2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие виды отклонений в развитии детей выделяют?

ВИДЫ И ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ У ДЕТЕЙ

Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция

Москва, «Просвещение», 1992

Рецензент методист я/с № 890 Хорошевского р-на Моск­вы Л. Т. Воробьева

Мастюкова Е. М.

М32 Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция.—М.: Просвещение, 1992.—95 с.: ил.—ISBN 5-09-004049-4.

В книге обобщены данные отечественных и зарубежных исследований по диагностике и коррекции различных форм аномального развития детей раннего возраста.

Автор рассматривает аномальное развитие как следствие органическо­го поражения центральной нервной системы. Особое внимание обращает на раннюю диагностику и коррекцию отклонений в познавательной сфе­ре детей.

Книга предназначена дефектологам, психологам, воспитателям ано­мальных детей, будет интересна студентам дефектологических факуль­тетов, родителям.

М 4310010000-339 ,бз_92(заказ по КБ-34-1991) ББК 74.3 103(03)—92

ISBN 5-09-004049-4 @ Мастюкова Е. М., 1992

Виды и причины отклонений в развитии у детей

Причины отклонений в развитии

Возрастные закономерности психомоторного развития детей в норме и патологии

Основные закономерности возрастного развития

Психомоторное развитие ребенка первого года жизни

Роль речи в психическом развитии ребенка

Особенности отклонений в развитии детей раннего возраста

Ранняя диагностика отклонений в развитии

Основные методы и критерии медицинской диагностики

Основные формы аномального психического развития

Задержка психического развития

Тяжелые нарушения речи

Сенсорные и двигательные нарушения

Коррекционное воспитание детей с отклонениями в развитии

ОТ АВТОРА

Ранняя диагностика и коррекция отклонений психомоторного развития детей являются главным условием их эффективного обу­чения и воспитания, предупреждения у них тяжелой инвалидности и социальной дезадаптации.

Известна роль семьи, эмоционально-положительного общения ребенка с окружающими взрослыми для его нормального психи­ческого развития. Однако для детей с отклонениями в развитии этого оказывается мало: они с самого раннего возраста нуждают­ся в особых условиях, обеспечивающих коррекцию нарушенных функций.

Полученные современной медициной данные свидетельствуют об эффективности ранних коррекционно-воспитательных меро­приятий. Это связано с тем, что именно в первые годы жизни мозг ребенка развивается наиболее интенсивно.

Кроме того, на ранних этапах развития дети усваивают дви­гательные, речевые и поведенческие стереотипы. Если у ребенка с отклонениями в развитии они изначально сформированы и закреплены неправильно, то впоследствии скорректировать их край­не сложно.

Воспитание детей с отклонениями в развитии отличается свое­образием, которое заключается, во-первых, в его коррекционной направленности, во-вторых, в неразрывной связи коррекционных мероприятий с формированием практических навыков и умений. Конкретные особенности воспитания таких детей зависят от вида аномального развития, степени и характера нарушений различ­ных функций, а также компенсаторных и возрастных возможно­стей ребенка.

Многие дети с отклонениями в развитии помимо правильного воспитания, обучения и коррекции нарушенных функций нужда­ются также и в специальном лечении. Все это обусловливает не­обходимость ранней диагностики различных отклонений в психо­моторном развитии.

При диагностике аномального развития мало только констати­ровать интеллектуальную, речевую, двигательную или сенсорную недостаточность, необходимо поставить клинический диагноз, ко­торый отражал бы причину и механизм нарушения развития, опре­делял бы школьный и социальный прогноз, а также намечал пути и методы лечебно-коррекционной работы. Поэтому специалисты медико-психолого-педагогических консультаций и работники до­школьных учреждений должны хорошо ориентироваться в вопро­сах диагностики различных форм аномального развития, иметь представление о современных методах их лечения и психолого-педагогической коррекции.

Предлагаемая вниманию читателей книга — результат обобще­ния многолетнего опыта работы автора с детьми, имеющими откло­нения в развитии, а также критического анализа отечественной и зарубежной литературы. Это позволило описать не только фор­мы аномального развития, но и такие заболевания центральной нервной системы (ЦНС), при которых имеют место сложные де­фекты и отклонения психомоторного развития.

Цель данной книги — показать работникам специальных и общих дошкольных учреждений, а также родителям структуру и характер имеющихся у детей отклонений в развитии, возрастные закономер­ности формирования у них психики, приемы и методы коррекции нарушенных функций.

ВИДЫ И ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ У ДЕТЕЙ

ВИДЫ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ

Психомоторное развитие представляет собой сложный диалек­тический процесс, который характеризуется определенной после­довательностью и неравномерностью созревания отдельных функ­ций, качественным их преобразованием на новом возрастном эта­пе. При этом каждая последующая стадия развития неразрывно связана с предыдущей.

В основе психомоторного развития лежит генетическая про­грамма, которая реализуется под влиянием различных факторов окружающей среды. Поэтому если ребенок отстает в развитии, прежде всего необходимо учитывать роль наследственных факто­ров в этом отставании.

Различные неблагоприятные воздействия во внутриутробном периоде развития, во время родов (родовая травма, асфиксия), а также после рождения могут приводить к нарушениям психо­моторного развития ребенка.

Для успешной лечебно-коррекционной и педагогической рабо­ты с детьми, имеющими отклонения в развитии, важное значе­ние имеет знание причин и характера нарушений развития.

Хорошо известно, что дети, страдающие одним и тем же забо­леванием, по-разному отстают в развитии. Это связано с генотипическими особенностями их центральной нервной системы, с раз­личными влияниями окружающей среды, а также с тем, насколь­ко своевременно поставлен правильный диагноз и начата лечебно-коррекционная и педагогическая работа.

Под причиной отклонения в развитии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего неблагоприятного факто­ра, который определяет специфику поражения или нарушения раз­вития психомоторных функций.

Известно, что почти любое более или менее длительное небла­гоприятное воздействие на развивающийся мозг ребенка может привести к отклонениям в психомоторном развитии. Их проявле­ния будут различны в зависимости от времени неблагоприятного воздействия, т. е. от того, на каком этапе развития мозга оно име­ло место, его длительности, от наследственной структуры организ­ма и прежде всего центральной нервной системы, а также от тех социальных условий, в которых воспитывается ребенок. Все эти факторы в комплексе определяют ведущий дефект, который прояв­ляется в виде недостаточности интеллекта, речи, зрения, слуха, моторики, нарушений эмоционально-волевой сферы, поведения. В ряде случаев может быть несколько нарушений, тогда говорят об осложненном или сложном дефекте.

Читать еще:  Приседания польза и вред для мужчин – парень со штангой

Сложный дефект характеризуется сочетанием двух или более нарушений, в одинаковой степени определяющих структуру ано­мального развития и трудности обучения и воспитания ребенка. Например, сложный дефект имеет место у ребенка с одновремен­ным поражением зрения и слуха, или слуха и моторики и т. п.

При осложненном дефекте возможно выделение ведущего, или главного, нарушения и осложняющих его расстройств. Напри­мер, у ребенка с нарушениями умственного развития могут наблю­даться нерезко выраженные дефекты зрения, слуха, опорно-двига­тельного аппарата, эмоциональные и поведенческие расстройства.

Как ведущий, так и осложняющий дефект могут иметь харак­тер как повреждения, так и недоразвития. Нередко наблюдает­ся их сочетание.

Особенностью детского мозга является то, что даже его неболь­шое поражение не остается частичным, локальным, как это имеет место у взрослых больных, а отрицательно сказывается на всем процессе созревания центральной нервной системы. Поэтому ребе­нок с нарушением речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппа­рата при отсутствии ранних коррекционных мероприятий будет отставать в психическом развитии.

Описанные выше нарушения развития являются первичными. Однако наряду с первичными часто имеют место так называемые вторичные нарушения, структура которых зависит от характера ведущего дефекта. Так, отставание психического развития у детей с общим системным недоразвитием речи прежде всего будет про­являться в слабости словесной (вербальной) памяти и мышле­ния, а у детей с церебральным параличом — в недостаточности пространственных представлений и конструктивной деятельности.

У детей с недостатками слуха нарушается развитие понима­ния обращенной речи, с трудом формируются активный словарь и связная речь. При дефектах зрения ребенок испытывает затруд­нения при соотнесении слова с обозначаемым предметом, он мо­жет повторять многие слова, недостаточно понимая их значение, что задерживает развитие смысловой стороны речи и мышления.

Вторичные нарушения в развитии затрагивают прежде всего те психические функции, которые наиболее интенсивно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. К ним относятся речь, тонкая дифференцированная моторика, пространственные представления, произвольная регуляция деятельности.

Большую роль в возникновении вторичных отклонений в раз­витии играет недостаточность или отсутствие ранних лечебно-коррекционных и педагогических мероприятий и особенно психи­ческая депривация. Например, обездвиженный ребенок с детским церебральным параличом, не имеющий опыта общения со сверст­никами, отличается личностной и эмоционально-волевой незре­лостью, инфантильностью, повышенной зависимостью от окружаю­щих.

Невыявленные отклонения в развитии, например слабо выра­женные дефекты зрения и слуха, прежде всего задерживают темп психического развития ребенка, а также могут способствовать формированию вторичных эмоциональных и личностных отклоне­ний у детей. Находясь в массовых дошкольных учреждениях, не имея к себе дифференцированного подхода и не получая лечебно-коррекционной помощи, эти дети длительное время могут пре­бывать в ситуации неуспеха. В таких условиях у них часто фор­мируется заниженная самооценка, низкий уровень притязаний;

они начинают избегать общения со сверстниками, и постепенно вторичные нарушения все более усугубляют их социальную дезадаптацию.

Таким образом, ранняя диагностика, медицинская и психоло­го-педагогическая коррекция позволяют добиться значительных успехов в формировании личности детей с отклонениями в развитии.

КЛАССИФИКАЦИЯ И ВИДЫ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ И ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

У детей с проблемами в развитии имеются физические и психические недостатки (дефекты), которые приводят к отклонениям в общем развитии.

В зависимости от характера дефекта, времени его наступления одни недостатки могут преодолеваться полностью, другие – лишь коррегироваться, а некоторые компенсироваться. Раннее психолого-педагогическое вмешательство позволяет в значительной мере нейтрализовать отрицательное влияние первичного дефекта.

Психолого-педагогическая коррекция и реабилитация детей с проблемами в развитии возможна в том случае, если определен характер нарушения нормального развития ребенка. В настоящее время, в специальной психологии и коррекционной педагогике существуют различные классификации нарушений в развитии (В.В. Лебединского, В.А. Лапшина и Б.П.Пузанова; О.Н. Усанова). На наш взгляд, большой интерес представляют исследования В.В. Лебединского, который рассматривает проблемы психичеcкого дизонтогенеза.

Термином «дизонтогенез» обозначают различные формы нарушений онтогенеза, то есть развития индивида в отличие от развития вида (филогенез).

Характер дизонтогенеза зависит от определения психологических параметров:

n особенностей функциональной локализации нарушения. В зависимости от нарушения выделяются два основных вида дефекта – частный (недоразвитие или повреждение отдельных анализаторных систем) и общий (нарушения регуляторных корковых и подкорковых систем);

n времени поражения. Чем раньше произошло поражение, тем больше вероятность психического недоразвития;

n взаимоотношения между первичным и вторичным дефектами. Первичные нарушения вытекают из биологического характера дефекта (нарушение слуха, зрения при поражении анализаторов, органическое поражение мозга и т.д.) Вторичные нарушения возникают опосредованно в процессе аномального развития;

n межфункциональных взаимодействий. К ним относятся механизмы изоляции, патологической фиксации, временные и стойкие регрессии, которые играют большую роль в формировании различных видов асинхронии развития.

Перечисленные психологические параметры по-разному проявляются при различных видах дизонтогенеза. В.В. Лебединский представил следующие варианты дизонтогенеза:

1. Дизонтогенез по типу общего стойкого недоразвития. Для этого варианта типично раннее время поражения, когда наблюдается выраженная незрелость мозговых систем. Типичный пример стойкого недоразвития – олигофрения.

2. Задержанное развитие. Характеризуется замедленным темпом формирования познавательной деятельности и эмоциональной сферы с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Варианты задержанного развития: конституционный, соматогенный, психогенный, церебральный (церебрально-органический).

3. Поврежденное развитие. В этиологии поврежденного развития наследственные заболевания, внутриутробные, родовые и послеродовые инфекции, интоксикации и травмы центральной нервной системы, но патологическое воздействие на мозг идет на более поздних этапах онтогенеза (после 2-3 лет). Характерная форма поврежденного развития – органическая деменция.

4. Дефицитарное развитие. Этот вид связан с тяжелыми нарушениями отдельных анализаторных систем (зрения, слуха, речи и т.д.)

5. Искаженное развитие. В данном случае наблюдаются сложные сочетания общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций. Характерным примером является ранний детский аутизм.

6. Дисгармоническое развитие. При этом варианте наблюдается врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психического развития в эмоциональной сфере. Характерным проявлением являются психопатия и патологическое формирование личности.

Наиболее рабочей классификацией в практической деятельности специалистов является классификация Б.П. Пузанова и В.А. Лапшина.

К первой группе относятся дети с недостатками слуха и зрения.

Всех детей с недостатками слуха делят на 2 группы:

Глухие ( неслышащие) дети с тотальным (полным) выпадением слуха или остаточным слухом, который не может быть самостоятельно использован для накопления речевого запаса. Среди неслышащих детей различают:

Читать еще:  Бабкина до и после пластики фото: Алла пугачева до и после

n неслышащих без речи (ранооглохших);

n неслышащих, сохранивших в той или иной мере речь (позднооглохших)

У неслышащих детей понижение слуха от 75 –80 дБ;

Слабослышащие (тугоухие) дети с частичной слуховой недостаточночностью, затрудняющей речевое развитие, но сохраняющей возможность самостоятельного накопления речевого запаса при помощи слухового анализатора. У слабослышащих понижение слуха от 20-75 дБ.

Всех детей с недостатками зрения делят на 2 группы:

Слепые (незрячие) дети с полным отсутствием зрительных ощущений или сохранившимся светоощущением, либо остаточным зрением (с максимальной остротой зрения 0,04 на лучше видящем глазу с применением очковой коррекции);

Слабовидящие дети с остротой зрения на лучше видящем глазу от 0,05-0,04 (с применением очков).

Ко второй группе относятся умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития.

Умственная отсталость стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга. Умственная отсталость выражается в двух формах олигофрения и деменция.

Олигофрения – проявляется на более ранних этапах онтогенеза (до 1,5 – 2 лет), и выделяются три степени недоразвития:

n идиотия – самая тяжелая степень;

n имбецильность –более легкая по сравнению с идиотией;

n дебильность – наиболее легкая степень.

Деменция (распад психики) на более поздних этапах (после 1,5 – 2лет). Деменция может быть выражена в двух формах: резидуальная (остаточная) и прогредиентная (прогрессирующая).

В последние годы предпринимаются попытки провести более дифференцированную классификацию степеней интеллектуальной недостаточности, поэтому в основном пользуются классификацией Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) с применением шифров, обозначающих степень интеллектуального нарушения:

317.00 – легкая степень умственной отсталости;

318.00 – умеренная умственная отсталость;

318.10 – выраженная умственная отсталость;

318.20 – глубокая умственная отсталость.

Детей с задержкой психического развития (ЗПР) подразделяют на 4 группы:

n ЗПР конституционального происхождения или гармонический инфантилизм;

n ЗПР соматогенного происхождения;

n ЗПР психогенного происхождения;

n ЗПР церебрастенического происхождения.

К третьей группе относятся дети с тяжелыми нарушениями речи (логопаты). Все виды речевых нарушений можно разделить на 2 большие группы:

n нарушения устной речи (дисфония, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия);

n нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия).

К четвертой группе относятся дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основной контингент этой группы – дети, страдающие детским церебральным параличем (ДЦП). ДЦП – заболевание незрелого мозга, которое возникает под влиянием различных вредных факторов, действующих в период внутриутробного развития, в момент родов и на первом году жизни ребенка.

К детям с комбинированным дефектом, то есть к пятой группе, относятся дети со смешанным (сложным) дефектом, например, умственно отсталые неслышащие; умственно отсталые слабовидящие; слепоглухонемые.

К шестой группе относятся дети с искаженным развитием – психопатией (стойкий дисгармонический склад психики), с патологией влечений.

ЛИЦА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА.

Нормальная функция слухового анализатора имеет особую значимость для общего развития ребенка. Состояние слуха оказывает решающее влияние на его речевое и психологическое становление. При нарушении слухового анализатора, в первую очередь и в наибольшей мере страдает речь, происходит общее недоразвитие познавательной деятельности. Первичный дефект анализатора порождает вторичные отклонения в развитии, которые, в свою очередь, являются причиной возникновения других отклонений. Взаимодействие различных проявлений дефекта слуха третьего, четвертого и т.д. порядка все более искажают и обделяют структуру развития познавательной деятельности неслышащего ребенка.

Как отечественная, так и зарубежная статистика показывают, что число детей с отсутствием или понижением органов слуха постоянно увеличивается. Повышается процент лиц с нарушениями слуха в группе населения после пятидесяти лет. Проведенные массовые исследования слуха в различных странах показали, что примерно 4-6% от всего населения имеет нарушение слуха в степени, затрудняющей социальное общение. При этом около 2% населения имеет двухстороннюю значительно выраженную тугоухость и воспринимает разговорную речь на расстоянии менее 3 метров, а до 4% страдают выраженной односторонней тугоухостью.

В системе образования увеличивается количество детей, имеющих наряду с нарушением слуха и другие отклонения в развитии.

Медицинские исследования причин нарушения слуха указывают на инфекционные заболевания, токсические поражения, сосудистые расстройства, механические, акустические или контузионные травмы и т.д. По своей причине тугоухость и глухоту подразделяют на наследственную, врожденную и приобретенную. Нарушения слуха возникают в результате заболеваний, поражающих наружное, среднее или внутреннее ухо, слуховой нерв. В числе причин значительное место занимают последствия острого воспаления среднего уха. Стойкое понижение слуха часто возникает в результате воспалительных и невоспалительных заболеваний носа и носоглотки (хронический насморк, аденоидные разращения и др.), и связанной с этими заболеваниями непроходимостью евстахиевой трубы. Наиболее серьезно отражаются на слухе эти заболевания в тех случаях, когда они возникают в раннем возрасте.

При менингите нарушение слуха возникает вследствие поражения звуковоспринимающего аппарата, при детских инфекциях слуховая инфекция может пострадать как в результате поражения среднего уха, так и в результате заболевания нервного воспринимающего аппарата. Заболевание звуковоспринимающего аппарата ведет, как правило, к более тяжелым нарушениям слуховой функции, чем заболевания среднего и наружного уха.

К числу сравнительно редко встречающихся причин нарушения слуха можно отнести поражения центральных отделов слуховогоанализатора, возникающее в результате повреждений или заболеваний головного мозга (энцефалит, черепно-мозговая травма). При таких поражениях наблюдается либо небольшое понижение слуха, либо так называемая корковая глухота, когда утрачивается способность анализа, синтеза, и, следовательно понимания того, что человек слышит.

Специалисты обращают внимание на выраженную зависимость распространенности и причины различных видов тугоухости от принадлежности детей к той или иной возрастной группе. Так, если на первом году жизни преобладает наследственный и врожденный характер глухоты или тугоухости, то в дальнейшем возрастает роль приобретенных факторов понижения слуха. Среди последних главное место наряду с последствиями воспалительных заболеваний органов слуха занимает неадекватное применение ототоксических медикаментов, в частности антибиотиков, длительное воздействие звуковых раздражителей предельной интенсивности (например, широко распространенное в настоящее время среди молодежи использование наушников).

Причиной нарушений слуха могут быть алкоголизм матери во время беременности, проявление в период новорожденности желтухи и неврологических расстройств. К группе риска относятся так же дети с различными хромосомными и наследственными заболеваниями или имеющие родителей или родственников с врожденными дефектами слуха. Однако, процент наследственной передачи глухоты не настолько велик, как принято считать: по данным зарубежной статистики, почти 90% детей, рожденных от глухих родителей, не имеют нарушения слуха.

Читать еще:  Цестал для кошек : инструкция по применению, показание и противопоказание, отзывы, цена, аналоги

ВИДЫ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ И ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

У детей с проблемами в развитии имеются физические и (или) психические недостатки (дефекты), которые приводят к отклоне­ниям в общем развитии. В зависимости от характера дефекта, времени его наступления одни недостатки могут преодолеваться полностью, другие — лишь корригироваться, а некоторые — ком­пенсироваться. Раннее психолого-педагогическое вмешательство позволяет в значительной мере нейтрализовать отрицательное влияние первичного дефекта.

Психолого-педагогическая коррекция развития и поведения Детей с проблемами в развитии возможна в том случае, если опре­делен характер нарушения нормального развития ребенка. В на­стоящее время в специальной психологии и коррекционной педагогике существуют различные классификации нарушений в разви­тии (В.В. Лебединский; В.А. Лапшин и Б.П. Пузанов; О.Н.Усанова). На наш взгляд, большой интерес представляют исследования В.В. Лебединского, который рассматривает проблемы психического дизонтогенеза. Термином «дизонтогенез» обозначают различные формы нарушений онтогенеза, т.е. развития индивида в отличие от развития вида (филогенез).

Характер дизонтогенеза зависит от определенных психологических параметров:

• особенностей функциональной локализации нарушения. В зависимости от нарушения выделяются два основных вида дефекта — частный (недоразвитие или повреждение отдельных анализаторы систем) и общий (нарушения регуляторных корковых и подкорковых систем);

• времени поражения. Чем раньше произошло поражение, тем больше вероятность психического недоразвития;

• взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом. Первичные нарушения вытекают из биологического характе дефекта (нарушение слуха, зрения при поражении анализаторов; органическое поражение мозга и т.д.). Вторичные нарущения возникают опосредованно в процессе аномального развития;

• межфункциональных взаимодействий. К ним относятся механизмы изоляции, патологической фиксации, временные и стойкие регрессии, которые играют большую роль в формировании раз личных видов асинхронии развития.

Перечисленные психологические параметры по-разному проявляются при различных видах дизонтогенеза. В.В. Лебединский представил следующие варианты дизонтогенеза:

1. Дизонтогенез по типу общего стойкого недоразвития.

Для этого варианта типично раннее время поражения, когда наблюдается выраженная незрелость мозговых систем. Типичный пример стойкого недоразвития — олигофрения.

2. Задержанное развитие. Характеризуется оно замедленным тем­пом формирования познавательной деятельности и эмоциональной сферы с их временной фиксацией на более ранних возрастных эта­пах. Варианты задержанного развития: конституционный, сомато­генный, психогенный, церебральный (церебрально-органический).

3. Поврежденное развитие. В этиологии поврежденного разви­тия наследственные заболевания, внутриутробные, родовые и послеродовые инфекции, интоксикации и травмы центральной нервной системы, но патологическое воздействие на мозг идет на более поздних этапах онтогенеза (после 2-3 лет). Характерная модель поврежденного развития — органическая деменция.

4. Дефицитарное развитие. Этот вид связан с тяжелыми нару­шениями отдельных анализаторных систем (зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата).

5. Искаженное развитие. В данном случае наблюдаются сложные сочетания общего недоразвития, задержанного, поврежд ного и ускоренного развития отдельных психических функций. Характерным примером является ранний детский аутизм (РДА). Аутизм проявляется в отсутствии или значительном сни контактов, в «уходе» в свой внутренний мир.

6. Дисгармоничное развитие. При этом варианте наблюдается врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорди ность психического развития в эмоционально-волевой сфере. Характерная модель дисгармоничного развития — психопатия логическое формирование личности.

Современные клиницисты и специальные психологи в две основные группы причин, которые приводят к на психического и (или) физического развития:

· экзогенные (факторы среды).

К эндогенным причинам относятся:

различные наследственные заболевания (например, аплазия – развитие внутреннего уха, которое приводит к глухоте; микрофтальм — грубое структурное изменение глаза, характеризующееся уменьшением размеров одного или обоих глаз, что приводит к понижению остроты зрения; миопатия — нарушение обмена веществ в мышечной ткани, характеризующееся мышечной слабостью, и т.п.);

заболевания, связанные с изменениями в численности или структуре хромосом, — хромосомные аберрации (например, полисомия увеличение хромосомного набора в несколько раз; трисомия — увеличение хромосом в одной паре; моносамия – уменьшение хромосом в паре на одну; нулесамия — отсутствие какой-либо пары хромосом; дупликация — удвоение отдельных участков хромосомы; делеция — утрата части материала хромосомы; инвер­сия — уменьшение расположения участков хромосомы; транслока­ция — перенос участка или всей хромосомы на другую, не гомоло­гичную ей хромосому от другой пары).

Экзогенные причинывызывают отклонения в развитии, которые могут влиять в различные периоды онтогенеза:

• в пренатальный (внутриутробный) период (хронические за­болевания родителей, особенно матери; инфекционные болезни, интоксикация (отравление) матери; недостаток питания матери во время беременности, особенно недостаток белков, микроэлемен­тов; витаминов; резус-конфликт; травмы; влияние лучевой энер­гии и т. п.);

• в натальный (родовой) период (родовые травмы; инфицирование плода; асфиксия — удушье плода);

• в постнатальный период (после рождения) причинами могут быть остаточные явления после различных инфекционных и дру­гих заболеваний; различные травмы (черепно-мозговые; травмы анализаторов, конечностей и т.п.); интоксикации (алкогольные, ркотические, никотиновые и т.п.); несоблюдение санитарно-гигиенических норм (например, несоблюдение гигиены зрения может привести к близорукости) и т. п.

Причинами отклонений в развитии могут быть неблагоприятные условия социальной среды, которые оказывают травмирующее влияние на психическое развитие ребенка, особенности его поведения.

Закономерностью психического развития детей с ограниченными возможностями являются трудность их социальной адаптации, затруднения взаимодействия с социальной средой. У этой категории детей проявляются специальные образовательные потребности в индивидуализированных условиях обучения, включая ие средства, особом содержании и методах обучения, а также в медицинских, социальных и иных услугах, необходимых для успешного обучения.

Образовательные потребности могут реализоваться в специал ных образовательных учреждениях (образовательное учреждение коррекционный кабинет (пункт), центр реабилитации, класс (группа) в составе образовательного учреждения общего типа), созда ных для обучения лиц, имеющих специальные образовательные ш требности.

109.201.152.210 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники:

http://lektsii.org/18-49781.html
http://megalektsii.ru/s62846t3.html
http://studopedia.ru/5_44505_vidi-otkloneniy-v-razvitii-i-povedenii-detey-i-podrostkov.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector
×
×