Союз или союзное слово как различать?
Содержание
- 1 Союз или союзное слово как различать?
- 1.1 Союзы и союзные слова: функции, особенности, различия
- 1.2 Назначение союзов
- 1.3 Простые и составные союзы
- 1.4 Сочинительные и подчинительные союзы
- 1.5 Союзы и значения сложносочиненных предложений
- 1.6 Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях
- 1.7 Закрепляем полученные знания о союзах и союзных словах на практике
- 1.8 Как отличать союзы от союзных слов?
- 1.9 Чем отличаются союзы от союзных слов
- 1.10 Союзы
- 1.11 Союзные слова
- 1.12 Союз и союзное слово: отличительные особенности
Союзы и союзные слова: функции, особенности, различия
Назначение союзов
В пятом классе, согласно учебнику «Русский язык. Теория. 5-9 классы» В. В. Бабайцевой, ученики знают, что союзы — служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного:
Простые и составные союзы
В седьмом классе в этом учебнике добавляются сведения о том, что союзы по строению бывают простые и составные.
Простыми союзами называются союзы, состоящие из одного слова, например, и, а, но, да, что, если, когда и др. Союзы, которые состоят из двух и более слов, называются составными: потому что, так как, как будто, оттого что, вследствие того что, не только — но и, в силу того что, с тех пор как, до тех пор пока и др.
Сочинительные и подчинительные союзы
По значению союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные.
Сочинительные союзы (и, а, но, да, или, ни — ни, то — то и др.) по значению делятся на три разряда:
Подчинительные союзы (когда, что, чтобы, если, так что, потому что, как, как будто и др.) связывают простые предложения в сложноподчиненное: Я хочу, чтобы вы были хозяевами неба.
Подчинительные союзы по значению делятся на следующие разряды:
На наш взгляд, на этом этапе целесообразно вспомнить о видах синтаксической связи или ввести новый для семиклассников термин «виды синтаксической связи».
Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями — сочинительная и подчинительная.
Сочинительная и подчинительная связь может быть оформлена союзами, например:
Союзы и значения сложносочиненных предложений
В девятом классе ребята узнают, что в сложносочиненных предложениях простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами. По характеру сочинительного союза и значению сложносочиненные предложения делятся на три группы:
Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях
В этом же, девятом, классе ребята узнают, что придаточные предложения присоединяются к главному или к другому придаточному подчинительными союзами (простыми и составными) или союзными словами.
Под союзными словами авторы учебников учебно-методического комплекса В. В. Бабайцевой понимают относительными местоимения, которые используются для связи простых предложений в составе сложноподчиненного.
Как видим, в некоторых случаях совпадают (по написанию) простые подчинительные союзы и союзные слова. Как девятиклассник сможет отличить союз от союзного слова (например, что, как, когда) в сложноподчиненном предложении?
Чтобы отличить союз от союзного слова, необходимо помнить:
1) Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному:
Союзные слова не только «прикрепляют» придаточные предложения к главному (или к другому придаточному), но и являются членами придаточных предложений:
2) В некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нельзя:
3) Союз можно заменить только другим союзом:
4) Союзное слово можно заменить только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное, например:
Авторы данного учебника обращают внимание девятиклассников, что умение разграничивать союзы и союзные слова нужно для правильного интонирования предложения, так как нередко союзные слова являются смысловым центром, они выделяются логическим ударением.
Закрепляем полученные знания о союзах и союзных словах на практике
В учебнике «Русский язык. Практика. 9 класс» Ю. С.Пичугова, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой дается ряд упражнений, направленных на формирование умения отличать подчинительные союзы и союзные слова. Приведем некоторые такие упражнения.
Выпишите сначала предложения с подчинительными союзами, а затем — с союзными словами. Определите, каким членом придаточного предложения является союзное слово, и соответственно подчеркните его. Заключите союзы в овал. Какой прием вы использовали, чтобы отличить союз что от союзного слова (относительного местоимения) в данных предложениях? (упражнение 90 на с. 65).
Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Определите, в каких предложениях что, как, когда являются союзами, а в каких — союзными словами. Обозначьте эти союзные слова как члены предложения (упражнение 100 на с. 70).
Эту модель или ее фрагменты можно использовать как в 9 классе, так и в 7-8 классах.
Полагаем, предложенная модель обучения поможет учителю «расставить все точки над и» при изучении союзов и союзных слов на уроках русского языка: рассмотреть их функции, особенности строения и значения союзов, их использования в сложных предложениях; особенности использования союзных слов в сложноподчиненных предложениях.
Как отличать союзы от союзных слов?
Союз — это служебная часть речи, которая служит для связи частей сложного предложения, однородных членов предложения и целых предложений.
Союзные слова — это местоименные слова, в которых совмещены свойства самостоятельной (знаменательной) и служебной части речи. В качестве союзных слов способны употребляться только местоименные слова вопросительного типа:
местоимения-существительные (кто, что) ;
местоименные прилагательные (какой, который, каковой, каков, кой, чей) ;
местоименные наречия (где, куда, откуда, когда, как, насколько, почему, отчего, зачем) ;
местоименное числительное (сколько) .
Указательные слова находятся в главном предложении (бывают не всегда!) . Это указательные местоимения и наречия тот, такой, столько, там, туда, тогда и др. , которые указывают, что при нём имеется придаточное предложение, и выделяют его содержание: То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть (Некрасов) ; Там, где растут розы, растут и шипы (пословица) .
Основная проблема при анализе сложноподчинённого предложения — трудности в разграничении союзов и союзных слов.
Чтобы отличить союз от союзного слова, нужно средство связи частей сложноподчинённого предложения проверить по следующим признакам.
Союзы
Союзные слова
1. Не являются членами предложения: Он сказал, что сестра не вернётся к ужину (что — союз, не является членом предложения) .
1. Являются членами придаточного предложения: Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу (союзное слово что — подлежащее) .
2. Часто (но не всегда! ) союз можно изъять из придаточного предложения, ср. : Он сказал, что сестра не вернётся к ужину. — Он сказал: сестра не вернётся к ужину.
2. Поскольку союзное слово — член придаточного предложения, его нельзя изъять без изменения смысла: Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу; невозможно: Она не сводила глаз с дороги, ведёт через рощу.
3. На союз не может падать логическое ударение.
3. На союзное слово может падать логическое ударение: Я знаю, что он будет делать завтра.
4. После союза нельзя поставить частицы же, именно.
4. После союзного слова можно поставить частицы же, именно, ср. : Я знаю, что же он будет делать завтра; Я знаю, что именно он будет делать завтра.
5. Союз нельзя заменить указательным местоимением или местоименным наречием.
5. Союзное слово можно заменить указательным местоимением или местоименным наречием, ср. : Я знаю, что он будет делать завтра. — Я знаю: это он будет делать завтра; Я знаю, где он был вчера. — Я знаю: там он был вчера.
Необходимо помнить, что не каждый из этих приемов в отдельности может помочь распознаванию союза и союзного слова. Ни один из признаков не является универсальным, т. к. опирается лишь на внешнее выражение существенных внутренних различий. Используя названные критерии в совокупности или в различных сочетаниях, можно научиться определять, союзом или союзным словом присоединяется придаточная часть к главной.
Помимо указанных выше способов разграничения союзов и союзных слов следует учитывать следующее:
1) Что, как, когда могут быть как союзами, так и союзными словами. Это омонимы, поэтому при разборе сложноподчинённых предложений с этими словами надо быть особенно внимательными.
Когда является союзом
— в придаточном времени (Отец мой скончался, когда мне был шестнадцатый год. Лесков) ;
— в придаточном условия (Когда нужно чёрта, так и ступай к чёрту! Гоголь) .
Когда является союзным словом
— в придаточном времени, если в главной части есть указательное слово тогда (Отец мой скончался тогда, когда мне был шестнадцатый год) ;
— в придаточном изъяснительном (Я знаю, когда он вернётся) ;
Чем отличаются союзы от союзных слов
При устном общении для точного и полного выражения мыслей простого высказывания, состоящего из одной грамматической связки, бывает недостаточно. Возникает необходимость такие разрозненные высказывания соединять в сложное предложение. Использованные при этом союзы или союзные слова помогают понять, как одно высказывание в смысловом плане соотносится с другим. Указать признаки предмета, обозначить причинно-следственную связь действий или явлений, указать на условия, место, время, цель действия можно при помощи сложноподчинённого предложения. Передать эти значения и соединить основное с зависимыми от него предложениями помогают служебные речевые единицы: союзы и союзные слова. Этим обусловлено их сходство.
Союзы
Союз – это служебная часть речи, находящая применение в случаях:
- При образовании высказываний с рядом слов, отвечающих на один и тот же вопрос.
- При соединении отдельных простых высказываний в сложное.
- Для образования сложных высказываний, состоящих из нескольких простых, находящихся в смысловой зависимости, где союз показывает их смысловое единство.
Союзы бывают сочинительными и подчинительными, простыми и составными.
Сочинительные союзы употребляются при однородных словах, объединяют простые высказывания в сложное (сложносочинённое). Они указывают на последовательность действий, фактов, их чередование, возможность только одного действия или явления, исключая другие.
Подчинительные союзы и союзные слова применяются тоже как средство связи при создании сложного высказывания из простых предложений. Но в сложноподчинённом предложении одно простое высказывание всегда находится в смысловой зависимости от других, и употреблённые для их связи союзы помогают определить характер этого подчинения. Такие союзы выражают следующие значения:
- Время.
- Место.
- Причина.
- Цель.
- Условие.
- Сравнение.
- Противоречие одного действия другому.
- Следствие произошедшего.
- Предмет обсуждаемого в ведущем высказывании.
Союзы не проявляют себя как члены предложения, они лишь связующий элемент между его частями. Их невозможно подменить знаменательными словами. Состоящие из одного слова называются простыми, из нескольких — составными.
Союзные слова
Союзными словами считаются относительные местоимения или наречия. Эти местоименные знаменательные речевые единицы применяются в качестве связующего элемента в сложноподчинённом предложении. Кроме этого, они проявляют признаки различных членов придаточной части сложного высказывания (главных или второстепенных), поскольку союзное слово – самостоятельная часть речи. В высказывании оно легко заменяется местоимением или наречием.
Союз и союзное слово: отличительные особенности
Схожесть данных языковых единиц нашей речи заключается в использовании их в качестве связующего звена для образования сложноподчинённого высказывания. Важно помнить, что одно и то же слово может быть и союзом, и союзным словом.
Отличить друг от друга эти две речевые единицы не составит затруднений, а именно:
- Союз не входит в состав членов придаточного предложения, а союзное слово заключает в себе признаки главного либо второстепенного члена. Определяется это довольно просто: к союзному слову свободно задаётся вопрос, из которого видно, каким членом предложения оно является. Для примера: «Вера знает, что брат не приедет» (союз) или «Я уже решила, что подарить ему в день рождения» — подарить что? – что выполняет здесь функцию дополнения.
- При произношении союз не выделяется интонационно, то есть на него не делается акцентирование. Таким образом, ЧТО подарить – на союзное слово что при звуковом воспроизведении высказывания чувствуется акцент – логическое ударение.
- При употреблении союза нет возможности использовать его в сочетании с различными частицами, а союзные слова дают возможность быть дополненными ими. Из примера «Я уже решила, что же подарить (что именно подарить) ему в день рождения» — видно, что здесь имеется возможность употребления частиц же, именно, что невозможно при наличии союза.
- Опознать союзное слово или союз можно, удалив их из высказывания. При использовании союза предложение не утратит смысловой наполненности, нужно лишь поменять пунктуационные знаки, если убрать союзное слово – речевое выражение утратит смысл. Сравним: «Вера знает: брат не приедет» — отсутствие союза не повлияло на смысл предложения; или «Я уже решила, … подарить ему в день рождения».
- Союзы возможно заменить только союзами, близкими по значению. Например: «Если (когда) приложишь усилия, всё получится». Союзные же слова с лёгкостью заменяются знаменательными из числа слов основного высказывания, которые они и поясняют: «В дерево, которое (дерево) растёт на опушке, ударила молния».
Уметь различать союзы и союзные слова является важным для выразительности речи, ведь при произношении важно суметь правильно интонационно, при помощи логического ударения, выделить речевую единицу, являющуюся смысловым центром сказанного.
Источники:
http://rosuchebnik.ru/material/soyuzy-i-soyuznye-slova-uchimsya-razlichat/
http://otvet.mail.ru/question/72493166
http://vchemraznica.ru/chem-otlichayutsya-soyuzy-ot-soyuznyh-slov/