128 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как отличить именительный падеж от винительного падежа – склонение с предлогами

Винительный падеж. Как отличить винительный от родительного падежа

Винительный падеж отвечает на вопросы “кого? что?” и употребляется в предложениях и словосочетаниях лишь с глаголами и его формами (причастием и деепричастием). Самая часто встречающаяся функция данного падежа в русском языке – выражение прямого объекта действия: читаю книгу, рисую картину и так далее. Что еще может обозначать винительный падеж, и как отличить его от родительного? Читайте статью ниже!

Что обозначает падеж?

Падеж, о котором пойдет речь в статье, может иметь совершенно разные значения.

  • Винительный времени обозначит время уже совершенного действия – «встречаться каждый вторник».
  • Винительный количества стоит употребить для обозначения стоимости, когда идет ссылка на количественную сторону отглагольного действия – «стоить сто рублей».
  • Существительное в винительном падеже меры укажет на меру времени либо пространства – «бежать три километра».
  • Винительный объекта назовет тот предмет, на который направлено действие, – «бросить мяч».
  • Винительный результата обозначит предмет, который явится результатом какого-либо действия – «сшить футболку».

Чтобы без ошибки определить падеж, находящийся перед вами, нужно знать вопросы винительного падежа (кого? чего?). Подставьте к слову «виню» или «вижу», и вы сразу все поймете. Например, виню (кого?) бабушку, вижу (что?) котлету.

Значения падежа

Данная форма слова имеет два основных значения: объектное и субъектное.

  1. Объектное значение может проявиться рядом с переходным глаголом (купить кошку), рядом с предикативом (жаль, видно, надо, больно, жаль собаку) и в односоставных предложениях, выражающих требуемый объект (награду храбрым).
  2. Субъектное значение может выражаться лишь в предложении (не в словосочетании). Такое значение может иметь винительный падеж, находящийся в начале предложения, которое говорит нам о состоянии лица (ребят воодушевила награда). Субъектное значение выражает падеж в предложениях подобных «Ребенка знобит». Также это значение выражают предложения, не имеющие четкого субъекта действия (человека убило).

Окончания падежа

Вопросы винительного падежа определяют и его окончания.

  • Существительные в единственном числе: коня, край, маму, свинью, поле, мышь, путь, знамя.
  • Винительный падеж множественного (число играет большую роль в постановке верного окончания) числа: коней, края, мам, свиней, поля, мышей, пути, знамена.
  • Прилагательные и причастия в единственном числе имеют такие окончания: овальный и овального, овальную, овальное; мягкий и мягкого, мягкую, мягкое; заячий и заячьего, заячью, заячье.

Предлоги винительного падежа

Данный падеж может сочетаться с большим количеством предлогов как простых, так и производных. Если слово сочетается с простыми предлогами (в, за, под, на, с), значит, оно имеет определительное значение. Причем это определение может быть разным – по месту, времени, свойству, причине, цели и так далее. В паре с простым предлогом слово в разбираемом нами падеже может иметь и объектное значение (голосовать за депутата, идти по грибы). Слово может выполнить и функцию восполнения необходимой информации (прослыл за болтуна).

В целом предложении форма слова в винительном падеже в паре с простым предлогом выполняет иные функции. Например, падеж может указать на предикативный признак (медаль за храбрость). Винительный падеж может даже распространить предложение (в километре от села – озеро; в Новый Год творятся чудеса). В паре с предлогами “за” и “под” слово может выразить значение приблизительности (ему за сорок, ей под пятьдесят).

Также слова в форме винительного падежа могут сочетаться и с производными предлогами (невзирая на, несмотря на, спустя день).

Как отличить падеж винительный от родительного: способ первый

Чтобы не путать падежи русского языка, нужно запомнить, что каждому из них соответствует свой вопрос, зависящий от значения падежа. Задав универсальный вопрос и найдя ему соответствие, вы без проблем поймете, слово в каком падеже находится перед вашими глазами. Родительный падеж чаще обозначает принадлежность, соотношение “целое-часть”, признак предмета по отношению к какому-либо другому предмету, объект воздействия и так далее.

Сложности могут особенно часто возникать в определении падежа одушевленного существительного. Если вопрос «кого?» не помогает вам справиться с поставленной задачей, то представьте на месте одушевлённого существительного неодушевленное. Задайте вопрос для родительного «нет чего?» и для винительного «вижу что?». Если определяемое слово будет иметь такую же форму, как и в именительном падеже, то оно стоит в винительном.

Читать еще:  Что означает имя Ксения значение имени: кто такая Ксюша?

Как отличить падеж винительный от родительного: способ второй

  • Если перед вами существительное неодушевленное, просто задайте нужный вопрос (покупаю (что?) кашпо; не вижу (чего?) кашпо). Во втором случае слово стоит в форме родительного падежа.
  • Если вы видите одушевленное существительное 2 склонения мужского рода, поставьте на его место любое слово 1 склонения и следите за окончанием (вижу кабана – вижу лисицу: окончание у – родительный); (нет кабана – нет лисицы: окончание ы – винительный).
  • Если же вы видите одушевленное существительное во множественном числе, то просто замените его существительным неодушевленным (люблю людей – люблю (что) письма – винительный; люблю доброту людей – люблю доброту писем – родительный).

Помните о том, что в русском языке есть немало несклоняемых существительных (кофе, кашпо и так далее), выглядящих одинаково в любом падеже. В этом случае все вышестоящие советы могут и не подойти. Всегда проверяйте правильность определения падежа ключевым вопросом, и ошибок не будет.

Как отличить именительный падеж от винительного падежа – склонение с предлогами

Ученики третьего класса проходят падежи имен существительных. Не всегда это простая задача для младших школьников. Для заучивания названий падежей предлагается выучить такую веселую бессмыслицу “Иван родил девчонку, велел тащить пеленку”. Первые буквы каждого слова этой веселой чепухи такие же, как и первые буквы падежей: Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный.

Кроме названий падежей, школьники должны выучить на какие вопросы отвечают имена существительные в различных падежах. Для быстрого запоминания заучиваем подсказки-слова (написаны в скобках возле каждого падежа):

Самая сложная задача – это научить третьеклассника (или ученика 4 класса в зависимости от школьной программы) отличать именительный и винительный падежи, а именно существительные, употребленные в этих падежах.

Рассмотрите таблицу отличий Именительного и винительного падежей. Объясните ребенку каждый пункт. Можно ее скачать и распечатать и повесить над рабочим столом ребенка. Таблица кликабельна, нажмите для увеличения.

  • Определяя падеж, полезно задавать вопросы, одновременно относящиеся к одушевленным и к неодушевленным именам существительным.
    Примеры: Маша (кто? что? – им.падеж) пошла (в кого? во что? – вин.падеж) в магазин.Миша (кто? что? – им. падеж) взял (кого? что? – вин.падеж) ручку.Это не единственный прием, который помогает нам отличить именительный падеж от винительного.
  • Запомните, что существительные в именительном падеже – это всегда подлежащее в предложении. Существительные в винительном падеже играют роль второстепенных членов предложения (дополнение или обстоятельство).
  • Слова, употребленные в именительном падеже никогда не имеют предлогов, а в винительном могут употребляться с предлогами и без.
  • Слова в именительном падеже – как в словаре. Часто имеют окончания -а, -я (если женский род), часто нет окончания (если мужской род, но не всегда). Пример: Кошка, телефон, ручка.
    В винительном падеже могут иметь такой же вид, как и в словаре, но могут иметь и измененное окончание 9чаще -у, -ю). Например, в рощу, на песок (нет окончания), через поле (как в словаре), через забор (без окончания), посмотреть на школу.
  • И последний прием. Самый мой любимый и действенный способ. В предложении, в котором мы сомневаемся, в каком падеже употреблено существительное – в именительном или винительном, подставляем любое существительное первого склонения. Условимся, что это сущствительное будет слово “Лиса”. Не удивляемся несуразицы получившегося предложения. Наша цель – различить падежи. Если слово Лиса остается неизменным (с окончанием -а), то наше исходное слово употреблено в именительном падеже, а если – изменится и станет (Лису – с окончанием -у), то это винительный падеж.
    Пример: Ученик хочет выучить английский язык.Изменяем предложение: Лиса хочет выучить английский язык.Следовательно, ученик – именительный падеж.Снова меняем предложение: Ученик хочет выучить лису.Следовательно, язык – винительный падеж.
Читать еще:  Почему нельзя закрывать калитку на кладбище

Скачать и распечатать таблицу, как в нашем примере, вы можете, нажав кнопку скачать:

Винительный и родительный падежи – как отличить, вопросы и правило употребления

Назначение в русском языке

Родительный и винительный (от слова «вина», проверочное сущ. — «повинный») падежи используются для разных целей, причём первый применяют чаще. Это обусловлено тем, что он может выполнить больше функций. Конструкции с использованием р. п. составляют, когда нужно сделать следующее:

  1. Соотнести целое с частью: ветка сирени, литр молока, кусок торта, ложка дёгтя в бочке мёда, страница книги.
  2. Показать признак или характеристику предмета, подвести итог: результат исследования, итоги мероприятия, решение задачи.
  3. Сравнить объекты друг с другом: быстрее ветра, жарче солнца, слаще сахара, тверже камня, ярче звёзд.
  4. Показать, что объект принадлежит кому-либо или чему-либо: мех зайца, халат врача, колпак повара, диплом специалиста.
  5. Выразить влияние отрицающего глагола на существительное: не купили хлеба, не ест конфет, не пьёт чая. Примечание: иногда в подобных ситуациях может использоваться и винительный падеж (не получили зарплату).
  6. Передать намерение относительно объекта или удаление от него: выбросить из головы, убежать из дома, уйти от ссоры, отдалиться от родителей.

Распространённый случай, когда существительное ставят в р. п., — конструкция, где показано, что от исчисляемого или неисчисляемого объекта взяли часть. Примеры: 5 яблок, стакан воды, машина снега. Ситуаций, в которых применяют в. п., сравнительно меньше. Вот что можно сделать с его помощью:

  • Показать, что между объектами существует пространственная или временная связь: зайти в дом, уехать в город, прибыть на месяц, опоздать на неделю, зарядить на целый день.
  • Отобразить действия, совершаемые по отношению к объекту: листать книгу, рисовать дерево, считать доходы, смотреть телевизор, гладить кошку, хвалить сотрудника.
  • Выразить эмоцию, касающуюся человека, предмета или явления: страшно за урожай, обидно за брата, стыдно за поступок, больно за страну.

Способ распознавания

Есть несколько простых методов, позволяющих определить, какой падеж использован в предложении. Первый подход подразумевает несколько действий, выполняемых в таком порядке:

  1. Определяют, является ли объект одушевлённым или неодушевлённым.
  2. Подставляют вопрос, на который отвечает член предложения. Вопросительные конструкции лучше использовать парно, так как они разные по отношению к одушевлённым и неодушевлённым существительным.
  3. Подставляют вспомогательные слова «нет» и «вижу». Если подходит первое, значит, предложение составлено с применением родительного падежа, а когда второе, речь идёт о винительном.

Для некоторых слов этих способов может оказаться недостаточно. Например, в словосочетании «вижу ученика» существительное стоит в винительном падеже. Если же сказать «нет ученика», зависимое слово окажется в р. п. Обе формы одинаковы, значит, нужно подобрать другое существительное, подходящее по смыслу. Подобная сложность возникает с одушевлёнными объектами мужского рода, которые относятся ко 2-му склонению. У них совпадают формы в. п. и и. п. Проще всего подобрать имя существительное 1-го склонения, которое в именительном падеже оканчиваются на «а» или «я», причём слово может быть как мужского, так и женского рода. Примеры:

  • вижу ученицу — сумка ученицы;
  • вижу дядю — сумка дяди;
  • вижу папу — сумка папы.

Также бывает сложно узнать, в каком падеже находится неодушевлённый объект в случае его употребления во множественном числе. Пример: «работы учениц» и «знать учениц». В первом словосочетании этой пары объект находится в родительном падеже, во втором — в винительном. Чтобы избежать путаницы и ошибок, можно подобрать слова, принадлежащие к 1-му склонению. Один из возможных вариантов: «ученики школ» и «знать школы». Разница видна сразу, поэтому можно безошибочно определить, в каком из 2 случаев применяется тот или иной падеж.

Изучение в школе

В рамках школьной программы дети получают представление о падежах в начальных классах. В русском языке их 6, причём каждый характеризуется парой вопросов. Первый подставляется к одушевлённым существительным, второй — к неодушевлённым. Вот на какие вопросы отвечают падежи, с которыми возникает путаница:

  • именительный — «кто?», «что?»;
  • родительный — «кого?», «чего?»;
  • винительный — «кого?», «что?».
Читать еще:  Сельдь по норвежски рецепт

Помимо этого, для каждого падежа характерны определённые предлоги и зависимые слова. Задача учителя — объяснить детям, как можно научиться определять разницу между падежами в тех случаях, когда их формы совпадают.

Урок, посвящённый этой теме, проходит в несколько этапов. Сначала преподаватель определяет цели:

  • научиться распознавать падежи по предлогам, вопросам и окончаниям;
  • развить у учащихся орфографическую зоркость, наблюдательность и способность проводить сравнения;
  • помочь разобраться со сложными случаями.

Организационная часть включает разминку. Учитель просит написать в тетради несколько слов, отвечающих на вопрос. Пример: «Что можно увидеть в зимних узорах на стёклах?» Ученики перечисляют предметы, которые подскажет им фантазия. Важно проверить, чтобы они стояли в в. п. Затем преподаватель предлагает сравнить слова и подумать, что в них общего.

Следующая часть посвящена работе со словарным словом. Учитель пишет на доске буквы в любом порядке, а школьники составляют из них существительное, наречие или другую часть речи. Следующий этап — подбор однокоренных слов, изучение орфограммы. Затем урок переходит к основной части — изучению в. п. и р. п., сравнению их особенностей.

Субъектная и объектная связь

Винительный падеж выражает 2 основных значения — объектное и субъектное. В первой ситуации речь о состоянии предмета или действии, которое он совершает. Примеры:

  • ученики пишут контрольную;
  • старику жаль прошедшие годы;
  • мальчику жаль собаку.

Во втором случае подчёркивают, что действие совершается над предметом. Если объектное значение способно передавать мысль и в виде словосочетания, субъектное — только в составе предложения, например:

  • мальчика знобит;
  • награда воодушевила победителя;
  • человека осенило.

В предложениях существительные, поставленные в в. п., могут быть разными членами. Нередко они выступают в роли дополнений или обстоятельств. В зависимости от контекста, возможны такие варианты обстоятельств:

  • времени: «Встретиться в четверг».
  • стоимости: «Уплатить 100 рублей».
  • пространства: «Пробежать километр».
  • объекта: «Бросить сумку».
  • результата: «Построить дом».

Есть простой и безошибочный способ распознать, в каком из двух падежей находится слово. Нужно попробовать подставить к объекту «вижу» (кого? что?) или «нет» (кого? чего?). Если подходит первое, в конструкции применяется винительный падеж, второе — родительный.

Отличие именительного и винительного падежей

Существительные 2 и 3 склонения, поставленные в винительный и именительный падежи, в единственном числе имеют одинаковые формы. Аналогичная ситуация наблюдается и с некоторыми местоимениями. Из-за этого ученикам сложно различить падежи. Чтобы не ошибаться, нужно запомнить простое правило: если существительное в предложении играет роль подлежащего, значит, оно стоит в и. п. Но когда слово является зависимым от другого члена, это указывает на в. п. или р. п., которые являются косвенными. Примеры, как отличить винительный и именительный падежи:

  1. «Лес рубят — щепки летят». И. п., сущ. «лес» выступает в роли подлежащего.
  2. «Таков старинный порядок: идёшь в лес — бери с собой еду, бери спички». В. п., сущ. «лес» выступает в роли дополнения.
  3. «Смотрю на лес и слышу трели соловья». в. п., сущ. является дополнением.

Ещё один способ распознавания — по наличию или отсутствию предлогов. Если они есть, значит, речь идёт о винительном падеже, а когда их нет, нужно применять другие способы, например, подставить вопрос. В словосочетании «пойти в лес» существительное стоит в винительном падеже. На первый взгляд, к нему подходит вопрос «куда?», но есть ещё один вариант — «во что?», который точно указывает на в. п.

Таким образом, поочерёдно применяя все предложенные способы, ученик сможет разобраться с любым сложным случаем. В школьной программе предусмотрены упражнения на различие винительного и родительного падежей. Таблица с отличиями, составленная учеником для себя, поможет на проверочной работе, поэтому её стоит сделать самостоятельно или скачать в готовом виде.

Источники:

http://www.syl.ru/article/217599/new_vinitelnyiy-padej-kak-otlichit-vinitelnyiy-ot-roditelnogo-padeja
http://photoforum.do.am/forum/98-510-1
http://nauka.club/russkiy-yazyk/kak-otlichit-roditelnyy-padezh-ot-vinitelnogo.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: