая роль наиболее характерна для рассматриваемого вещества.

Важное уточнение, которое касается заданий № 18 и 19: цифры могут повторяться. То есть элементы правого столбца могут подходить к нескольким элементам из левого столбца. Многие школьники определяют первое вещество и вычёркивают его. Сложность в том, что весь правый столбец нужно рассматривать для работы с каждым элементом слева.

Задание № 22. Даётся список веществ, и необходимо получить заданное соединение в две стадии, описать признаки реакций и записать сокращённое ионное уравнение одной из реакций.

Приведены 5–6 веществ, из которых нужно составить несколько пар взаимодействия и их посчитать. Для этого нужно время, а его на экзамене часто не хватает. Если вы не выработали определённый подход к решению таких задач, то начнёте решать их сложным путём — возьмёте одно вещество и будете писать реакции с остальными пятью. Чтобы сэкономить время на этом задании, важно чётко понимать, как из одного класса веществ перейти в другой. Учиться этому нужно, когда вы начали изучать свойства основных классов веществ. То есть запоминать или выписывать, из каких, например, оксидов можно получить гидроксид, а из каких нельзя, как из оксида получить соль и так далее.

Обратите внимание, что получить заданное соединение нужно именно в две стадии — не в одну. Иногда напрашивается элегантное решение в одну стадию, но нужно помнить о формулировке вопроса и отвечать на него чётко. Также обязательно описывайте признаки реакций: описание признаков каждой реакции даёт 1 балл.

Что помогает усваивать материал

В естественных науках, как и при изучении языков, запоминать материал помогают ассоциации. Некоторые школьники придумывают стихи или зарисовывают разные реакции.

Выпишите для себя понятия, с которыми часто возникает путаница: окислители и восстановители, калий и кальций. Обратите внимание, какие ошибки вы делаете чаще всего и научитеcь их избегать. Например, один из моих учеников нарисовал целый комикс по темам, которые сложно ему давались.

Главное, что действительно помогает при подготовке, — дисциплина. Советую тренировать её именно при подготовке к ОГЭ. Тогда к 11 классу уже выработается навык регулярно заниматься и на выпускном экзамене будет гораздо меньше стресса.

Помните, что в химии не столько важна зубрёжка, сколько понимание. Заучивание поможет выполнить только небольшую часть заданий, для всего остального нужна логика. Когда вы будете изучать основные темы в начале года, постарайтесь не просто выучить теорию из учебника, а понять, как это работает.

Что ещё важно запомнить

1. При подготовке используйте чёрно-белую таблицу Менделеева, которой разрешено пользоваться на экзамене. В обычных цветных табличках, которые висят в классе, есть много подсказок. Они расслабляют внимание, и школьники на экзамене теряются без привычной «шпаргалки».

2. В заданиях, где нужно выбрать один правильный ответ из четырёх, прочитайте все четыре варианта. Даже если первый вариант ответа кажется вам наиболее очевидным и единственно правильным, проверьте себя.

3. Если долго не можете найти правильный ответ, действуйте от обратного: начните вычёркивать варианты, которые точно не подходят.

4. При решении расчётных задач (в ОГЭ их обычно две) важно хотя бы примерно прикидывать, какой ответ вы должны получать в конце. При подсчёте на калькуляторе можно нажать не на ту кнопку. Если вы сразу бездумно запишете готовый ответ и не будете сравнить его с примерными расчётами, то совершите грубую ошибку только из-за невнимательности.

5. Научитесь соблюдать размерность. Если вы граммы делите на грамм, то получаете долю. Если грамм делить на грамм и умножить на процент, ответ будет уже в процентах. Если в задаче что-то приведено в килограммах, а что-то в граммах, то надо свести это к одной единице измерения.

6. Помните о том, что в заданиях № 18 и 19 цифры могут повторяться.

7. Внимательно читайте задание. Иногда оно звучит как «выберите вещество, которое не реагирует с водой». Ученик пропускает частицу «не» и по невнимательности выбирает неправильный ответ.

Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей

Источники:

http://alleng.org/d/chem/chem535.htm
http://chemege.ru/chem-mozhno-polzovatsya-na-ege/
http://media.foxford.ru/chemistry_oge/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector