1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мягкий знак в числительных – четырьмя почему пишется ь

Правила постановки мягкого знака в именах числительных

Не поставить в нужном числительном мягкий знак или поставить его не в том месте — достаточно грубая, но распространенная ошибка. Однако устранить ее нетрудно — постановку мягкого знака регулируют всего несколько простых правил.

В именах числительных мягкий знак может стоять в двух местах — на конце слова или в середине. Бывают случаи, когда в некоторых словах ставится целых два мягких знака. Разберемся, какие правила нужно вспоминать, если Вы сомневаетесь — нужен или не нужен здесь мягкий знак.

Когда в конце слова нужно ставить «ь», а когда делать этого не требуется?

Запомнить данное правило легче всего.

  • Во-первых, мягким знаком оканчиваются все цифры от пяти до десяти, записанные словами — «пять», «шесть», семь», «восемь», «девять» и «десять».
  • Во-вторых, в обязательном порядке буква «ь» ставится на конце числительных, заканчивающихся на «дцать». Например — «тридцать», «двадцать», «семнадцать» и так далее.

Важно также отметить, что мягкий знак не следует ставить при склонении некоторых числительных во множественном числе. Например, слово «тысяча» во множественном числе и в родительном падеже будет писаться как «тысяч», а вовсе не «тысячь» с «ь» на конце.

Также правилом строго запрещается ставить по два мягких знака в простых числительных, состоящих из одного корня и оканчивающихся на «дцать». Иными словами, в слове «пятнадцать» мягкий знак будет только один, и писать его нужно на конце слова. Ставить еще одну букву «ь» в середине — «пятьнадцать» — будет совершенно неверно.

Как определить, нужен ли мягкий знак в срединной части числительного?

В обязательном порядке мягкий знак ставится, если мы рассматриваем сложное числительное — то есть, записанную одним словом цифру с двумя основами. Конечно, это относится не ко всем словам — очевидно, что в слове «четыреста» или «триста» для мягкого знака просто нет места.

Зато в словах «семьсот» и «девятьсот», а также некоторых других, фигурируют основы «семь» и «девять» — то есть, простые числительные с мягким знаком на конце. Соответственно, и в середине слов, частью которых они являются, мягкий знак все-таки нужен. Писать «семсот» и «девятсот», опуская мягкий знак, нельзя.

Очень интересными числительными являются слова, где фигурирует основа «восемь». Например, целых две буквы «ь» появляются при склонении в форме «восьмью», тоже самое относится к слову «восьмьюдесятью».

Урок русского языка в 4-м классе по теме: «Правописание мягкого знака в числительных»

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Урок русского языка в 4-м классе по теме:

«Правописание мягкого знака в числительных»

разработан учителем МБОУ «СОШ№5»г. Курчатова Курской области

Спеваковой Ириной Борисовной

Тип урока: урок сообщения новых знаний (комбин6ированный).

Для учителя: учить правильно писать мягкий знак в числительных.

Для учащихся: создать условия для усвоения правильного написания мягкого знака в числительных через различные виды деятельности.

Читать еще:  Как правильно посадить цветок в горшок, как садить цветы?

Формирование умения правильно писать мягкий знак в числительных.

Развитие логического мышления через выполнение различных заданий.

Развитие орфографической зоркости.

развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, стремление к его грамотному использованию в устной и письменной речи,

развитие мотивов учения как важного показателя сформированности внутренней позиции выпускника начальной школы.

способность к самоорганизации в целях решения учебных задач (целеполагание, планирование, коррекция и оценка);

постановка и решение проблемы;

преобразование правила в модель;

учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

применять полученные знания о правописании мягкого знака в именах числительных для решения практических задач.

Развитие коммуникативных навыков через отдельные виды деятельности.

Материалы к уроку:

Слайды по теме урока.

Карточки для учащихся.

Русский язык для 4 класса. Учебник для учащихся четырехлетней начальной школы в 2-х частях. С.В.Иванов, А.О.Евдокимова и др., — М. Вента-Граф, 2009. Начальная школа XXI века.

Орг. момент. Заставка слайд № 1

Мотивация учебной деятельности.

Психологическая установка (слайд 2)

Внимание моё растёт.

Я, как разведчик , всё замечу.

Память моя крепка.

Голова моя мыслит ясно.

Я готов к работе.

Самоопределение к учебной деятельности.

Звучит песня “Дважды два — четыре»

Какую часть речи мы изучаем?

Из данных слов запишите только имена числительные (слайд 4)

(Семь, писать, ты, сорок два, карандаши, первый, издавна, быстрый, шестой, шестнадцать, пятьсот, море, лежит, наглухо, десятый)

На какие две большие группы делятся числительные? ( слайд 5)

На какой вопрос отвечают количественные числительные?

Назовите количественные числительные из данного упражнения.

На какой вопрос отвечают порядковые числительные?

Назовите порядковые числительные из данного упражнения.

Какие по составу бывают числительные?

(Вывешиваю на доску: простые, составные, сложные; количественные, порядковые).

Назовите простые, сложные, составные числительные

IV . Организация поиска затруднения в учебной деятельности.

Посмотрите на экран. Прочитайте слова /Слайд 6).

Что общего в этих словах? (Все числительные, корень –сем-).

— Посмотрите еще раз на числительные

Сем? ,сем?сот , сем?надцат?, сем?десят.

Почему стоят ? (пишется ь)

Везде ли он нужен? (проблема!)

V . Целеполагание. Постановка учебной задачи.

Как думаете, чему будем учиться сегодня на уроке? (писать ь в числительных)

Сформулируйте тему урока. (слайд № 7)

VI . Открытие новых знаний

Поиск выхода из затруднения.

— Нам поможет разобраться таблица , которая есть в учебнике на с. 99-ой

Работа с таблицей.

Мягкий согласный на конце числительных

Мягкий согласный в середине числительных

Пять, шесть, …, …, …, десять, …, двенадцать, тринадцать, …, …, …, …, восемнадцать, …, двадцать; тридцать

Пятьдесят, шестьдесят, …, восемьдесят; пятьсот, шестьсот, семьсот, …, девятьсот

На сколько частей разбита таблица?

Как называется первая (вторая ) часть таблицы?

Прочитайте числительные в первой (второй) части таблицы и вставьте пропущенные имена числительные.

Как вы думаете, какие числительные по составу записаны в первой (второй) части?

Где пишется мягкий знак в этих числительных? Для чего он служит?( в первой части таблицы ь – показатель мягкости)

А во второй? (между двумя корнями)

Давайте составим алгоритм правописания Ь в числительных.

1. Чтобы определить место ь в числительном — смотрим на состав слова .

2.У простых числительных( 5-10) , которые состоят только из корня или из корня и суффиксов -надцать, -дцать (11-20,30) , мягкий знак пишется в конце слова.

3. В сложных числительных (состоят из двух корней, второй из которых -десят, -сот) (50-80 и 500-900) – в середине слова.

(таблицы вывешиваю на доску)

Посмотреть на состав слова.

— А есть ли два ь в числительном? Оказывается, существует секрет (знакомит учащихся с секретом подготовленный ученик):

Ученик: Мягкий знак в числительных в одних случаях в серединке, а в других — в конце. Так ведь и перепутать недолго! А ведь есть секрет и он очень прост: в каждом из числительных всего один мягкий знак. Прислушайтесь, как звучит конец числительного. Если там есть ь, то его всегда слышно – он в сильной позиции. Значит, в середине его уже не может быть. Вот и весь секрет! (В.Волина “Русский язык. Учимся играя”, Екатеринбург, ТОО “Издательство АРГО”, 1996 г., с.391)

Читать еще:  Во сне украсть деньги бумажные крупные купюры – сонник украли много денег

VII . Первичное закрепление ( слайд 10)

— Работа в паре , взаимопроверка.

1. Один пуд – это приблизительно 16 кг.

2. На уроках литературного чтения мы читаем сказку С.Я. Маршака « 12 мес…цев ».

3. 60 с…кунд составляют одну минуту.

4. В прошлом году городу Курчатову исполнилось 50 лет.

5. Мы занимаемся в кабинете на 3 -м этаже

Проверка Слайд № 11

— Какие встретились числительные?

— Как вы их записали?

— Написание каких слов вы еще повторили? (словарные)

VIII . Закрепление изученного в знакомой ситуации.

Работа с учебником.

Откроем учебник на стр. 98 -ой. Упр. 1-ое.

(Первый ряд списывает 2 предложение; второй – третье предложение; 3 ряд – четвертое предложение.)

— Назовите числительные, где вы написали Ь в конце?

— В каких числительных вы написали Ь в середине?

_А почему в числительных ВОСЬМОМ И СЕДЬМОГО вы написали Ь в середине, ведь они простые?

( это порядковые числительные, а мы работаем с количественными, ь здесь – показатель мягкости)

IX . Знакомство с исключением из правила

Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним числительным, написание которого надо запомнить.

На экране предложение .

Коля с четырьмя друзьями отправился на рыбалку. ( слайд 12)

От какого числительного образовано это слово?

Поставьте вопрос к числительному и определите его падеж.

Вывод: У числительного четыре в Т.п. в середине пишется мягкий знак ( Конь на четырех ногах, да и то спотыкается. На все четыре стороны. Закрыться в четырех стенах.

В учебнике найти это правило на стр.100-ой.

X . Проверка усвоения новых знаний

Выборочное письмо (слайд13)

— Выпишите числительные, которые встретятся в стихотворении.

( а слабым даются задания на карточках: тесты)

Знал я невысокий дом в переулке за углом.

Здесь когда-то проживало 333 жильца.

На работу шли, бывало, 82 отца.

Уходили по делам 98 мам.

В школу шли до перекрестка 92 подростка.

38 дошколят в ясли шли и в детский сад.

20 бабушек вставали, всем жильцам носки вязали

Шли гулять в аллеях сквера 3 седых пенсионера.

Замечательный был дом! Дружно люди жили в нем.

Учитель: — Проверим, все ли числительные вы выписали? ( слайд № 14)

Какие виды числительных здесь встретились? (составные)

Наши простые и сложные числительные являются частью составных.

1. Найдите простое числительное.

пятьсот пятьдесят семь;

2. Найдите составное количественное числительное

3. В каких числительных мягкий знак пишется на конце?

4. Отметить все числительные, в которых пропущен ь

(после работы сдать листки учителю)

XII . Применение знаний в новой ситуации.

Работа по рядам.

— К данным схемам подобрать по 3 числительных:

Первый к 1 –ой схеме, а второй – ко 2 -ой, третий — к 3-ей

(Прочитайте, остальные проверяют)

XIII . Домашнее задание

Повторить правило и привести свои примеры

Мне было трудно…

Я своим результатом …

Сегодня вы хорошо поработали. Молодцы.

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

В данном материале рассматривается одна из сложнейших тем русского языка в начальной школе » правописание ь знака в числительных «.

Читать еще:  Книги для чтения в дороге: что можно почитать на досуге?

Урок сообщения новых знаний (комбин6ированный) , который позволяет

учить правильно писать мягкий знак в числительных,

Развивает логическое мышления через выполнение различных заданий.

  • Спевакова Ирина Борисовна
  • Написать
  • 70
  • 06.10.2019

Номер материала: ДБ-724086

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

  • 01.10.2019
  • 102
  • 30.09.2019
  • 261
  • 30.09.2019
  • 170
  • 29.09.2019
  • 116
  • 28.09.2019
  • 85
  • 28.09.2019
  • 36
  • 28.09.2019
  • 49
  • 26.09.2019
  • 885

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Мягкий знак в числительных

Содержание

  1. Мягкий знак на конце имён числительных
  2. Мягкий знак в середине числительных
  3. Правописание мягкого знака в числительных: распространённые ошибки

При написании числительных словами у многих возникают сложности: почти в каждом слове этой части речи есть орфограмма. Очень многие правила касаются написания мягкого знака в числительных. Их можно разделить на несколько групп.

Мягкий знак на конце имён числительных

На ь заканчиваются числа от 5 до 10, а также все числа, которые заканчиваются на -дцать. Правильно, например, будет писать «семь», а не «сем», «восемь», а не «восем», «пятнадцать», а не «пятнадцат».

В конце остальных числительных мягкий знак не пишется. Частой ошибкой, допускаемой многими, является написание ь в конце числительного тысяча в форме мн. ч. Р. п.: сотни тысячь. Правильно писать тысяч_.

Мягкий знак в середине числительных

Мягкий знак в середине слова пишется в сложных числительных вроде семьдесят, восемьдесят, шестьсот.

Есть мягкий знак также в порядковом числительном восьмой.

Эту букву пишут в середине собирательного числительного восьмеро.

Буква «ь» может появиться в середине некоторых числительных при склонении:

  • В количественном числительном четыре в Т. п. : четырьмя;
  • В словах восемьдесят и восемьсот в Т. п. пишется два ь: восьмьюдесятью, восьмьюстами.

Правописание мягкого знака в числительных: распространённые ошибки

Очень часто, запутавшись в правилах, школьники пишут ь в середине простых числительных: пятьнадцать, шестьнадцать, семьнадцать и т. д. Чтобы не допускать подобной ошибки, нужно запомнить, что в простых числительных есть только один мягкий знак, который пишется в конце: пять, восемнадцать, тридцать.

Ещё одна распространённая ошибка в написании числительных – пропуск мягкого знака в некоторых сложных словах этой части речи. Например: семдесят, восемсот. Написание этих числительных можно запомнить, мысленно разбив их на две части: пять-десят, девять-сот, семь-сот.

Иногда ь помещают в середине сложных числительных, которые употребляются без этой буквы: В кассе было всего двесьти рублей. В хозяйстве заготовили четырьнадцать тонн кормов.

Чтобы запомнить все нюансы, связанные с ь в именах числительных, можно воспользоваться следующей таблицей:

Источники:

http://infoogle.ru/pravila_postanovki_myagkogo_znaka_v_imenax_chislitelnyx.html
http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-v-m-klasse-po-teme-pravopisanie-myagkogo-znaka-v-chislitelnih-3869525.html
http://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/myagkijj-znak-v-chislitelnyh

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector