22 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психологические способы воздействия в процессе общения – приемы психологии

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ. ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЩЕНИЯ

К основным психологическим способам воздействия в процессе общения относят убеждение, внушение, психическое заражение, под­ражание.

Под убеждением понимают способ воздействия на сознание личнос­ти через обращение к ее собственному критическому суждению. Убеж­дающее воздействие произойдет тем успешнее, чем больше высказанное мнение отвечает потребностям и мотивам данного человека, и будет стой­ким, если окружающая действительность подтверждает содержание вос­принятой информации. При этом, если высказываемая мысль расходится с уже сформировавшимися установками убеждаемого человека, жела­тельно, чтобы он убедился в негативности последних.

Таким образом, процесс убеждения состоит из двух этапов. На пер­вом этапе, апеллируя к логической сфере собеседника, доказывается объективная и субъективная несостоятельность его точки зрения, т. е. что его установки не отвечают интересам общества (референтной груп­пы или иной общности людей), а также личным интересам.

На втором этапе аналогично доказывается объективная и субъектив­ная значимость высказанной точки зрения, являющейся новой для со­беседника.

Противоположным убеждению по своему механизму является вну­шение — процесс психического влияния на человека при ослабленном контроле его сознания и некритической оценке содержания воспринима­емых сообщений. Эффективность внушения определяется:

— свойствами внушающего (социальным статусом, обаянием, воле­вым, интеллектуальным и характерологическим превосходством);

— особенностями человека, подвергающегося внушению (степенью внушаемости, неуверенностью в себе, низкой самооценкой, чув­ством собственной неполноценности);

— взаимоотношениями партнеров по общению (доверием, зависимо­стью и т. п.).

Степень внушения повышается с увеличением количества людей в группе, а также с уменьшением их возраста.

Психическое заражение основано на неосознаваемой, непроизволь­ной склонности индивида к определенным психическим состояниям. В результате наблюдается эффект многоразового взаимного усиления эмоционального влияния партнеров по общению по модели обычной цеп­ной реакции. Это явление сопровождает массовые акции, публичное вос­приятие ораторских выступлений, произведений искусства. При этом его эффект будет тем больше, чем больше величина аудитории и степень эмо­ционального напряжения человека, влияющего на аудиторию. Важную роль в процессе заражения играет также общность оценок и установок людей (например, подобный настрой людей, пришедших на концерт лю­бимого артиста или “поболеть” на стадионе за любимую команду).

Подверженность психическому заражению зависит и от общего уров­ня развития личности, и прежде всего от самосознания людей, составля­ющих аудиторию.

Особой ситуацией, усиливающей влияние через заражение, является паника, возникающая вследствие потрясения и восприятия ситуации как кризисной. Причинами возникновения паники могут быть явления, ве­дущие к физическому ослаблению людей (утомление, депрессия, голод, опьянение и т.

В определенной степени формой внушения, сопровождаемого явле­нием психического заражения, являются слухи — ничем не подтверж­денные сообщения о якобы происшедших событиях. Возникают они, как правило, в условиях дефицита важной информации. Не зная источ­ника слухов, люди часто склонны верить тому, что сообщение идет из надежного источника.

Подражание направлено на воспроизведение индивидом опреде­ленных внешних черт и образцов поведения, манер, действий, поступ­ков. Под его влиянием формируются не только простейшие привычки деятельности, но и духовные ценности, идеи, вкусы, манеры поведения. Особенно большое значение подражание имеет на ранних этапах ста­новления и развития человека.

В какой-то мере проявлением подражания является мода (от лат. modus — норма, правило, мера) — форма стандартизированного мас­сового поведения людей, которое возникает стихийно, под влиянием настроения, вкусов, увлечений, преобладающих в обществе.

Подражание моде приводит к определенной стандартизации поведе­ния, делает человека похожим на других. Вместе с тем разумное подра­жание моде освобождает человека от необходимости тратить энергию в сфере быта, тем самым сберегая силы для реализации других дел, твор­ческой активности.

Таким образом, основным признаком общения в случае внушения, заражения и подражания является то, что личность воспринимает инфор­мацию с малой степенью осознания. Особенно сильно эти воздействия регулируют поведение личности в стихийных группах.

Любому человеку важно не только знать сущность и механизмы про­цесса общения, но и владеть практическими приемами повышения его эффективности.

К таким приемам относят, в частности, формирование аттракции (от лат. attrahere—привлекать, притягивать) — возникновение при воспри­ятии человека человеком привлекательности одного из них для другого.

Известно, что способность сознания человека не позволяет ему вос­принимать и перерабатывать всю информацию, воспринимаемую ор­ганами чувств. Часть сигналов, поступающих из окружающего мира, в частности от собеседника, человеком не осознается. Если при этом сиг­налы удовлетворяют неосознаваемые на данный момент потребности партнера по общению (в безопасности, престиже и т. д.), возникают положительные эмоции и, как следствие, более положительное отноше­ние к собеседнику.

В общении представляется возможным осознанно посылать сигналы, значимые для неосознаваемых потребностей партнера по общению, и, таким образом, осознанно формировать соответствующее эмоциональ­ное отношение к себе. К приемам формирования аттракции относят:

— “имя собственное” (при обращении к собеседнику называть его имя или имя-отчество), в основе которого лежит удовлетворение неосознаваемой потребности в престиже (в силу нераздельности имени и личности человека);

— “зеркало отношений” (при общении с собеседником сохранять на лице доброе, приятное выражение, легкую улыбку), основанный на удовлетворении потребности в безопасности в силу установки: “Лицо — зеркало души”;

Читать еще:  Пахлава с грецкими орехами простой рецепт

— “золотые слова” (небольшое преувеличение каких-либо положи­тельных сторон человека, комплимент), основанный на удовлет­ворении неосознаваемых потребностей в безопасности, престиже и самоактуализации;

— “личная жизнь” (вести разговор в русле интересов собеседника), в основе которого лежит удовлетворение неосознаваемой потреб­ности в престиже;

— “терпеливый слушатель” (выслушивание проблем собеседника, не прерывая его), основанный на том же механизме, что и преды­дущий прием.

Использование этих приемов, как правило, независимо от воли чело­века формирует чувство симпатии, притяжения (аттракции) к партнеру по общению.

Методы психологического воздействия на человека

Методы психологического воздействия и их различия

Методы психологического воздействия на личность человека в психологии это:

Какие-то из этих методов вы уже использовали неосознанно, а какие из этих методов проверили на вас. Заражение, внушение, убеждение и подражание это способы влияния на психологическое состояние людей. Давайте подробно разберем их, чтобы не попасть на улочку мошенников.

Заражение

Это психологическое воздействие на сознание человека – самый древний и наиболее изученный метод. Он основан на передаче эмоционального состояния от человека к человеку. Согласитесь, что с каждым случалось такое, когда вы находитесь в прекрасном настроении, и вдруг появляется человек со слезами на глазах и всеми признаками истерики.

По мере того, как вы выслушиваете его душещипательную историю, настроение ваше портится, и ваше душевное состояние начинает быть похожим на переживания собеседника. Особенно впечатлительным натурам даже рассказывать ничего не нужно, они на эмоциональном уровне способны воспринимать сигналы, идущие от людей, находящихся рядом с ними.

Еще один пример, который характеризует метод заражения и который использует психология влияния на людей – паника. Действует он, как правило, в толпе. Если много людей находятся в одинаковых критических условиях, и кто-то из них начинает паниковать, это чувство передается большинству из присутствующих.

Слышали про панику на борту самолетов или в поломавшемся лифте? Это те случаи, когда запаниковал один человек, и это чувство перешло ко многим

Но «заразиться» можно не только отрицательными эмоциями. Заразительными бывают смех, веселье, позитивный жизненный настрой.

Внушение

Второй класс психологического воздействия на личность – внушение. В этом случае психология влияния на человека оказывается на эмоциональном фоне, заставляя действовать так, как заставляет оппонент. Но если заражение – это передача психологического состояния, в результате которого человек действует так или иначе, то внушение – это убеждение человека поступать так, как ему говорят с помощью вербальных инструментов (слова, визуальный контакт и другие).

Для того, чтобы внушение стало действенным инструментом, необходимо соответствовать своим словам. Если человек пытается «научить вас жить» и диктует правила поведения в обществе или законы достижения успеха, то его репутация, внешний вид и манера говорить должны вызывать уважение и желание подражать.

Но когда перед вами измученный индивидуум в грязной одежде и со следами алкогольного опьянения, его призывы к новой жизни выглядят жалко и смешно. Поэтому, желая помочь человеку советом, старайтесь разобраться в ситуации, в которой оказался несчастный. Проникнитесь проблемой и поставьте себя на его место. Только после этого вы можете что-то подсказать тому, кто ищет от вас поддержки.

Внушать свои мысли людям можно только уверенным голосом

Еще один важный нюанс – психология воздействия на человека говорит, что внушать свои мысли людям можно только уверенным голосом, в котором нет и тени сомнения. Иногда от того, каким тоном произнесена фраза, зависит успех или провал идеи.

Есть еще один фактор, который определяет результат воздействия на человека — это внушаемость. Сила внушения зависит от того, насколько человек внушаем, а это показатель индивидуальный. Высоким уровнем этого показателя отличаются дети в возрасте до 13 лет и неуверенные в себе, нерешительные люди.

Особенно хорошо действует внушение в том случае, если соединить смысл слов, с помощью которых происходит внушение с внешней информацией, которая знакома и понятна внушаемому. Если вы пытаетесь направить человека на «путь истинный» и при этом проводите параллель с теми фактами, которые ему близки, это окажет сильное психологическое воздействие на него. Если хотите доказать человеку, что в результате внушаемых ему действий, он будет доволен, приведите пример отрицательного результата, который ждет его в обратном случае.

Используя «крылатые высказывания» или известные примеры позитивного или негативного опыта поколений, вы добьетесь значительных результатов в искусстве внушения

Убеждение

Убеждение – один из самых безобидных и действенных методов психологического воздействия на человека. Он основан на фактах, которые становятся понятны в результате построения логической цепочки размышлений. Используя различные методы влияния на людей, следует учитывать уровень интеллектуального развития оппонента. Доказывать что-то человеку, который находится ниже вас в умственном развитии – нелепо. Ваши доводы не будут поняты и приняты. Если вы пытаетесь убедить в чем-то того, кто умнее вас, это будет выглядеть смешно.

Когда до сознания человека достигает первая порция новой информации, его мозг ищет объяснения. И теперь от искусства того, кто убеждает, зависит, поверят ему или нет. Хорошо, если удастся заставить человека довериться вам, но остальное зависит от методики психологического воздействия, чередовании новых данных. Самое главное, чего требуют способы психологического влияния на человека – не обманывать оппонента. Как только человек почувствует фальшь в словах, уровень доверия упадет в разы. Если это повторится, вы можете совсем потерять доверие и внимание этого человека.

Чтобы вам действительно поверили, вы должны соответствовать тому образу жизни или высказываниям, которые пытаетесь донести до оппонента. Ваши слова должны излучать силу, а вы создавать впечатление авторитетного и уверенного в себе человека.

Читать еще:  Чем закончился сериал Моя прекрасная няня: краткое описание с фото

Итак, все совпало:

  • Уровень развития оппонента:
  • Правдивость ваших утверждений;
  • Соответствие образа и высказываний.

Ваши слова должны излучать силу, а вы создавать впечатление авторитетного и уверенного в себе человека

Теперь нужно выбрать стратегию поведения, которая поможет повлиять на человека психологически. Существует несколько стратегий.

