23 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему учитель не пошел в школу — почему школьники не хотят учиться?

Почему учитель не пошел в школу — почему школьники не хотят учиться?

Главный парадокс современного образования заключается в том, что оно стало благом, которого были лишены многие поколения, и при этом благом обязательным — от него нельзя отказаться. Этот парадокс изначально задает амбивалентное отношение современных детей к школе как к обязательству и даже тюрьме. Из этой амбивалентности нам надо исходить в стремлении убедить ребёнка в том, что школа есть благо, дающее массу замечательных возможностей для роста, развития и успешного существования в мире.

Наши школы вступили в период невиданного ранее снижения уровня продуктивной учебной мотивации. Несмотря на значительные усилия учителей, родителей и общества в целом, современные российские подростки демонстрируют достаточно невысокие результаты в PISA, ЕГЭ и других тестах — при хороших стартовых показателях и высоких достижениях отдельных детей. Причины: демотивация и незнание учителями и родителями законов её поддержания.

Российские школы должны перейти к использованию психолого-педагогических знаний и закономерностей, описывающих продуктивный учебный процесс и законы функционирования мотивации. Пока мы пользовались в основном экономическими моделями развития в образовании, достаточно поверхностно и формально повторяя западный опыт. Например, введённый у нас ЕГЭ очень похож на существующие в США SAT и ACT, но последние можно сдавать несколько раз, а результаты известны задолго до поступления в вуз. Кроме того, тест можно неоднократно пересдавать, предъявив лучшие результаты. Наконец, эти баллы не являются единственным основанием для приёма в вуз. Это придает данному мероприятию более гибкий психологический смысл.

С экономической точки зрения ясно, что чем выше зарплата учителей, тем больше их желание хорошо работать, тем лучше качество труда, и эта связь линейная. Следовательно, надо уповать на повышение уровня зарплат. В действительности повышение зарплаты не улучшает автоматически качество преподавания у малоквалифицированного учителя. Оно лишь в очень малой степени способствует привлечению компетентных специалистов, обеспечивая в основном страстное желание малоквалифицированных учителей не упустить высокий уровень оплаты и не лишиться места. Зарплата не может компенсировать условия труда, которые трудно охарактеризовать как лёгкие и благоприятные. Она также не может компенсировать стресс, вызываемый требованиями постоянно демонстрировать высокие достижения, неясно каким образом достигаемые. Кстати, лучшие образовательные системы мира не отличаются высоким уровнем зарплат учителей.

Особое внимание уделяется формальным достижениям, которые можно легко измерить, — это ГИА, ЕГЭ, победы на олимпиадах. Но при этом игнорируются процессы, ведущие к этим продуктивным достижениям. Отсутствие рефлексии этих процессов приводит к тому, что лишь очень небольшая часть детей, называемых одарёнными, получает доступ к качественному образованию и учителям с высоким уровнем подготовки. Между тем другие школьники продолжают скучать и впустую тратить время на неинтересных и откровенно слабых уроках.

Делаются решительные попытки всё контролировать, но при этом не обеспечиваются инструменты для достижения качественного результата. Когда нечего демонстрировать, контроль лишь фрустрирует и демотивирует всех участников учебного процесса. Как справедливо заметил по поводу новых стандартов ФГОС академик РАО А. Г. Асмолов, «в этих стандартах контроль преобладает над развитием. Благодаря этому у нас будут плодиться контролёры и репетиторы. Мы поможем армии контролёров войти в школу по полной программе. И ситуация „К нам едет ревизор“ станет ключевой в нашем образовании».

Наши школы продолжают опираться на тактики стимулирования учебной мотивации, которые с точки зрения современного научного знания о мотивации представляют собой мифы:

  • Принуждение и контроль — отличные мотиваторы. Сравнения с другими, критика и небольшое «пристыживание» отлично мотивируют. Полезно поддерживать в классе/школе «здоровый» дух конкуренции и соревнования.
  • Мотивацию на уроке можно создать одним большим вопросом, обращенным к учащимся вначале, а потом про неё забыть (так же, как и про сам вопрос).
  • Если ребёнок/учащийся смотрит на учителя, проявляет дисциплинированность, сидит прямо, что-то делает, не «спит на уроке», он мотивирован, всё в порядке.
  • Дети обычно не хотят учиться сами, поэтому их нужно постоянно стимулировать. Без оценок и постоянного контроля нет учёбы. Оценки — отличный мотиватор. Их применение помогает успешно стимулировать желание учиться, ибо оценки вызывают гордость, если они хорошие, и чувство стыда и обиды, если плохие. Ещё одно тому «доказательство» — дети на них прекрасно реагируют: боятся, переживают.
  • Миф о пользе похвалы. Чтобы дети хотели учиться, их нужно хвалить, говорить им, что они самые умные, способные, лучше всех, повышать их самооценку. Правда, есть вероятность, что они списали задачу у соседа или просто взяли решение из Интернета, не затратив никаких усилий на достижение результата.

Учебная мотивация делится на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя мотивация означает интерес к осуществляемой деятельности, основанный на желании двигаться вперёд, чувствуя свою растущую компетентность и расширяющиеся возможности. Хорошие новости заключаются в том, что все дети одарены этим желанием знать и развиваться. С рождения им изначально интересно узнавать, как устроен мир, как сделать его лучше, и, кроме того, это стремление — лучшее средство против депрессии. Однако плохие новости тоже есть. К сожалению, внутренняя мотивация достаточно хрупка, её легко разрушить с помощью чрезмерного внешнего контроля и чувства беспомощности, которое возникает из-за ощущения того, что происходящее не контролируется собственными усилиями. Кроме того, она специфична.

Недавние исследования показали, что у подростков интерес к одному учебному предмету не влияет на отношение к другому, но отрицательное отношение к одному предмету легко переносится на другие. Поэтому нужно быть особенно аккуратными на этом негативном крае «нелюбви» к предмету — он опасен тем, что «заразен». Внешняя мотивация весьма разнообразна и включает как позитивный, так и негативный полюс, от стремления учиться, чтобы уважать себя за немалые вложенные усилия, до необходимости действовать, исходя из переживаемого внешнего контроля, требований, ожидаемых наград и наказаний.

Известно, что удовлетворённость школой, учебная самооценка и академические достижения существенно выше, если в мотивационном профиле ребёнка выражена внутренняя мотивация — интерес к учебному процессу и осознание его важности и ценности (т. н. автономная мотивация).

Выигрывают в борьбе за мотивацию школы, которым удаётся создать благоприятный эмоционально-социально-психологический климат, когда дети и учителя знают, что они приняты, поняты и им есть чем гордиться. Они уделяют внимание психологической атмосфере в классе, отношениям с детьми, уровню уважения и доверия. Они понимают учёбу как средство развития ребёнка, дающее ему возможность успешно решать различные жизненные задачи, ориентироваться в мире, помогать другим и жить интересно, а не как средство достижения краткосрочных практически полезных результатов (поступить в нужный вуз, не «быть дворником» и пр.).

Зачастую используются нетрадиционные и оригинальные решения. Например, в коридоре одной из московских школ висит плакат со словами «Получение удовольствия — основная и единственная обязанность каждого лицеиста». В другой школе есть традиция не обсуждать достижения детей на общих родительских собраниях, а устраивать индивидуальные встречи учителей с родителями. Эти школы не борются за статус лучших в районе, за пресловутый рейтинг, а стремятся привлечь всех детей к участию в вокальной или театральной студии, где их ждёт общение с искусством.

Читать еще:  Нервный тик у ребенка моргание глазами лечение

Психологические исследования показывают, что, если отношения с учителем носят позитивный и надёжный характер, ребёнок растет оптимистом, проявляет креативность, участвует в жизни общества и заботится о других людях. Результаты, недавно полученные нашей исследовательской группой, свидетельствуют также и о том, что отношения с учителем оказывают существенное влияние на внутреннюю учёбную мотивацию школьников, желание учиться. И этот вклад значительно важнее используемой учителем педагогической технологии. Следовательно, при подготовке учителя важно не ограничиваться обучением подобным технологиям. Не меньшего внимания заслуживает психологическая подготовка учителей, которая позволила бы им сознательно выстраивать позитивные и продуктивные отношения с учащимися, ведущие к поддержанию внутренней мотивации, самооценки и благополучия [1].

[1] Гордеева Т. О., Сычев О. А., Лункина М. В. Школьное благополучие младших школьников: мотивационные и образовательные предикторы // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24, № 3. С. 32−42. doi:10.17 759/pse.2 019 240 303.

Вторым важным фактором является уровень подготовки учителей, их «качество». Худшие образовательные системы мира (там, где дети демонстрируют низкие образовательные результаты) нанимают учителей из низшей по успеваемости трети выпускников школ [2]. Напротив, лучшие системы набирают лучших учителей, тех, кто относится к верхней трети по успеваемости. В ряде стран этой группы требования к учителям даже более жёсткие (например, Южная Корея — 5%, Финляндия — 10%). Это означает, что приходящие к детям учителя обладают высоким интеллектуальным и личностным потенциалом, сами хорошо владеют своим предметом, любят и умеют учиться, то есть могут успешно выступать и источником познания, и моделями познающего и творческого субъекта учебной деятельности. Учитель не может дать детям то, чего у него нет.

[2] Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах. Уроки анализа лучших систем школьного образования мира // Вопросы образования. 2008. № 3. С. 7−60.

Подросток не хочет учиться: что делать? Как мотивировать к учёбе?

Что делать, если подросток не хочет учиться? Как заинтересовать подростка учёбой? В этой статье вы узнаете о причинах отсутствия мотивации к учёбе у подростков и о том, как помочь её вернуть. Также мы расскажем вам о том, как вдохновить подростка на учёбу, заинтересовать ею. Авторы статьи, педагоги-психологи Валерия Попова и Лариса Саморукова поделятся с вами практическими советами по самоорганизации в учёбе и расскажут о методах мотивации. Статья будет полезна родителям подростков, родителям младших школьников, педагогам, воспитателям, студентам педагогических вузов.

Подростковый возраст – время всей перестройки организма. В это время ребёнок ищет себя в обществе, познаёт нормы поведения и общения. Подростка интересуют социальные проблемы и ценности. Школьники в этом возрасте часто испытывают чувство взрослости. Многие из них теряют интерес к учёбе и не хотят ходить в школу.

Почему подростки не хотят учиться?

«Почему мой ребёнок не хочет учиться? В начальной школе же было всё хорошо?» — такой вопрос задают себе многие родители подростков.

По данным Общероссийского народного фронта (ОНФ), в 2019 году в России 28% школьников, которым нравится учиться в школе. Остальным 72% — нет.

Причины, связанные с нежеланием учиться, могут быть разными:

  • Скука . Подростки учатся уже не первый год, и многим надоедает школьное однообразие: уроки, перемены, уроки. «Скучно. Надоело одно и то же» — любила говорить моя младшая сестра, когда училась в 8-ом классе.
  • Чувство взрослости . Подростковый возраст – стадия взросления. Школьники считают, что у них и так много своих проблем и забот: личные переживания, дружба и первое предательство, разочарование, первая влюблённость и т.д. Учёба пока подождёт.
  • Запугивание . Часто школьников, начиная уже с начальной школы, пугают экзаменами. «Это будет на экзамене», «Не запомнишь – не сдашь экзамен». Желания учиться такие слова не прибавляют, а совсем наоборот.
  • Неблагоприятные отношения в семье . Для желания учиться ребёнку необходимо чувствовать поддержку и одобрение со стороны семьи. Плохо влияют на учёбу подростка: аморальное поведение родителей, крики и скандалы, проявление большего внимания младшим детям, отсутствие личного пространства, лишение права выбора и самостоятельного принятия решения.
  • Неуспеваемость . Подросток имеет плохие оценки по предмету, не понимает его. Как результат – отсутствие желания учиться.
  • Перегруженность . С возрастом требования и нагрузка на дополнительных занятиях сильно возрастает, требует больше времени и сил. В школе также увеличивается объём заданий и нагрузки по предметам. 59% школьников испытывают дефицит времени на любимые занятия (по данным ОНФ).
  • Гиперактивность . Ребёнку просто тяжело сосредоточиться на уроках и домашнем задании. Ему хочется бегать по стадиону гонять мяч или танцевать день напролёт. В этом случае может помочь спортивная секция по интересам школьника.
  • Отсутствие интереса . По исследованиям ОНФ, недостаточное количество интересных уроков отмечают 48% российских школьников. 31% — отсутствие полезных для будущей специальности предметов. Этот пункт больше касается учителей, работающих в средней школе. Им стоит постараться строить уроки так, чтобы ученикам действительно было интересно.
  • Конфликты с учителями . В этом могут быть виноваты как дети, так и сами учителя. Ребёнок мог неудачно пошутить, грубо высказаться, не сделать домашнее задание, тем самым разозлив учителя. Так и педагог может занижать оценки, требовать слишком многого от учеников, некорректно выражаться на уроках. Задача родителей – выяснить, с кем из педагогов конфликт у ребёнка, и на какой он стадии. Устранить его.
  • Отношения с одноклассниками . В классном коллективе подросток проводит большую часть времени в школе. Поэтому хорошие отношения с одноклассниками играют большую роль в желании ребёнка ходить в школу. При недопониманиях с одноклассниками страдает не только учёба, но психологическое состояние подростка в целом. Родителям советуем побеседовать с ребёнком, затем с классным руководителем, проконсультироваться со школьным психологом. Может, стоит самому ребёнку изменить что-то в своём поведении в школе.

С помощью инновационного нейропсихологического теста CogniFit на СДВГ проверьте прямо сейчас, присутствуют ли у вашего ребёнка когнитивные симптомы, которые могут указывать на наличие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью или без неё, или развитие когнитивных навыков соответствует норме. Получите результаты теста менее, чем за 30-40 минут! Тест подходит детям от 7 лет и взрослым.

Мы перечислили основные причины, по которым подростки могут не хотеть учиться. Чтобы понять, почему именно Ваш ребёнок не хочет учиться, попробуйте с ним поговорить и разобраться в его проблемах.

Заставить или мотивировать?

Когда родители не могут мотивировать подростка учёбой, они начинают заставлять его учиться. Ребёнок это чувствует.

Мотивация обучения – процессы, методы и средства побуждения учащихся к продуктивной учебной деятельности.

Часто родители заставляют учиться младших школьников, заставить подростков — гораздо сложнее. В средней школе они проявляют свой характер, идут наперекор указам родителей. Поэтому есть ещё вариант – мотивировать к обучению.

И в школе, и дома говорят: «Не сдашь ЕГЭ – не поступишь в университет», «Не получишь аттестат — пойдёшь дворы мести». Это — не мотивация.

В школе на уроке алгебры учитель поясняет: «Сегодня вы узнаете, что такое синус. Он обязательно будет у вас в ОГЭ и ЕГЭ». Многим подросткам знакома такая ситуация.

Если бы в школах объясняли по-другому, то заинтересовать удалось бы большее количество учеников: «Знаете игру «Арканоид? В ней шарик летает по полю и разбивает всё на пути. Кажется, что такое легко сделать на компьютере, но есть проблема: компьютер не умеет перемещать предметы по диагонали. Такой команды нет. Чтобы шарик знал, как лететь по диагонали, компьютер должен знать угол падения и посчитать из этого угла синус и косинус. Сегодня мы как раз и узнаем, что это такое…».

Читать еще:  К чему чешется левое плечо у девушки, чесалка лд

Ученики 9-ых классов моей школы говорят, что учились бы с большим удовольствием, если :

  • уроки в школе были интересней;
  • постоянно чувствовалась психологическая поддержка со стороны учителей, одноклассников и родителей;
  • в школе было больше конкурсов с ценными призами: технические устройства, денежное вознаграждение;
  • была возможность чувствовать себя защищённо в школе;
  • предоставлялась возможность в любое время поговорить со школьным психологом;
  • в школе было бы лучше развито самоуправление;
  • были доверительные отношения с родителями;
  • правильно были организованы деятельность и время;
  • дома была отдельная от других членов семьи зона отдыха.

Зачастую родители мотивируют подростков деньгами или подарками: «Закончишь год на 4 и 5 – купим тебе новый телефон». Ученик списывает решение с ГДЗ и получает «отлично». Решает ли это проблемы в учёбе? Так он получает оценки не за знания, а за работу, т.е. зарабатывает их. Здесь встаёт вопрос перед родителями: «Я хочу, чтобы мой ребёнок получал хорошие оценки или качественные знания?»

Выбирать вам: «заставлять» учиться или «мотивировать».

Если выбрали второй вариант и не знаете, с чего начать, то следующий раздел — для вас.

Методы мотивации к учёбе

Если подросток не хочет учиться и вы желаете мотивировать его на учёбу, советуем применить следующие способы:

1. Попытайтесь узнать причину нежелания учиться . Если у вас доверительные отношения с ребёнком, то он, вероятно, поделится своими переживаниями.

2. Родителям и учителям помочь подростку осознать ценность обучения . Понять, как школьные знания пригодятся в жизни. Начните разговор об этом, только когда ребёнок готов вас услышать. Если он не в настроении или занят своими проблемами, то он не сможет вас полноценно воспринять.

3. Покажите наглядные примеры людей, которые добились своих целей в жизни и тех, кто смирился со своим невысоким положением . В этом помогут фильмы, видеоролики, презентации, картинки. Пусть подросток ответит себе: «Каким я буду в будущем?».

4. Ваш ребёнок увлекается чем-то – покажите, как его увлечение связано со школьными предметами . Любит фотографировать — спросите о строении фотоаппарата. Пусть расскажет о самом процессе съёмки, об основах композиции. Научит вас редактировать фотографии. Здесь помогут знание физики и черчения. Если ребёнок пока не владеет редактированием, то ему понадобятся знания графических редакторов. В этом поможет предмет информатика. Хочет в будущем путешествовать за границу – не обойдётся без знания языков.

5. Поддерживайте увлечение ребенка в любой области . Увлекается компьютерами – расскажите об этом поподробнее, поделитесь собственным опытом. Расскажите о своих знакомых, которые работают в этой сфере. Посетите дни открытых дверей в университетах, которые готовят компьютерных специалистов. Сходите вместе с ребёнком на мероприятия, лекции, мастер-классы от успешных людей, посмотрите обучающие видеоролики в Интернете и др.

6. Если подросток ничем не увлекается и отказывается учиться, то попробуйте применить труд . О нём говорил российский воспитатель, педагог и писатель А.С.Макаренко: «Трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем». Дайте возможность ребёнку поработать несколько полных смен по специальности (с соответствующей зарплатой), не требующей квалификации: продавец, телефонный оператор, официант, курьер. Или дайте работу сами. Например, посидеть денёк с ребёнком подруги или приготовить ужин на 20 человек.

Так подросток поймёт, что любая работа – это тяжело. Для работы мечты нужны знания . Если хочешь зарабатывать много денег и иметь работу, которая доставляет радость, придётся учиться. Один мой знакомый, когда учился в 9-ом классе, не знал, чего хочет и ничем не интересовался. После окончания средней школы он пошёл работать на автомойку. После двух лет понял, что всю жизнь так работать не хочет. Сейчас учится на последнем курсе авиационного училища и планирует стать пилотом.

7. Дайте понять ребёнку, что вы хотите ему помочь : нанять репетитора, поговорить с учителями, записать на интересующие курсы и т.д.

8. Уважайте мнение и выбор подростка . Касается всего: увлечений, выбора одежды, предпочтений в еде, свободного времени. Он же считает себя уже взрослым человеком, способным принимать решения. Пусть учится нести за них ответственность.

9. Хвалите ребёнка и вместе радуйтесь его успехам . Подростки – уже не маленькие дети, но в этом возрасте они нуждаются в одобрении взрослых, особенно родителей.

Родителям советую не давить на подростка, а поддерживать. Не хочет сейчас учиться – позже определится с профессией и поймёт, что ему нужно в жизни. Главное – чтобы выбранное дело приносило счастье.

Большинство из вышеперечисленных методов применяются сейчас педагогами моей школы и дают положительные результаты.

Помните о том, что мотивация – долгий процесс. Он может продлиться от 2-3 дней до 1 года . Наберитесь терпения.

Вы хотите улучшить память, внимание и другие когнитивные функции у себя и у вашего ребёнка? Тренируйте основные способности мозга с помощью персональной когнитивной тренировки CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения. Программа рекомендуется детям старше 7 лет и взрослым

Самоорганизация в учёбе: практические советы

Успех обучения в школе зависит от самого ребёнка. Задача взрослых – помочь настроиться на учёбу и создать для неё благоприятные условия.

Главное условие успешной учёбы – самоорганизация .

Самоорганизация – способность подростка правильно организовывать для себя учебный процесс. Это умение работать дома, в школе без помощи взрослых. Подростку будет легче даваться обучение в школе, если он научится обустраивать своё рабочее место, планировать день, вовремя выполнять домашние задания.

Самоорганизацию можно развить. Как же это сделать? С чего начать? Расскажем об этом дальше.

Для формирования у подростка способности к самоорганизации в учёбе советуем сделать ему следующее:

  • научиться грамотно распределять своё время;
  • выработать собственный режим дня;
  • научиться ставить цели и задачи, искать пути их достижения;
  • не откладывать школьные дела на последний момент;
  • сделать наглядный график крайнего срока сдачи работ (дедлайна);
  • ставить напоминания в телефон;
  • не пропускать уроки без уважительной причины;
  • установить временные рамки межу учёбой и свободным временем;
  • распланировать свободное время;
  • не оставлять дела незаконченными;
  • записывать в дневник свои достижения в школе;
  • попробовать себя в трудовой деятельности;
  • найти мотивацию для успешной учёбы, о чём мы говорили ранее.

Родителям надо научить ребёнка самому справляться с вышеописанными задачами.

Советы родителям:

1. Выполнять обещания, данные ребёнку.

2. Придерживаться намеченного плана.

3. Грамотно организовывать досуг.

4. Хранить вещи на своих местах.

От подростка для развития способности к самоорганизации в учёбе понадобится много терпения и желания меняться. Он и его родители сразу увидят результаты. Учебная деятельность станет эффективней.

Ваш ребёнок-подросток не хочет учиться? Помогите ему. Попробуйте найти причину нежелания, помогите развить навыки самоорганизации в учёбе, мотивируйте.

Главный совет родителям подростка — будьте рядом, поддерживайте, интересуйтесь успехами в школе. Ребёнку важно чувствовать, что вам действительно интересна его жизнь и вы хотите принимать в ней участие.

Поддерживайте желание познать себя и общаться со сверстниками. Ему это сейчас нужно больше, чем учёба. Как помочь? Посоветуйте современные книги о подростках, расскажите о собственном подростковом опыте, каково вам было в это время.

Подростковый период – сложен для каждого ребёнка и его родителей. В ваших силах сделать так, чтобы он прошёл легче и интересней, не навредил учёбе. Помогите своему ребёнку. Он будет вам благодарен.

Только не в школу! Почему дети не хотят учиться и что с этим делать?

​Почти половина школьников не хотят учиться из-за неприязни к педагогу. Об этом сообщают представители Ассоциации детских психологов и психиатров России. Что делать, если ребенок отказывается идти в школу?

Читать еще:  Жены и мужья известных людей России — российские незамужние звезды

Чужой среди чужих

Особенно трудно приходится первоклашкам, ведь эйфория первых дней нередко сменяется депрессией. Учитель начальных классов Светлана Нагорная, 16 лет работающая с детьми, рассказала о причинах нежелания посещать уроки. Чаще всего они берут начало в семье, в которой воспитывается будущий школьник.

Школа для первоклашек — новое место, которое многие из них, в силу своего возраста, представляют совсем иначе и часто ассоциируют с детским садиком. И если там ребенок был в знакомом коллективе и привычных уютных стенах, в школе в длинных коридорах он остается с самим собой один на один. Конечно, постепенно учителя помогают адаптироваться к новым условиям, но для этого требуется время.

Было бы неплохо, если первые дни родителям разрешали не просто доводить детей до крыльца, но и находиться в школе вместе с ними. Кто-то скажет, что это мешает развитию самостоятельности, но все надо делать постепенно. Почему дети школьных учителей часто успевают лучше других? Потому что они находятся рядом с мамой.

Учителя начальных классов рекомендуют первоклашкам брать с собой во время первой четверти любимую игрушку.

Страхи родителей

Родители часто боятся, что в школе может случиться неприятность: конфликт с одноклассниками, учителем, травма. И дети «заражаются» этим страхом.

«У меня был ученик, который постоянно отзванивался домой с такими словами — мама, я поднялся по лестнице, мама, я сейчас буду спускаться с третьего этажа. Когда поговорила с родителями, узнала, что те очень опасаются, что сын упадет», — говорит женщина.

Избавиться от страха поможет психолог, и необязательно платить деньги за консультацию. Достаточно обратиться в муниципальный психологический центр в том районе, где живете — помощь там оказывают бесплатно.

Родственники не любят школу

«На первом занятии я обычно прошу первоклашек нарисовать школу, как они себе ее представляют. Как минимум у трети учеников на картинках преобладают черный цвет и злые гримасы учителей и одноклассников. Из разговоров с детьми я узнала, что они слышали о школе много плохого. Большую ошибку совершают те, кто уверяет малышей, что «детство закончилось». А негативные рассказы о школе окончательно утверждают в мысли, что учеба — это плохо», — рассказывает педагог.

В период, когда дети только начинают ходить в класс, учитель не советую делиться печальным опытом с ними, даже если он был.

Боязнь наказания

Критика часто становится причиной сильнейшего стресса. Не желая предстать в глазах учителя и директора плохими родителями, мы нещадно караем детей за плохие отметки.

«Нельзя оценивать человека по его дневнику. Двойка лишь указывает, что ученик не понимает какую-то тему. Главное, чтобы он не побоялся признаться в этом. Любимый вопрос родителей «Как ты можешь это не понимать?» отталкивает детей, они замыкаются в себе, а из-за низкой успеваемости и боязни получить очередной «неуд» ищут причины прогулять школу», — объясняет Светлана.

Устал учиться

Помимо основных занятий многие ученики посещают несколько факультативов сразу.

Оберегая детей от плохих компаний, родители часто находят им массу других, на их взгляд, полезных дел. Каждая минута расписана, мамы-папы гордятся этим, а дети страдают. Ребенок не выдерживает жесткого ритма и перестает ходить не только в секции, но и в школу. Высокая утомляемость приводит к безразличию и болезням. Поэтому важно не перегружать школьников, оставляя им хотя бы пару часов в день на то, чтобы пожить своей жизнью.

Не такой, как все

Причиной нежелания ходить в школу может стать комплекс, который развился у ребенка, например, из-за брекетов, косоглазия, хромоты или других особенностей.

Здесь тоже поможет разговор с психологом и хороший контакт с родителями, с которыми сын или дочь могут поделиться своими страхами. Важно донести до школьника, что особенности — не недостатки, а внешние качества играют далеко не основную роль в общении и учебе. Посмотрите фильмы, почитайте сказки — а таких немало, — где внешне привлекательные люди оказываются плохими, от которых могут отвернуться все.

От поведения и отношений с близкими зависит, насколько дети уверены в себе. Чаще бывайте с ними на различных мероприятиях, где ребенок сможет развить навыки общения, найти друзей. От комплексов страдают «одинокие» дети. А те, у кого есть свой социум, умеют найти себя и в другом.

Плата за учебу

«Закончишь без троек — куплю тебе телефон (приставку и др.)», — этим приемом пользуются многие. В итоге в школу ходят не за тем, чтобы узнавать что-то новое, а чтобы «отработать» подарки.

«Одна мама так пыталась мотивировать мою ученицу. Первый год бонусом стала поездка на море, второй — дорогой мобильник, а в третьем классе девчонка приболела и нахватала плохих отметок. Закончив вторую четверть с тремя тройками, она вообще перестала ходить в школу. Объясняла тем, что обещанного скейтборда ей уже не получить», — вспоминает учитель.

Подобное «самопожертвование» ради вознаграждений неизменно приводит к безразличию к образовательному процессу. Школа не требует подвигов, она дает шанс получить знания. Это важно понимать как детям, так и взрослым.

Конфликт с учителем

Первоклашки далеко не сразу готовы к деловым отношениям. В педагоге многие видят человека, заменяющего воспитателя, который и нос подотрет, и с ложки покормит. Но в школе все иначе — нужно самому решать массу задач. Внезапно свалившаяся самостоятельность пугает.

И даже невинные замечания превращаются для малышей в трагедию, из-за которой первый учитель становится врагом.

«Первоклашкам необходимо объяснять — педагог помогает получать знания. Ребенку нужно слушать его на уроке и задавать вопросы, если что-то непонятно. Также важно, чтобы родители были с учителем на одной волне. Приходите к нему за советом, а не для того, чтобы предъявить претензию. Союзники всегда смогут договориться. Ну а если у учителя очевидно сложный характер или конфликт зашел в тупик — лучше перевести ребенка в другой класс», — заключила учитель.

Как сделать занятия привлекательными

Психолог-логопед Нина Алешкина дает советы, как вернуть ученикам мотивацию к обучению.

  • Учиться в школе будет легче, если жизнь за ее пределами интересна и насыщенна. Пусть во внеучебное время дети занимаются тем, от чего они действительно получают удовольствие. Задача родителей — мягко их направить.
  • Развивайте навыки общения: участвуйте в разных мероприятиях и конкурсах, путешествуйте, устройте «публичные» выступления в кругу близких, где ребенок впервые прочтет вслух любимое стихотворение.
  • На личном примере показывайте сыновьям и дочерям, что учатся не только в школе. Взрослые изучают новые языки, осваивают новые профессии. Если родитель будет обучаться чему-нибудь параллельно со своим чадом, он станет хорошим примером для подражания.
  • Ищите применение школьным знаниям — пусть дети считают сдачу в магазине, комментируют погодные явления, собирают гербарии и определяют, с какого дерева упал листик.
  • Ошибки совершают все, но не каждый извлекает из них опыт. Расскажите детям о Томасе Эдисоне, который ошибся 999 раз, прежде чем создал лампочку. Посмотрите на это под другим углом: Эдисон не ошибался, а лишь испробовал 999 вариантов, которые не работают.
  • Найдите «свою» школу. Если чадо говорит, что ему некомфортно, то, возможно, проблема в самом учреждении. Нередко его смена помогает решить проблему.
  • Внимательно слушайте, что рассказывают о школе и уроках сын или дочь. Удивляйтесь новым открытиям вместе с ними.
  • Обустройте уголок школьника дома с учетом его пожеланий, а выполнять домашние задания лучше в хорошем настроении. Этому способствует, например, просмотр любимого мультфильма.
  • Быстрой адаптации поможет посещение «школы первоклассника», которая есть в учреждении, куда впоследствии ребенок пойдет получать знания.

Источники:

http://edpolicy.ru/why-dont-students-want-to-study
http://zen.yandex.ru/media/id/59b8f61648c85eb43c0062f6/5d35bb88bc228f00ad2f5df8
http://spb.aif.ru/society/education/ya_ne_poydu_v_shkolu_mama_pochemu_deti_ne_hotyat_uchitsya_i_chto_s_etim_delat

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector