Суффиксы в русском языке 3 класс, как правильно определить окончание?
Основа слова и окончание
В морфемном составе слова можно выделить приставку, корень, суффикс и окончание. Основа слова включает в себя все эти морфемы, кроме окончания.
Состав слова
В изменяемых словах выделяются минимальные значимые части — морфемы:
Морфема — это термин греческого происхождения. В переводе с греческого языка это слово значит «форма».
Например, в слове «солнечный» выделим следующие морфемы:
солнеч н ый — корень/суффикс/окончание.
Исследованием морфем занимается морфемика.
Корень слова
Главной морфемой в слове является корень. Некоторые непроизводные слова состоят только из корня и окончания:
От значения корня зависит лексическое значение слова. Слова служат нам для называния предметов, признаков или действий. То, что обозначает отдельное слово, является его лексическим значением, например:
существует предмет «трава», и словом «трава» называется зеленый покров земли. Это лексическое значение этого слова, заключенное в корне.
В корне содержится общее значение, которое имеют все однокоренные слова:
дом , дом ик, дом ашний, без дом ный, о дом ашнить.
Все перечисленные однокоренные слова связаны общим лексическим значением с домом — «строением, где постоянно живет человек и его семья».
Вокруг корня группируются в слове все остальные значимые части:
Приставка
Приставка находится перед корнем. С помощью этой морфемы образуются новые слова:
- заголовок — под заголовок (дополнительный заголовок);
- модный — ультра модный (очень модный);
- плыть — пере плыть (преодолеть реку, оказаться на другом берегу).
Приставка вносит разные смысловые оттенки в исходное лексическое значение слова или меняет его лексическое значение.
Суффикс
Суффикс является значимой частью слова. Как и приставка, он образует новые слова:
- золотой — золот ист ый (слегка золотой цвет);
- гора — гор к а (маленькая гора);
- бабушка — бабушк ин (принадлежащий бабушке).
Суффикс, присоединяясь к корню, изменяет исходное значение слов.
Окончание
В отличие от приставки и суффикса, которые являются словообразовательными морфемами, окончание не образует новых слов.
Окончание изменяется и образует формы одного и того же слова, например:
- что? дорог а — ед. ч., им.падеж;
- обочина чего? дорог и — р. п. ед. ч.;
- иду к чему? к дорог е — д. п. ед. ч.;
- думаю о чём? о дорог ах — п. п. , мн. ч.
Окончание изменяет форму слова, но лексическое значение слова остается прежним.
С помощью окончаний слова оформляются в законченную мысль — предложение.
Сравним:
облак о , сер ый , выгляну ть , ярк ий , солнц е
Из-за сер ых облак ов выглянул о ярк ое солнц е .
Что такое основа слова
Все словообразовательные морфемы слова составляют его основу. В основу слова входят приставка, корень и суффикс. Основу слова получим, если не будем учитывать словоизменительную морфему — окончание, например:
- сол ён ый
- крас от а
- за брос и ть
В основе заключено лексическое значение конкретного слова:
красн ый, краснот а, красне ть, покрасне ть, докрасна .
Будем учитывать, что в основу слова не входят также некоторые формообразующие суффиксы.
Суффикс -л- образует форму прошедшего времени глаголов. Эта морфема, как и окончание, не включается в основу глагольных форм:
- подброси л а мяч;
- освети л о верхушки деревьев;
- заигра л и на гитаре.
Видеоурок
LiveInternetLiveInternet
–Приложения
- Я – фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
- Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!
- ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
- Программа телепередачУдобная программа телепередач на неделю, предоставленная Akado телегид.
- Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
–Ссылки
–Музыка
–Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»
–Всегда под рукой
–Рубрики
- деточки . улыбнёмся! (10)
- мужчины. планета марс.. (3)
- Жаркое ..горшочки (2)
- стрижки (2)
- ..окрошка.. (1)
- Пироги Пирожки Пирожочки)))) (260)
- беляши (14)
- блинчики (30)
- булочки (29)
- Пончики (7)
- самса (7)
- тесто (44)
- хлебушек (13)
- чебуреки (29)
- “”””онлайн тесты (1)
- ****МУЛЬТИВАРКА (2)
- Ароматы (15)
- Библиотеки. (163)
- аудиокниги,аудиоспектакли (29)
- вебкамеры мира (1)
- видеоэнциклопедия (4)
- поздравления. (31)
- Ссылки (25)
- фильмы (76)
- Блюда из картофеля.. (61)
- Блюда из курицы (157)
- Блюда из лаваша (28)
- Блюда из макарон. (5)
- Блюда из мяса.. (188)
- Печень гояжья.. (7)
- маринады для запекания (2)
- фарш. (74)
- Холодное..заливное (5)
- шашлычок (17)
- блюда из рыбы,что любит муж (41)
- Солим ..маринуем (22)
- Варенье (10)
- вкусности деточкам (24)
- Выпечка (171)
- на быструю руку (42)
- пирожное (8)
- Пончики (5)
- слоёное тесто (31)
- хлебушек. (2)
- Шарлотка.. (8)
- Готовим на скорую руку. (22)
- горячие бутерброды (3)
- Грибочки)) (26)
- Диеты (132)
- Имбирь! (8)
- Для деточек (813)
- *****умные буквы:гласные согласные (11)
- 3 кл ))русский язык (8)
- матем.тренажёры (6)
- 3кл ))математика (5)
- Тренажёр .чтение (5)
- уроки англ.Петрова (3)
- Грамматика (2)
- Дроби (2)
- графический диктант (1)
- об экономике (1)
- -информатика (1)
- Аттестация 1 класс (1)
- ГИМНАСТИКА (1)
- ****знакомимся с геометрией (5)
- ****решаем уравнения (1)
- **учусь писать красиво (4)
- **учусь писать правильно (23)
- ++скорость чтения (12)
- . время. (3)
- 2 класс русский язык (17)
- 2 КЛАСС. ЗАКРЕПЛЯЕМ ТРУДНЫЕ ТЕМЫ. (25)
- 3 класс (1)
- 4 класс (14)
- = 2 класс,математика (16)
- ==уроки логопеда (12)
- =карточки и схемы. Русския язык. (13)
- английский (82)
- второй класс (10)
- готовимся к школе (22)
- для младшенького. (56)
- игры (22)
- Изложения (2)
- иностранный язык (10)
- интеллект,логика,мышление (10)
- интеллект,логика,мышление (16)
- математика (48)
- нужное.. (51)
- обучение английскому языку (31)
- основное.программа (1)
- основное.программа (1)
- первый класс (22)
- Петерсон (2)
- Петерсон.Начало (3)
- поготовлю к школе (54)
- прописи (39)
- русский язык (52)
- словари (12)
- словарный запас (47)
- тесты (21)
- умножение и деление (4)
- учимся писать..экспресс метод (4)
- учимся рассказывать ..начало (9)
- учимся решать задачи (5)
- учимся считать (15)
- учимся считать..НАЧАЛО (17)
- учимся читать (13)
- учимся читать . НАЧАЛО (11)
- Для дневника (60)
- комменты (23)
- рамочки (7)
- Для души (228)
- Стихи. для души. по душе.. (109)
- ставы.. (21)
- музыкальные сборники (21)
- Для праздничного стола (167)
- к пасхе (2)
- соусы (11)
- тортики,холодная закуска (31)
- украшение стола (36)
- Домашнее хозяйство (71)
- моем ..чистим. (33)
- организация хранения (12)
- что под рукой.. (3)
- ЗАЛИВНОЕ (7)
- Запеканки (47)
- Здоровье (226)
- Гимнастика ,стройность,здоровье (32)
- помощь (2)
- льняное семя (1)
- Его величество-ЧАЙ (8)
- здоровье женщины (11)
- Корица (4)
- лекарства (13)
- сельдерей. (15)
- травки лечат. (25)
- Чайный гриб (7)
- ягоды (5)
- интереснейшеее. (93)
- Интерьер.. (79)
- =спальная = (4)
- ванная (1)
- Гостинная.. (8)
- кухня (15)
- мебель (2)
- как позвонить (4)
- Компьютер..”для чайников” (40)
- Консервирование .. (34)
- красота волос (32)
- стрижки (1)
- крошка-картошка (4)
- Кулинарные странички (9)
- мультиварка (16)
- На скорую руку.. (5)
- Напитки (32)
- квас (4)
- О,женщина! (130)
- красота бровей (6)
- окрашивание волос (1)
- масочки . (49)
- О,женщина! (40)
- одежда. (13)
- Свадебный переполох.. (1)
- Овощи (61)
- цветная капусточка (2)
- салаты из овощей (1)
- чесночёк (2)
- Оформление блюд (21)
- Пельмени..манты.. варенники.. (49)
- Пица (46)
- Полезные ссылки. (9)
- Помидоры (13)
- Разное.. вдруг пригодиться)) (155)
- Коробочки, упаковочки (33)
- Рукоделие (422)
- ==филейное вязание (19)
- кружевная кайма (16)
- =круглая салфетка (14)
- “фриволите” (13)
- узоры . крючок (7)
- прямоугольная салфетка (6)
- вставки крючком (6)
- БРЮГГСКОЕ..РУМЫНСКОЕ..КРУЖЕВО (5)
- =скатерти (5)
- =подушки .. (4)
- ковры -салфетки (4)
- -воротнички (4)
- =овальные салфетки (3)
- ..сумочки.. (2)
- -воротнички (2)
- шнур,ленточное (1)
- ===тапочки (1)
- вышивка решлье (12)
- Вязание (101)
- вязание салфеток (149)
- для мужчин. (1)
- топы (7)
- трикотаж (1)
- Сад и огород (72)
- -цветочки.- (23)
- Салатики (50)
- салаты без майонеза (2)
- Салаты с использованием консерв. (1)
- Советы хозяйкам. (56)
- Соусы (23)
- Сыр (15)
- Творог (75)
- Торты (50)
- для микроволновки.. (1)
- песочное (4)
- Украшение дома . (41)
- Умные мысли. (35)
- Фрукты. (1)
- вишня (1)
- Шитьё (249)
- Постельное (2)
- =брюки (14)
- =готовые выкройки (82)
- =детское (5)
- =крой (18)
- =меховые изделия (1)
- =моделирование (15)
- =отделка изделий (15)
- =таблицы (4)
- =технология пошива (18)
- =трикотаж (6)
- =туника (20)
- =швейная машина (6)
- =школа шитья (16)
- Юмор (34)
–Поиск по дневнику
–Друзья
–Постоянные читатели
–Сообщества
–Трансляции
–Статистика
>Как разбирать слово по составу + ТАБЛИЦА СУФФИКСОВ
Как разбирать слово по составу + ТАБЛИЦА СУФФИКСОВ
Разобрать слово по составу – значит сделать его морфемный анализ , или указать, из каких морфем слово состоит. Морфема – минимальная значимая часть слова.
Напомним, на какие части можно разбить слово:
Корень
главная значимая часть слова, которую имеют родственные слова.
В русском языке есть слова, которые состоят из одного корня: гриб , метро , пер о , остров , погод а .
Также, есть слова состоящие из двух корней: тепл о ход , вод о пад , сам о вар .
Из трех корней: вод о гряз е леч ебница.
Из четырех корней: электр о свет о вод о леч ение.
Суффикс
значимая часть слова, которая стоит после корня и предназначенная для образования новых слов.
В некоторых словах может быть два суффикса: подберез ов ик – суффиксы – ов – и – ик – .
Приставка
это значимая часть слова, которая находится перед корнем и предназначена для образования новых слов.
Окончание
это изменяемая часть слова, она служит для связи слов в предложении.
Итак, чтобы разобрать слово по составу надо найти в слове окончание, для чего надо изменить слово.
Например, в слове поездка .
Изменяя слово: поездк ой , или поездк у , то видно – изменяемая часть – а . Обведем её рамочкой, это окончание .
Далее найдем корень, для этого подберем однокоренное слово – по езд , пере езд . Сравнивая эти слова – видим, что не меняется часть слова езд . Это и есть корень .
Затем найдем приставку , для этого надо опять подобрать однокоренные слова – по езд , под ъезд. Видно, что приставка стоит перед корнем, т.е. в нашем случае – это часть слова по .
И наконец, найдем суффикс , который стоит после корня и предназначен для образования слова, в нашем случае – это часть слова к .
У нас получилось:
Теперь рассмотрим самые распространенные суффиксы имен существительных:
Понятие об окончании. Роль окончания и предлога в предложении. Формы слова
Этот видеоурок доступен по абонементу
У вас уже есть абонемент? Войти
На этом уроке вы познакомитесь с окончанием, узнаете, какое окончание называется нулевым. Поразмышляете над ролью окончания и предлога в предложении, понаблюдаете за формами слов. Узнаете, какая форма слова называется начальной.
Введение
На уроке вы познакомитесь с очень важным понятием – окончанием. Затем мы поговорим о роли окончания и предлога в предложении. Вы познакомитесь также с формами слов.
Что такое окончание?
Прочитайте. Понятно ли вам, какая мысль выражена в этом предложении?
Дочк_ слуша_ мам_.
Добавим к словам части.
Дочка слушает маму.
Дочку слушает мама.
Дочки слушают маму.
Мы добавили к словам -а, -у, -и, -ет, -ют.
Это часть слова, которая внесла своё значение, называется окончанием.
Чтобы в речи связывать слова друг с другом, мы изменяем их.
Часть слова, которая изменяется, – это окончание.
Окончание, как правило, находится в конце слова после корня или суффикса. Выделяется значком, похожим на прямоугольную рамочку.
Итак, окончание – это изменяемая часть слова, с помощью которой слова связываются друг с другом.
Как найти в слове окончание?
Так как окончание – это изменяемая часть слова, слово нужно изменить.
Возьмём слово стол.
Его можно изменить по числам и по командам вопросов (падежам). Будем выделять часть слова, которая изменилась (см. Рис. 1).
В слове стол окончание сначала «невидимка», а потом появляется; окончание-«невидимку» выделяй пустой рамкой. Его называют нулевым окончанием.
Итак, чтобы найти окончание, слово нужно изменить по числам или по команде одного-двух вопросов.
Как называется значение, которое передаётся окончанием:
Найдём окончания в словах: дом, большой, красят. Для этого изменим слова по числам и по команде одного-двух вопросов (см. Рис. 2).
Мы изменяли слова. В изменениях одного и того же слова различны только окончания, другие части в них одинаковы. О значении, которое передаётся окончанием, говорят: значение окончания.
Например, прочитаем слова со значением множественного числа. (Дома, домов, большие, красят, красим). На него указали окончания -а, – ов, -ие, -ят, -им.
Значение окончания учёные назвали грамматическим (от греческого «грамма» – «буква»)
Как назвали изменения слов?
Представь, что ты лепишь из пластилина. Можешь из одного кусочка сначала сделать одну фигурку, а потом смять его и слепить другую. В твоих руках кусочек пластилина каждый раз менял свою форму.
Так же мы поступаем и со словами, когда используем их в речи. Слово может изменяться, или, как говорят учёные, изменять свою форму.
Каждое изменение слова – это его форма. Формы одного слова чаще всего различаются окончаниями.
Изменения одного слова или разные слова?
Понаблюдаем за словами: красишь, покрасишь, перекрасишь, выкрасишь.
Это изменения одного слова или разные слова?
Окончание у слов одинаковое – -ишь.
Эти слова различаются основами. Это разные слова.
Часть слова без окончания называется основой слова. Основа отделяется от окончания на письме значком
Основа слов: крас-, покрас-, перекрас-, выкрас- (см. Рис. 3).
Понять это название (основа) поможет слово основное.
У каждого слова есть свой смысл, своё значение. Оно хранится прежде всего в корне. Значение корня может дополняться значением приставок и суффиксов.
Смысл слова – это основное, что отличает его от других слов. Поэтому ту его часть, которая передаёт смысл, называют основой слова.
Значение слова, которое передаётся его основой, так и называют: значение основы слова. Значение основы учёные назвали лексическим (от греческого «лексис» – «слово, речь»).
Размышляем над словами:
Сравним слова. В каком столбике собраны разные слова, а в каком изменения, формы одного слова?
на берёзе березняк
под берёзой берёзка
В первом столбике слова отличаются окончаниями.
Основа слов одинаковая (берёз-).
Когда различны окончания – это формы одного слова.
Во втором столбике у слов различны основы (берёз-, березняк-, берёзк-, подберёзовик-).
Когда у слов различны основы – это разные слова.
Эти слова однокоренные, так как у них одинаковый корень (-берёз-) и слова близки по смыслу.
Потренируемся:
Запишите слова в два столбика: в первый соберите разные слова, а во второй – формы одного слова.
дорога, дорожный, дороги, придорожный, на дороге, у дороги, подорожник, над дорогой, дорожка, дороженька
Формы слова
дорога
дороги
на дороге
у дороги
над дорогой
Разные слова
В первом столбике различны окончания (-а, -и, -е, -ой), это формы одного слова.
Во втором столбике у слов различны основы (дорожн-, дорог-, придорожн-, подорожник-, дорожк-, дороженьк-), это разные слова.
Вы заметили, что во многих формах имени существительного окончание одно не справляется со своей работой по связи слов. Ему помогают предлоги.
Если есть предлог, то он вместе с окончанием образует форму имени существительного.
Найдём предлоги в формах одного и того же слова.
Формы слова
на дороге
у дороги
над дорогой
Выделим предлоги на, у, над.
Итак, предлоги помогают связывать слова друг с другом.
Начальная форма слова:
Прочитайте текст и найдите формы одного слова.
Журавль – самая высокая птица. Ноги длинные, шея длинная. Нос и тот длинный. А голос зычный – за три километра слыхать. (По Н. Сладкову)
длинные (какие?)
длинная (какая?)
Это формы одного слова, так как различны окончания.
Одна их форм слова является начальной.
У каждого слова есть первая, начальная форма, с которой начинаются его изменения. По ней обычно слово и называют.
Начальная форма имени прилагательногоотвечает на вопрос какой?
Какой? – длинный, зычный. Эти прилагательные в начальной форме.
Начальная форма имени существительного – это форма ед. числа, которая отвечает на вопросы кто? или что? При ней никогда не бывает предлогов.
Кто? – журавль, птица, что? – шея, нос, голос (см. Рис. 4).
Рис. 4. Начальная форма
Начальная форма глагола отвечает на вопрос: что делать? или что сделать? Чтобы поставить глагол в начальную форму, нужно выполнить команду одного из этих вопросов.
Что делать? – слыхать.
Ставим слова в начальную форму:
Поставим слова в начальную форму. Сначала зададим вопрос и определим часть речи.
За крыльцом – за чем?, имя сущ., что? – крыльцо.
Синяя – какая?, имя прил., какой? – синий.
Придумывает – что делает?, глагол, что делать? – придумывать.
Придумает – что сделает?, глагол, что сделать? – придумать (см. Рис. 5).
Вам, наверное, интересно узнать, что не все слова имеют окончания.
Например, не имеют окончаний существительные, которые не изменяются: метро, пальто, кино, пианино, шоссе и другие.
Не имеют окончаний глаголы в начальной форме. Что делать? прыгать, нести, печь. Что сделать? написать, принести, испечь.
И другие слова, с которыми вы познакомитесь в старших классах.
Заключение
На уроке вы узнали, что окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. Часть слова без окончания называется основой слова.
У каждого слова есть первая, начальная форма, с которой начинаются его изменения.
Список литературы
- М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
- М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
- Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
- Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
- Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003.
- Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3–4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
Домашнее задание
- Прочитай. В подчёркнутых словах выдели окончание. Расскажи, каких животных можно держать в доме.
В детстве я дружил с собакой , с голубями . Дружить – значит жалеть. Нельзя поймать ёжика и принести его домой. Нельзя поймать белочку и посадить её в клетку . Ведь каждому в неволе плохо. (С. Образцов) - Прочитай. В один столбик выпиши из текста примеры однокоренных слов, а в другой – форм слова.
Когда мы говорим о погоде, нас интересует температура воздуха, сила ветра, возможность осадков. У слова погода есть однокоренные слова. Непогода – это плохая погода. Распогодилось – так говорят, когда плохая погода сменилась хорошей. Лётчиков всегда интересуют погодные условия.
Как ты думаешь, слово погожий является однокоренным к слову погода? Что оно обозначает? - Выпиши в один столбик однокоренные слова, а в другой – формы слова.
Стекло, стёклышко, без стекла, застеклить, стеклянный, к стеклу, стекляшка, о стекле.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Интернет-портал School-collection.edu.ru (Источник).
- Интернет-портал School-collection.edu (Источник).
- Интернет-портал Oldskola1.narod.ru (Источник).
Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.
Источники:
http://russkiiyazyk.ru/sostav-slova/osnova-slova-i-okonchanie.html
http://www.liveinternet.ru/users/4380849/post382769264/
http://interneturok.ru/lesson/russian/3-klass/sostav-slova/ponyatie-ob-okonchanii-rol-okonchaniya-i-predloga-v-predlozhenii-formy-slova