  • Агрессивная. Строится на противоречии доказываемых фактов. Это доказывает человеку, что вы личность неординарная и сильно отличаетесь от него. У него появляется желание выслушать вас и распутать ту логическую цепочку, которую вы запутали. Поэтому он внимательно вслушивается в каждое слово. Но такая стратегия психологического воздействия на человека характерна для профессионалов слова и убеждения.
  • Пассивная. Эта стратегия работает только в том случае, если вы хорошо знаете собеседника. Осторожно приводя примеры из его и собственной жизни, сравнивая их с известными всему белому свету случаями, вы подводите оппонента к той мысли, которую хотите до него донести. Не допускайте нестыковок и расхождений в суждениях. Это отбросит проделанный труд на несколько позиций назад.

Теперь вы знаете, как психологически воздействовать на человека при разговоре. Используйте метод «Убеждение», применяя законы логики и выстраивая логические цепочки.

Леонардо ДиКаприо и Мэтт Дэймон, кадр из фильма «Отступники»

Подражание

Многие подсознательно пользуются методами воздействия на личность, даже не подозревая об этом. Достигая каких-то высот в карьере или интеллектуальном плане, мы становимся объектом уважения и восхищения. Менее опытные люди стремятся брать пример с того, кто уже воплотил в жизнь свои стремления. Но объект подражания должен «держать марку» всегда. Он должен быть привлекательным, ярким, запоминающимся, восхитительным. То есть удовлетворять желание оппонента следовать идеалу.

Средства психологического воздействия на человека

На примере одного из средств психологического воздействия на массы можно рассмотреть, ставшую обыденным явлением, рекламу. Относительно недавно реклама существовала в качестве вывесок на магазинах, кафе или предприятиях общественного питания. Это были обычные афиши, рекомендующие просмотры фильмов или концерты звезд эстрады.

Сегодня реклама превратилась в масштабные качественные ролики, которые не только информируют людей о товаре, представлении или анонсе, они заставляют сделать выбор в пользу того или иного продукта, формируют становление ценностей и направляют в нужное русло мысли и поступки человека. Важно обращать внимание на то, что смотрят ваши дети, так как есть воздействие, оказывающее разрушительное влияние на личность.

Многие считают, что психологическое воздействие рекламы – это двигатель торговли (фраза избитая, но это правда), другие полагают, что спрос подразумевает выпуск новых продуктов, борьба за первенство между которыми решается посредством рекламы. Это одно из самых действенных средств, которые оказывают воздействие на массу людей и заставляют действовать под диктовку.

Под воздействием рекламы многие девушки ходят на неудобных высоких каблуках

Это относится не только к какому-то товару или певцу, рекламой можно склонить общественное мнение в пользу того или иного кандидата для выборов в правительство. Этот метод еще называется «манипуляцией общественным мнением» или «темное искусство воздействия на людей». Причем, манипуляция производится не насильственным путем, а методами правильного построения рекламной программы кандидата. Выясняется, что необходимо электорату на данном этапе становления и развития общества и подгоняются общие фразы и обещания. Каждый человек «видит» в этих посулах выгоду для себя и голосует именно за этого избранника.

Цели психологического воздействия на человека

Психическое воздействие на человека имеет свою цель – желание заставить человека сознательно или бессознательно подчиняться определенным установкам, нормам, законам или требованиям.

Директор в коллективе подчиненных, используя психологические приемы влияния на собеседника, имеет свою цель – сплотить людей или дать им пищу к размышлениям и действиям на благо компании, в которой они трудятся.

Психологическое воздействие родителей на своих детей предполагает цель вырастить из них хороших, воспитанных и законопослушных граждан.

Родители знают, как психологически воздействовать на своё чадо, например, рассмешить его

Психологическое воздействие рекламы преследует цель заставить купить тот или иной рекламируемый товар, проголосовать за нужного кандидата или посмотреть фильм, на который затрачено много средств, и их необходимо вернуть в кратчайшие сроки.

Не всегда приемы влияния на людей подразумевают следование благой идее. Это можно увидеть на примере террористов-смертников. Ведь эти люди подвергались внушению, обработке и гипнозу с тем, чтобы уничтожать себе подобных. Вместе с массой людей, которых они убивают, они умирают сами. А это противоречит человеческой природе. Следовательно, с помощью психологического воздействия можно кардинально изменить мировосприятие человека, сделать его марионеткой в чужих руках и заставить действовать вопреки здравому смыслу.

Как уже было сказано, любое психологическое воздействие в полной мере оказывает свое влияние на неуверенных в себе людей. Грамотные, образованные и уверенные в своей правоте индивидуумы плохо поддаются внушению, заражению и убеждению.

Способы психологического воздействия в процессе общения (убеждение, внушение, подражание, эмоциональное заражение).

Механизмы общения – социально-психологические явления и процессы, возникающие в результате взаимовлияния людей друг на друга, которые оказывают непосредственное воздействие на уровень их психологического контакта и взаимопонимания, на характер и эффективность их коммуникативного поведения.

Механизмы воздействия на человека:

Заражение –самый древний механизм. Передача определенного эмоционального, психического настроя от одного человека к другому и основано на апелляции к эмоционально- бессознательной сфере человека (заражение паникой, раздражением, смехом). Продукт воздействия на других мощной энергетики психического состояния индивида или группы, человеческая способность к восприятию, сочувствию, соучастию, сопереживанию этого состояния.

Читать еще:  Выход из декрета раньше срока как оформить

Заражение характеризует во много бессознательную, невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям.

Эффект зависит от степени интенсивности эмоционального состояния воздействующего и количества слушателей. Чем выше эмоциональный настрой воздействующего человека, тем мощнее эффект. Для возникновения чувства единства, под влиянием эмоционального транса, число людей должно быть достаточно большим.

1. Еще большее усиление групповой сплоченности, когда такая сплоченность уже имеет место быть.

2. Средство компенсации недостаточной организационной сплоченности группы.

Внушение —основано на апелляции к бессознательному, к эмоциям человека, но уже вербальными, словесными средствами. Причем воздействующий должен пребывать рассудочном состоянии, а не в состоянии эмоционального транса.

Внушение апеллирует к готовности личности получать инструкции к действию, распоряжения.

Внушение основано на авторитетности источника информации. Если внушающий не обладает авторитетом, то внушение обречено на провал.

Внушать можно только словом. Очень велика роль интонации: 90% зависит именно от интонации, которая выражает убедительность, значительность слова.

Внушаемость – степень податливости внушению, способность к некритическому восприятию поступающей информации. Она неодинакова: выше у лиц со слабой нервной системой и с резкими колебаниями внимания, экстраверты, доверчивые, тревожные, податливые, слабое стремление к самовыражению, репродуктивное мышление, стремление работать по образцу. Трудновнушаемые – сильный тип нервной системы, быстрый темп психологической работы, интроверт, скептик, спокойный, упрямый, сильное стремление к самовырожению, творческий деятель, самостоятельный.

1. Гипнотическое внушение

2. Внушение в состоянии релаксации – мышечной и психической расслабленности

3. Внушение при активном состоянии, когда человек бодрствует

Приемы внушения направлены на снижение критичности человека при приеме информации снижают критичность и повышают податливость человека к получаемой информации.

1. Прием переноса предполагает, что при передаче сообщения новое связывают с хорошо знакомыми фактами, явлениями, людьми, к которым человек относится эмоционально положительно, чтобы произошел перенос этого эмоционального состояния на новую информацию (перенос негативного отношения, тогда информация отторгается).

2. Приемы свидетельств ( цитирование известного лица, ученного, мыслителя).

3. Апелляция ко всем ( большинство люде считают, что..)

Убеждение –апеллирует к логике, разуму. Предполагает достаточно высокий уровень развития логического мышления. Содержание и форма убеждения должны соответствовать уровню развития личности, мышления.

1. Убеждающая речь должна строиться с учетом индивидуальных особенностей слушателя.

2. Она должна быть последовательной, логичной, максимально доказательной, содержать как обобщающие, так и конкретные примеры.

3. Необходимо анализировать факты, известные слушателям.

4. Убеждающий и сам должен быть глубоко убежден в том, что доказывает.

Малейшая неточность, логическое несоответствие снизят эффект убеждения.

1) Слушатель сравнивает получаемую информацию с имеющейся у него, и в результате создается представление о том, как оратор ее преподносит, откуда он ее черпает; если человеку кажется, что оратор говорит неправду, скрывает факты, то доверие к нему резко падает.

2) Создается общее представление об авторитетности убеждающего, но если он допускает ошибки, никакой официальный статус и авторитет ему не помогут.

3) Сравниваются установки оратора и слушателя. Если дистанция велика, то убеждение может быть неэффективны, но убеждающий может сначала сообщить об элементах сходства со взглядами убеждаемых. Или же наоборот сначала сообщить о существенных различиях в установках, а потом уверенно доказать и опровергнуть чуждые мнения (это сделать крайне тяжело).

ТО убеждение – это метод воздействия, основанный на логических приемах, к которым примешиваются социально-психологические давления разного рода (влияние авторитетности источника информации, групповое влияние). Убеждение более эффективно, когда убеждается группа, а не индивид.

Убежденеие основано на логических приемах доказательств. Докозательство состоит из:

1. Тезис – это мысль, истенность которой требуется доказать; он должен быть ясно, точно, недвусмысленно определен и обоснован фактами.

2. Довод – это мысль, истинность которой уже доказана, и поэтому она приводится для обоснования истенности или ложности тезиса.

3. Демонстрация- логическое рассуждение, совокупность логических правил, используемых в доказательстве.

Эффект бумеранга – убеждение приводит к результатам, противоположным намерениям убеждающего. Это происходит:

1. Когда исходные установки между убеждающим и убеждаемыми разделены большой дистанцией, и с самого начала оратор это показывает, но не обладает вескими аргументами и авторитетом. Аудитория не слушает, отторгает информацию и еще более укрепляет свои позиции.

2. В случае обилия информации, доводов, доказательств по ничтожному поводу. Создается эмоциональный барьер, который отторгает все убеждающие доводы, хотя внешне, человек может и согласится.

Эффективность зависит от первичности и вторичности информации: Первичная информация воспринимается легче, доверчивее, на них не влияют предыдущие предубеждения, однако информация о каком-либо давно известном событии, человеке, которая поступила последней, может перечеркнуть имеющееся ранее отношение к этому событию или человеку.

Подражание –воспроизведение деятельности, поступков, качеств другого человека, на которого хочется походить.

· Наличие положительного эмоционального отношения, восхищения или уважения к этому человеку – объекту подражания.

· Меньшая опытность человека по сравнению с объектом подражания.

· Ясность, выразительность, привлекательность образца.

· Доступность образца, хотя бы отчасти..

· Сознательная направленность желаний и воли человека на объект подражания (хочется быть таким).

Подражание – важнейший фактор развития личности ребенка, но оно присуще и взрослым. Молодежь подражает прежде всего тому, что социально ново.

Тард разделял подражание на виды:

1) Логическое и внелогическое

2) По последовательности и механизму движения – на внутренне и внешнее

3) По степени устойчивости – подражание-мода и подражание-обычай

4) По социальной природе- подражание внутри класса и подражание одного класса другому.

Источники:

http://lawbooks.news/pedagogika_920_922/psihologicheskie-sposobyi-vozdeystviya-42206.html
http://sunmag.me/sovety/14-01-2014-metody-psikhologicheskogo-vozdejstviya-na-cheloveka.html
http://megalektsii.ru/s32447t3.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector