5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему нельзя доедать за ребенком, насильственное кормление

Содержание

Почему нельзя доедать за ребенком, насильственное кормление

Содержание статьи:

Причины пищевого насилия родителей — почему мы заставляем детей есть

Вспомните, как в детстве родители приговаривали: «Скушай ложечку за маму, ложечку за папу», «Мама старалась готовила, а ты не ешь», «Ешь все, а то за шиворот высыплю».

И зачастую модель пищевого поведения своего детства взрослые переносят и на своих детей. Это все — ни что иное, как пищевое насилие.

К нему можно отнести следующее:

  • Настойчивые призывы покушать или скушать то, что ребенку не хочется. Причина этому – убежденность мамы и папы, что малыш проголодался, пришло время обеда по расписанию. Или даже боязнь обидеть того, кто готовил обед, на подсознательном уровне.
  • Превращение приема пищи в момент наказания. То есть, крохе ставится условие, что, если он все не доест — не получит желаемого или не выйдет из-за стола.
  • Пренебрежение вкусовыми предпочтениями. У детей гораздо больше пищевых рецепторов, чем у взрослых. Если мама хочет во что бы то ни стало накормить дитя полезными овощами, подмешивает их в еду или маскирует — это не значит, что кроха не догадается. Он вполне может угадать, что в блюде есть то, что ему не нравится, — и откажется кушать.
  • Настоятельный ввод в рацион новых блюд. Малыши – консерваторы в еде. Пробовать что-то новое для них — не одно и то же, что для взрослых. И, если новое блюдо вызывает подозрения, он может отказаться от приема и уже знакомых продуктов.
  • Прием еды по расписанию. Для большинства это очень полезно. Но есть такие категории детей, которые могут испытывать чувство голода крайне редко, или же им больше подходит частый прием пищи, но маленькими порциями. Нужно обязательно обратить внимание на этот момент.
  • Чрезмерное увлечение полезным питанием. Если мама сидит на диете, считает калории, и в доме нет сладостей или фастфуда — это одно. Но когда она пытается ущемить достоинство малыша, превратить его в стройняшку, постоянно попрекая лишним весом – это насилие.

Все эти пункты на подсознательном уровне влияют на культуру приема пищи с раннего возраста. Чрезмерная опека, боязнь что малыш будет голодным — или, наоборот, переест, — со стороны родителей может нанести непоправимый вред психике.

Опасность принуждения детей к еде насильно — последствия гораздо серьезнее, чем вы думаете

Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, человек рожден для того, чтобы получать удовольствие. А прием пищи – это один из каналов его получения.

Представьте, что вместо того, чтобы с удовольствием насладиться тарелочкой вкусной еды, ребенок будет слышать упреки или уговоры съесть все до последней крошки. В дальнейшем все, что должно, по идее, вызывать положительные эмоции, у такого ребенка, будет вызывать страх, сомнение или даже отвращение.

  • Кормить ребенка насильно нельзя еще и потому, что у него сначала не сформируются личные вкусовые предпочтения, а в дальнейшем будет трудно отстаивать свое мнение в кругу сверстников.
  • Кроме того, есть опасность развить у него диссоциативное поведение – то есть, он становится нечувствительным к насилию и отстраняется от реальности: «Это не я, это происходит не со мной» и т.д.
  • От рождения и до шести лет ребенок чувствует свою зависимость от мамы сильнее всего, а также уверенность в том, что он защищен и в безопасности. Поэтому очень важно в этот период жизни быть как можно мягче в общении с ребенком и грамотно подходить к приему еды. Ругань, ссоры и склоки, которые развиваются вокруг темы питания могут вызвать у ребенка невроз.
  • Детки, которым насильно предлагали съесть то или иное блюдо, чаще других подвержены таким пищевым расстройствам, как анорексия и булимия. Ведь в детстве у них не было возможности высказать свою точку зрения по поводу приема пищи, рассказать о своих пищевых пристрастиях. Даже не испытывая чувства голода, он кушал, потому что так говорили взрослые. Желудок растягивался, и во взрослом возрасте контролировать прием пищи становится сложнее.
  • Будучи взрослым ребенок, которому постоянно говорили, что и когда есть, не сможет быть успешным и самостоятельным. Он будет ведомым — и ждать, что скажут и как поступят другие, более уверенные в себе личности.
Читать еще:  Десерт за 5 минут в домашних условиях, вкусняшки быстро и вкусно

Как накормить ребенка без насилия и истерик, что делать — советы педиатра и психолога

Прежде чем уговаривать ребенка поесть через силу, обратите внимание на его самочувствие. Педиатры часто предупреждают мам, что во время болезни ребенок ест мало, и заставлять его съедать даже привычный рацион нецелесообразно.

Также стоит обратить внимание на эмоциональное состояние малыша. Если вы заметили, что он грустит или нервничает — поговорите с ним: возможно, в кругу сверстников произошел конфликт, который и повлиял на отсутствие аппетита.

Педиатры призывают родителей посмотреть на то, что ребенок мало ест, с другой стороны. Ведь среди детей в возрасте до семи лет истинных малоежек меньше чем двадцать процентов. Чувством голода управляют лишь инстинкты. Это позднее на пищевое поведение оказывают влияние социальное окружение и привычки.

Доктора говорят, что для того, чтобы ребенок был сыт, ему нужно съесть столько ложек еды, сколько ему полных лет. И, если обговорить с ребенком этот момент заранее, перед едой и мама, и малыш будут чувствовать себя комфортно.

Что делать, если ребенок здоров, инстинкт самосохранения работает, а малыш просто не хочет есть?

Существует несколько работающих методов, разработанные детскими психологами и педиатрами, которые помогут накормить малоежку.

Не нужно давить на ребенка

Дети всегда подражают поведению родителей, а также очень чувствительны к их эмоциональному состоянию.

Относитесь проще к тому, что ребенок не доел. Ведь капризы малыша могут быть обусловлены сытостью.

Не следует:

  1. Кричать на малыша во время приема еды.
  2. Наказывать едой.
  3. Насильно засовывать в рот ложку с едой.

Лучше всего быть во время еды предельно спокойным. Не переживать, если тарелка наполовину пуста.

Поставьте на видное место тарелку с фруктами, сыром, орехами и сухофруктами. Если кроха проголодается, такой полезный перекус пойдет только на пользу.

Превратите прием еды в семейную традицию

Дети консервативны и, если превратить обычный ужин или обед в своего рода семейный ритуал, в процессе которого вся семья в сборе, обсуждаются семейные планы, события за день, ребенок будет видеть, что прием пищи – это спокойно, весело и тепло.

Для этого накрывайте стол праздничной скатертью, красиво сервируйте, доставайте салфетки и лучшую посуду.

Подавайте хороший пример

Ребенок смотрит на ваши действия и поступки — и повторяет их.

Если мама и папа буду кушать полезную еду, не перебивая аппетит конфетами, малыш тоже будет с удовольствием следовать примеру родителей.

Оригинальная подача блюда

Есть серую скучную кашу не захочет не только малыш, но и взрослый. Придумайте, как можно украсить ее сухофруктами, орехами, медом. Чем интереснее будет тарелка с едой для ребенка, тем с удовольствием все ее содержимое будет съедено.

Прелесть такого пищевого искусства в том, что родитель может приготовить интересное и сбалансированное блюдо, в состав которого будут входить и овощи, и белки.

Не бойтесь экспериментировать!

Если ребенок не любит есть крицу, попробуйте приготовить говядину или индейку. Вареные овощи вызывают неприязнь — тогда можно запечь их в духовке. Можно приготовить несколько вариантов одного полезного блюда — и посмотреть, какой будет съеден малышом на ура.

Главное — не попрекать ребенка тем, что были потрачены продукты или время на готовку, чтобы он не чувствовал себя виноватым.

Готовьте вместе

Привлекайте ребенка к приготовлению ужина. Пусть он делает простые вещи: помоет овощи, слепит из теста фигуру, засыплет сыром блюдо. Главное — он увидит весь процесс приготовления и почувствует свою значимость в нем.

Во время обеда обязательно похвалите чадо за помощь.

Психологи советуют родителям быть спокойными и набраться терпения. Если ребенок здоров, то есть в меру он начнет уже к 10-12 годам. А до этого возраста задача родителей – привить ему культуру приема пищи.

Что такое пищевое насилие и как не допустить его со своим ребенком

Что такое пищевое насилие?

«Не выйдешь из-за стола, пока не доешь!», «тут одна ложка всего осталась» — все эти (знакомые до боли) фразы и любая другая настойчивость родителей в вопросах питания ребенка и есть не что иное, как проявление пищевого насилия. Проще говоря, насильное закармливание детей из-за сформированных предрассудков у взрослых.

Почему вообще у родителей появляется желание насильно кормить детей?

Психологи выделяют несколько типичных установок, которые формируются в сознании родителей. Именно они и побуждают взрослых кормить своих детей во что бы то ни стало. Первая — отношение к ребенку, как к неразумному существу, когда родители считают, что знают лучше сколько, как часто и что ему есть, ведь у них больше жизненного опыта и знания. Вторая установка — это мнение, что если ребенок плохо есть, значит, он не слушается и делает наперекор родительским просьбам. Третий вариант — малыш не ест, значит, что он болеет. В этом есть некоторая логика: действительно, недомогание может снизить аппетит ребенка, поэтому он отказывается от еды. Но даже в этом случае стоит прислушаться к маленькому организму и не заставлять есть насильно.

«В норме организм — это саморегулирующаяся система, способная хорошо приспосабливаться к самым разным условиям. Одна из таких приспособительных реакций — снижение аппетита во время болезни, при сильном стрессе, при резкой смене обстановки, климата и т.п. Заставлять ребенка есть в такие моменты — значит наносить вред его здоровью, мешать организму приспособиться к трудной ситуации», — считает психолог, травма-терапевт Лара Покровская.

Пищевое насилие также может быть вызвано тревожностью родителей — они переживают, что ребенок слишком худой, что он слишком мало ест, у него нет аппетита, он болеет. Иногда отказ детей от еды трактуется матерями как отказ от них самих, от их еды и в целом воспринимается на свой счет. Чтобы справиться со своей тревогой, они начинают закармливать детей. Только в этом случае удовлетворяется не потребность ребенка в еде, а желание родителя перестать волноваться.

Почему же тогда ребенок не ест?

В действительности причин может быть масса. Ребенок банально может быть не голоден или он может не любить какое-то конкретное блюдо (при этом совершенно не важно, кто его приготовил) или продукт. Бывает так, что малыш просто не в настроении — он сам до конца не понимает, чего он хочет, поэтому капризничает или привлекает ваше внимание. Отказ от еды — это не красноречивое заявление о том, что вы плохой родитель.

Читать еще:  Печень минтая что приготовить из нее

Хорошо. А если трехлетка придирается к еде? Ест, но очень избирательно. Он это специально, чтобы позлить меня?

Дети могут выбрать для себя ограниченный набор продуктов и есть только их, категорически отказываясь от всего остального. Это их генетические и возрастные особенности, тактильное восприятие еды, иногда проблемы с жеванием или ЖКТ. К слову, после первого года жизни ребенка проблемы с кормлением возникают практически у всех. Есть даже такое понятие пищевая неофобия – нежелание пробовать новую еду.

А что будет, если все-таки проявлять настойчивость в вопросах еды? Всех ведь так воспитывали и ничего.

Пищевое насилие — это пережиток нашего советского прошлого, от которого все современные специалисты призывают отказаться. Именно насильные приемы пищи, против воли ребенка, формируют у него нездоровые пищевые привычки. Повзрослев, малыш будет доверять не своему организму (который и сигнализирует ему о голоде или о насыщении), а следовать сформированным установкам вроде «доедай до конца», «оставлять еду — плохо» и так далее.

Физиологически это может привести к ожирению или к расстройствам пищевого поведения как в раннем возрасте, так и впоследствии. Согласно статистике американской Национальной ассоциации расстройств пищевого поведения, в мире свыше 70 миллионов человек страдают расстройствами пищевого поведения, такими как нервная анорексия, нервная булимия и так далее. Количество госпитализаций детей в возрасте до 12 лет из-за разного вида расстройств увеличилось на 119 процентов с 1999 по 2006 год.

Кроме того, каждые 62 минуты в мире от расстройства пищевого поведения умирает один человек. Чаще всего смерть связана с анорексией — из-за осложнений от нее умирают пять-шесть процентов больных, от булимии — чуть меньше.

Пищевое насилие, даже в форме мягкого давления, сказывается и на поведении ребенка в будущем. Психика дает сбой не только в виде неадекватного отношения к еде, но и к жизни в целом. Специалисты отмечают: ребенок перестает доверять себе и сигналам своего тела, а потому не может сам принимать решения и адекватно оценивать свое состояние. Дети, страдающие от пищевого насилия, со временем могут становиться упрямыми, неуправляемыми, тревожными, а главное — они теряют доверительные отношения и контакт с родителями.

Что же делать? Как правильно себя вести?

Здоровые дети могут самостоятельно контролировать, какое количество еды им нужно, опираясь на внутренние сигналы голода и насыщения. Самое главное — не расстраивайтесь из-за поведения малыша. Просто предоставьте ему большой выбор здоровой пищи. Со временем его аппетит и предпочтения выровняются. Детям полезно научиться слушать свое тело и пользоваться такими сигналами, как голод и насыщение.

Можете придерживаться шести «нет» для родителей, которые рекомендуют специалисты:

  1. Не заставлять, если ребенок не хочет.
  2. Не перекармливать.
  3. Не навязывать, не уговаривать.
  4. Не награждать за съеденное. Не стоит обещать купить мороженое, пирожное за съеденный суп. Еда не должна становиться средством воспитания.
  5. Не подгонять. Спешка во время еды плохо влияет на пищеварение.
  6. Не отвлекать. Специалисты не рекомендуют играть в игрушки или смотреть телевизор во время еды.

Психологи также советуют «закармливающим» родителям разобраться с самими собой — задуматься, какие чувства они хотят выразить желанием насильно накормить, и научиться выражать их иными способами.

«В некоторых случаях потребность покормить, закормить может маскировать другие, более глубокие и нереализованные потребности человека — например, быть значимым для другого, — комментирует семейный терапевт Светлана Тимофеева. — Иногда на закармливающего действуют социальные или семейные установки, которые были актуальны в прошлом, в эпоху дефицита или голода, когда ценность еды имела решающее значение».

Какие еще приемы помогут сформировать здоровые привычки?

Совместные приемы пищи всей семьей благоприятно сказываются на развитии ребенка. Главное — не забывать: малыш запоминает все, что делают и едят родители за столом. Он перенимает их привычки и предпочтения, в том числе в еде. Так что на столе всегда должен быть выбор разнообразной, здоровой, богатой питательными веществами еды. Семейные приемы пищи — это время, когда родители помогают детям установить отношения с едой. Путь не всегда бывает простым — ребенок может держать ложку вверх дном (в лучшем случае) или размазать еду по столу, лицу, волосам и вообще по всему, что попадается ему на глаза. Но этот ранний опыт взаимодействия с едой необходим — так ребенок устанавливает с ней свои собственные отношения. Родители же в это время смогут следить за подсказками в поведении малыша, которые указывают на его голод или сытость.

Как же я пойму, что ребенок голодный, если он еще не может говорить? Перекармливать не хочется, но и морить голодом тоже.

Обычно малыши сами сигнализируют о голоде. Специалисты выделяют общий (не универсальный) список таких сигналов.

Если вы кормите грудью или смесью, обратите внимание, когда ребенок:

  • подносит руки ко рту или кладет в рот предметы;
  • издает посасывающие звуки и делает посасывающие движения губами;
  • сжимает кулаки на груди или животе;
  • сгибает руки и ноги;
  • плачет (хотя плач не всегда может быть причиной голода).

Если ребенок постарше и уже ест твердую еду, он может указать на голод так:

  • наклоняться к еде и открывать рот;
  • при виде еды радоваться и оживленно себя вести;
  • задерживать взгляд на продуктах или следить за их перемещением.

Уже осваивающего речь ребенка обязательно нужно спрашивать, голоден ли он (и что он хотел бы съесть), наелся ли, хочется ли ему еще. Помогайте ребенку описывать вкус продуктов, их цвета, запахи и текстуры. Задавайте вопросы о еде: что ему нравится больше всего, какая еда кажется ему невкусной, что бы ему хотелось попробовать, приготовить вместе с родителями или друзьями. Еда не должна становиться разменной монетой в ваших отношениях с ребенком. Никогда не используйте еду как наказание, а угощение — как поощрение (например, если десерт предполагается после обеда, ребенок должен его получить даже в том случае, если съел две ложки супа и едва притронулся ко второму, а не только в том случае, если обед был съеден полностью).

Читать еще:  Как заваривать семена льна для похудения, худеем с помощью льняных семян

Что еще почитать о питании ребенка?

Вот тут вы можете найти подборку лекций о детском здоровье, среди которых есть и материалы, посвященные теме интуитивного питания в детском возрасте. А здесь вас ждет отрывок книги о пищевом воспитании «Самые здоровые дети в мире живут в Японии». Также у нас есть интервью о сахаре в рационе ребенка и интересные факты о прикорме.

Почему нельзя заставлять ребёнка доедать

Очень часто родители сталкиваются с ситуацией, когда ребёнок не хочет доедать суп, кашу или другую еду. В такой ситуации большинство российский родителей заставляют ребёнка съесть всё до конца. Однако, поступая таким образом, они наносят физиологический и психологический вред ребёнку.

Почему нельзя заставлять детей доедать

Можно сформулировать четыре важных аргумента в пользу того, что заставлять детей доедать — вредно и опасно.

Аргумент 1: взрослые не могут оценить чувство «сытости» ребёнка

Пищевое поведение любого человека регулирует гипоталамус — участок промежуточного мозга. Когда кровь человека достаточно насыщается глюкозой, аминокислотами и другими веществами, в гипоталамусе происходят определённые физиологические процессы, и человек ощущает чувство «сытости». Взрослый человек не может оценить, когда у ребёнка наступает такое состояние. Пихая в сытого ребёнка дополнительную еду, взрослые пытаются вклиниться в нормальные физиологические процессы детского организма.

Выходите из общества «чистых тарелок». Дети прекращают есть тогда, когда они наелись, — так они учатся слышать свой организм и его сигналы о насыщении.

педиатр, кандидат медицинских наук Рузанна Аванесян

https://www.the-village.ru/village/children/children/247069-food-kids

А также регулярное докармливание сытого ребёнка может привести к ожирению и развитию диабета II типа.

Регулярное переедание может привести ребёнка к пищевой зависимости и ожирению

Аргумент 2: еда может начать ассоциироваться у ребёнка с негативными эмоциями

Очень часто для того, чтобы ребёнок доел еду, родители прибегают к различным недозволенным средствам:

  • угрозам: не доешь суп — поставлю в угол, не доешь кашу — раньше ляжешь спать;
  • шантажу: не съешь всё, что я приготовила — не пойдёшь гулять, не будешь смотреть мультики;
  • спекуляции на чувствах: я старалась и готовила, а ты не хочешь это есть.

Такие способы воздействия вызывают у детей негативные эмоции:

Если такая ситуация возникает изо дня в день, то у ребёнка еда начинает ассоциироваться с этими негативными эмоциями. Он не только не станет доедать, но неосознанно начнёт есть медленно, неохотно, придумывать отговорки, и в конце концов он может возненавидеть еду и начать воспринимать её враждебно.

Если постоянно заставлять ребёнка доедать, то приём пищи как таковой может начать у него вызывать психологическое и физическое отвращение

В более старшем возрасте такое явление может привести к тяжёлым заболеваниям, в основе которых лежит неприязнь к еде. Например, у ребёнка может развиться анорексия — нарушение функционирования пищевого центра мозга, которое проявляется хроническим отсутствием аппетита и отказом человека от еды.

Аргумент 3: не стоит провоцировать конфликт с ребёнком

Бывают ситуации, когда ребёнок отказывается доедать не потому, что он сыт, а по причине протеста против определённого блюда или продукта. Например, он хочет получить в конце еды что-то сладкое, а в него пихают сначала полезную кашу с приговоркой типа «пока всю кашу не съешь, сладкого не получишь». Конечно, если малыш вовсе отказывается от каши в данном случае и требует «немедленно конфету», то это скорее попытка манипулировать родителями, и попросить съесть обычную порцию каши необходимо.

В этой ситуации не стоит нестись на кухню и заменять полезный продукт на желаемый. Меню должно обсуждаться с ребёнком заранее.

Игры в демократию хороши на этапе составления меню (приготовления пищи). То есть будет просто здорово, если вы до того, как отправиться на кухню, поинтересуетесь: а какую кашку ты сегодня хочешь — овсяную, рисовую, гречневую, манную или кукурузную? Но если на стол поставлена согласованная рисовая каша, а ее требуют заменить на другую, то положительная реакция на подобную просьбу — это принципиально неверно. Уважение к человеческому труду, благодарность тому, кто поставил еду на стол, — это не менее важно, чем аппетит.

Доктор Комаровский

http://lib.komarovskiy.net/ploxoj-appetit-10-receptov-pomoshhi.html

А вот если ребенок объективно кашу или суп (то есть основное блюдо) уже поел, то настаивать в такой ситуации на доедании — означает усилить протест ребёнка и спровоцировать в итоге истерику или конфликт.

Насильное докармливание ребёнка может закончиться истерикой и конфликтом

Аргумент 4: оставляйте ребёнку пространство для принятия самостоятельных решений

В некоторых вопросах следует давать детям свободу и возможность принимать самостоятельные решения. Это относится и к вопросу количества съедаемой еды. Чрезмерный контроль взрослых всегда подавляет в ребёнке личность. Таким людям ,бывшим «послушным мальчикам и девочкам», во взрослой жизни приходится очень тяжело: у них отсутствуют лидерские качества и они не умеют добиваться поставленной цели. И своим детям они будут передавать по наследству то же самое.

Видео: насилие едой

В каком возрасте следует приучать ребёнка доедать

Приучать ребёнка доедать не нужно ни в каком возрасте. Пусть ребёнок сам решает, сколько ему есть. Приучая ребёнка доедать через силу, вы формируете у него неправильное пищевое поведение, которое останется с ним на всю жизнь. Лучше обсуждаейте с ним заранее меню, не накладывайте в тарелку больше возрастной порции и учитывайте другие обстоятельства, которые могли повлиять на то, что ребёнок сегодня ест меньше, чем обычно (это может быть из-за недавнего перекуса, жары, болезни, например).

Не предлагайте ребёнку порций, которые велики для него, лучше питаться дробно, но оптимальными порциями, в среднем порция готового блюда — это объём кулака

Заставлять детей доедать — бестолковое занятие. Во время таких манипуляций вы наносите вред не только ребёнку, но и себе, так как тратите впустую свои нервы.

Источники:

http://www.colady.ru/pochemu-nelzya-kormit-rebenka-nasilno-i-chto-delat-esli-emu-nuzhno-poest.html
http://n-e-n.ru/eatkid/
http://babyzzz.ru/parents/kids/32869.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector
×
×