Игрушки развивающие речь ребенка: deti I igrushki
Развитие речи: тема «Игрушки». Игры и речевые упражнения с детьми 3-4 лет
Речевая игра с игрушками 1. «Угадай, каких игрушек не стало»
Учим малыша употреблять слова – наименования игрушек в родительном падеже множественного числа.
Познакомься! Это брат и сестра. Их зовут Таня и Ваня.
У Тани и Вани много игрушек. Посмотри на картинку и назови Танины игрушки (куклы, матрешки, скакалки, мишки, утята, пирамидки).
Давай поиграем с Таниными игрушками. Я спрячу игрушки, а ты догадаешься, чего не стало (своей ладонью или пальчиком закрыть одну картинку и спросить: «Чего не стало?»). Ребенок пытается угадать и отвечает: «Не стало кукол». Если Вы используете набор картинок, то просто убираете одну картинку, а малыш догадывается, чего не стало.
Обязательно похвалите ребенка и порадуйтесь правильному ответу вместе с ним. Если малыш допустил грамматическую ошибку (например, сказал так: «не стало скакалков, утёнков») не повторяйте ошибку за ним. Вместо этого сразу же скажите правильный вариант: «Ты угадал. Молодец! Не стало скакалок».
А теперь посмотри на Ванины игрушки. Какие игрушки есть у Вани? (Кубики, барабаны, самолеты, машины, мячи, лопатки, лошадки). Давай поиграем с ними («не стало машин, мячей и т.д.»).
Картинки игрушек, которые можно использовать для этой игры, Вы найдете в статье «Картинки: детские игрушки», которая выйдет завтра. Все картинки хорошего качества, их можно распечатать на принтере или включить в презентацию, сделать из них игру в парные картинки или рассматривать с детьми и загадывать загадки.
Для игры можно использовать и настоящие игрушки (два мишки, два кубика и т.д.)
Речевая игра с игрушками 2. «Команды»
Учим ребенка употреблять в речи глаголы в повелительном наклонении. Предупреждаем и исправляем грамматические ошибки в речи малышей.
Игрушки Тани и Вани любят выполнять их команды. Давай научим твои игрушки выполнять разные команды.
Попросите ребенка выбрать любимую игрушку, которую он будет учить. Игрушка (в руках взрослого) выполняет команду малыша только в том случае, если он не допустил грамматической ошибки. В случае ошибки игрушка «ждет», когда ребенок исправит свою ошибку сам или с помощью взрослых.
Сначала Вы помогаете малышу давать команды игрушке: «Попроси куклу сплясать, лечь на спинку, спеть и т.д.», затем команды придумывает ребенок, а Вы только помогаете ему, подсказываете правильный вариант в случае необходимости. В дальнейшем можно поменяться ролями с ребенком.
Ниже я даю подборку слов, в которых дети очень часто ошибаются и говорят, например, так: «ляжь», «помахай», «спей», «просни». Данные ошибки очень быстро уйдут из речи детей после нашей веселой игры. Главное – повторять игру многократно с разными игрушками и разными командами. Команды может делать и взрослый, и папа с мамой, и ребенок по Вашей просьбе – придумывайте свои варианты! Веселой Вам игры!
Примерные команды для игры с игрушкой: присядь, наклонись, помаши рукой, спой, спляши, порисуй, побегай, попрыгай, спи, проснись, похлопай в ладоши, топни, ляг на спинку, ляг на животик, причешись, поезжай, сядь, перепрыгни через…, дотронься до носа (до ушей, до хвоста, до рта) и т.д.
Речевая игра с игрушками 3. Зайчата
Давайте познакомимся с игрушечными зайчатами: часть 1.
Учим малышей описывать картинки с изображением игрушек, сравнивать, анализировать, точно по смыслу употреблять глаголы (различать глаголы совершенного и несовершенного вида), использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы (заюшка, заинька, зайчоночек, зайчишка, глазки, ушки, хвостик и т.п.).
Для игры Вам понадобится картинка или три игрушечных зайчонка, которых Вы оденете по-разному. Это могут быть и мишки, и куклы и любые другие игрушки вместо зайчат.
Первый зайчонок – Шустрик. Он одет в курточку и брюки. Второй – Торопыжка. Он одет в куртку, которая застегнута неправильно – в результате один нижний край выше другого, некрасиво торчит, шапочка на боку, шарф завязан неаккуратно на боку. Третий – Догоняйка. Он еще не успел одеться, на нем только брючки.
Рассмотрите с малышом картинки или игрушки и расскажите ему историю про трех зайчат.
«Живут у Вани и Тани три игрушечных зайчонка. Первый зайчишка всегда спешит, торопится и поэтому многое делает неправильно. Так и прозвали его ребята – Торопыжка. Найди его на картинке. Как ты догадался, что это Торопыжка?
Второй зайчонок всё делает проворно, умело, быстро, правильно, шустро. Придумай, как его звали? Как бы ты назвал проворного шустрого зайчонка? Интересные имена ты придумал! Хочешь узнать, как его называли Таня и Ваня? Они его назвали Шустрик, потому что он был очень … (шустрый).
Третий зайчик всегда опаздывает, не успевает, дела делает очень медленно и неторопливо. Ему часто говорят: «Догоняй-ка нас». Поэтому его и назвали – как ты думаешь, как? Придумай ему имя, из которого было бы понятно, что он всё делает медленно. Как бы ты такого зайчика назвал? (Поощрите любой вариант ребенка – это его словотворчество, и предложите свои варианты). А Таня и Ваня называли его так — Догоняйка.
Найди на картинке Шустрика и Догоняйку. Как ты догадался, что это Шустрик, а это Догоняйка (ребенок объясняет).
Играем в загадки: часть 2.
Эти игрушечные зайчата – братья. Они очень похожи друг на друга. Чем они похожи? (У них длинные уши, короткие хвостики, круглые глазки, маленькие носики, они беленькие, пушистенькие, умеют прыгать, любят морковку и т.д.).
Чем отличаются зайчата? (Рассмотреть одежду, обувь, глазки, носики, что делают зайчата).
Как зайчонка можно назвать ласково? (Зайчишка, заюшка, зайчоночек, заинька).
А как ласково назвать уши зайчика? Да, ушки.
А как ласково назвать нос ? (носик).
Давай поиграем в загадки. Я загадаю зайчонка, а ты догадайся, как его зовут.
Вы описываете зайчонка – игрушку или зайчонка с картинки, а ребенок должен отгадать, как его зовут.
«Этот зайчонок очень веселый. У него большие синие глаза. Носик у зайчишки черный и маленький. Ушки у заиньки длинные, а хвостик короткий. На нем красная курточка и синие брючки. На курточке есть синий воротничок и много круглых пуговиц. Зайчонок любит петь песни. Кто это?»
А теперь ты загадай мне загадку: «Мой зайчонок… У него…. Глазки у зайчишки…. Носик у зайчонка… Заинька любит…» (Мы помогаем малышу построить высказывание – описание, давая ему опору – начала фраз).
Кто что делает: часть 3.
Каждое утро Таня и Ваня играют с зайчатами. Посмотри на игрушки (разыграйте сценку). Торопыжка и Шустрик уже встали с постели (показываем), а Догоняйка ещё встаёт. И всегда так бывает. Послушай и догадайся, кто что делает (ребенок договаривает конец фразы по аналогии).
- Шустрик уже умылся, а Догоняйка ещё…(умывается).
- Шустрик уже оделся, а Догоняйка ещё…(одевается).
- Шустрик уже почистил зубы, а Догоняйка ещё…(чистит).
- Шустрик уже позавтракал, а Догоняйка ещё…(завтракает).
- Торопыжка и Шустрик уже собрались на прогулку, а Догоняйка ещё…(собирается).
Речевая игра по теме «Игрушки» 4. «Как мы играем»
Учимся подбирать действия (глаголы) к предмету (существительному).
Таня и Ваня очень любят играть с игрушками. И хотят узнать, как ты играешь со своими игрушками. Давай расскажем им о наших играх (можно использовать игрушечный телефон). Вы «набираете номер» на игрушечном телефоне и начинаете разговор: «Здравствуйте, Таня и Ваня! Это Вам Данилка звонит. Как вы поживаете? А мы играем, хотите узнать как? Сейчас мы с Данилкой вам расскажем»:
Данилка (имя Вашего ребенка), что мы делаем с мячом? Катаем, бросаем, ловим (подбираем слова вместе с малышом). Если ребенок захочет показать, как он это делает – пусть покажет тут же все действия. В ходе показа действий он может вспомнить о новых действиях и назвать и их тоже, а может их придумать.
- А мячик что делает? Катится, летит, отскакивает, лопается, скачет, прыгает, ударяется о пол и т.д.
- Что мы делаем с куклой? Укладываем спать, кормим, поим, одеваем, раздеваем куклу, качаем, водим гулять.
- А кукла что делает? Ходит, ест, поет песни, одевается, гуляет, наряжается, играет, танцует.
- Что мы делаем с машиной? Как мы играем с ней? Возим, загружаем в кузов кирпичи, гудим, догоняем другие машины, останавливаемся, тормозим.
- А что машина делает? Едет, мчится, останавливается, разгоняется, буксует, заезжает в гараж, тормозит, переворачивается, ломается, застревает, выезжает, обгоняет другие машины.
Для этой игры Вы можете выбрать любые игрушки, которые любит Ваш ребенок.
Игра 5. «Парные картинки»
Учимся употреблять существительные во множественном числе.
Вам понадобятся парные картинки (ведро – вёдра, колесо – колёса, кольцо – кольца, ленточка – ленточки, машина – машины). Картинки для игры Вы сможете скачать бесплатно в статье «Картинки: детские игрушки».
Делим картинки на две стопки:
- В первой стопке — картинки, на которых нарисована одна игрушка или ее деталь.
- Во второй стопке — картинки, на которых изображено несколько игрушек или их деталей.
Первую стопку картинок берем себе – это картинки для ведущего игры. Из второй стопки картинок малыш выбирает себе 5 штук, не показывая их Вам.
Можно играть и с одним ребенком, и с несколькими детьми.
Вы показываете свою картинку и называете, что на ней нарисовано: «У меня пирамидка». Ребенок, если у него есть парная картинка, должен быстро ее найти, показать и назвать: «У меня много пирамидок» или «У меня три пирамидки».
- Если ребенок быстро и правильно назвал игрушки, то мы отдаем ему парную картинку. И малыш закрывает свою картинку парной (кладет ее сверху).
- Если же ребенок «проворонил» свою картинку, то он остается без парной картинки.
- Если ребенок назвал картинку, но неправильно, то мы либо сами называем правильный вариант. Либо просим малыша исправить свою ошибку (если он уже хорошо знаком с правильным вариантом по предыдущим играм).
- Задача – не потерять ни одной картинки и ко всем имеющимся картинкам подобрать пару.
- Если Вы играете дома в паре с малышом, то Вы тоже можете брать из второй стопки 5 картинок и закрывать их парными. Тогда задача игры будет другой. Нужно не просто не пропустить ни одной картинки, но еще и успеть первым закрыть их парными. Это зависит исключительно от везения. Поэтому данный вариант игры будет учить ребенка правильно относиться к проигрышу и выигрышу – сорадоваться и сопереживать партнеру по игре. Кто первый закрыл все картинки – парными, то и выиграл.
- Если ребенок пропустил свою картинку, ему предлагается отыграть фант – поскакать на одной ноге, покружиться и т.д. Задания придумываются тут же, по ходу игры.
Игрушки – это тема, которая всегда интересна детям и которая дает множество возможностей для развития речи. А Вы играете в речевые игры с игрушками? В какие?
Желаю Вам веселых речевых игр, новых достижений в речи малышей и радости общения с ними! Если для Вас эта статья была полезной и интересной, буду благодарна за комментарии. И всегда рада ответить на Ваши вопросы в комментариях.
Еще по теме «Игрушки»:
1. Картинки для речевых игр по теме «Игрушки» Вы можете бесплатно скачать в нашей Библиотеке игр, картинок и практических материалов для занятий с детьми — в статье Картинки для речевых игр с детьми по теме «Игрушки».
2. Стихи об игрушках: 56 стихов для детей раннего и дошкольного возраста для игр, занятий, тематических дней и недель, детских праздников — «Стихи об игрушках»
Материалы для занятий и игр с детьми по развитию речи Вы также найдете в статьях:
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
“Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей”
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
Автор курса – Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта “Родная тропинка”
Умные развивающие детские игрушки. Детские игрушки, развивающие моторику, речь и внимание
В статье описаны советы для молодых родителей о том, в каком возрасте и какие развивающие игрушки лучше покупать детям.
Уже в раннем детстве малыш познаёт мир. Для него важно не только правильный уход, режим кормления, сна, а ещё ему надо развивать те или иные способности. Не упускайте время, ведь в первые три года жизни мозговая активность крошки особенно хорошо развита.
Ребёнок с легкостью способен воспринимать новую информацию, обучаться. В таком учении отличными помощниками могут стать развивающие игрушки. Изучим подробно тематику, что это за игрушки и, какие их функции.
Развивающие игрушки для улучшения памяти ребенка
- Чтобы память ребёнка улучшалась, её требуется тренировать ежедневно. Однако, если малыш не желает делать не интересные задания, то соответственно и запоминать ничего он не будет. Гораздо интересней, если развивать мышление детей с помощью занимательных игр, ярких интересных игрушек, говорящих, музыкальных книг. Тем более, что таких развивающих игрушек сейчас предостаточно
- С помощью звуковой азбуки ваш ребёнок научится читать гораздо раньше школьного возраста. Также, используя развивающие игры с цветными картинками, крохе можно легко выучить цифры, научиться считать
- Даже обычные мягкие игрушки используют для тренировки памяти. Для этого возьмите несколько игрушек, например: собачку, котика, мишку. Поставьте их перед ребёнком, пусть он каждого зверька назовёт и покажет
- Потом попросите отвернуться, уберите одну игрушку. Опять пусть малыш перечислит оставшихся двух зверушек и скажет, какой не хватает. Для этой же игры используйте картинки, квадратики, пластмассовые игрушки
Развивающие игрушки для улучшения моторики ребенка
Все любящие родители пытаются делать всё, чтобы их дети получали всестороннее развитие с самого раннего возраста. Уже с пелёнок можно учить крошку точным движениям. Для этого над кроваткой вешают погремушки. Ребёнок тянется к ним, хватает, со временем начинает удерживать и выбирать ту фигурку, которая ему больше нравится.
Для детей постарше от годика до трёх, чтобы улучшить моторику рук, пальцев используйте различные развивающие игрушки.
- Детские разного размера бусы, только смотрите, чтобы нитка была крепкая — не порвалась. Пусть малыш сам передвигает бусинки из стороны в сторону
- Книжки, игрушки-шнуровки применяют для детей, начиная с 10-11 месяцев. Благодаря таким занятиям ваше чадо развивает не только мелкую моторику, а ещё и глазомер. В дальнейшем данное действие пригодится в школе. Ребёнку будет легче научиться писать, рисовать
- Пальчиковые лабиринты также формируют у малютки точность движения, усидчивость и терпение
- Конструкторы, пирамидки — таковых изделий в магазинах множество, можно купить на любой вкус, цвет, возраст. Эти игрушки помогают улучшить пространственное мышление. Опытные родители советуют покупать конструкторы из дерева. Изделия из такого материала несут положительный заряд, приятны на ощупь
- Мозаика, пазлы тоже важны для точности движений, кроме этого ребёнок, собирая картинку, учится логически мыслить, тренирует внимание
ВАЖНО: Когда будете выбирать игрушки малышам, обращайте внимание на качество, чтобы краска не стиралась, не пахла. Ведь дети непроизвольно могут тянуть их в рот. Пусть продавец покажет сертификат их качества.
Какие игрушки помогут ребенку развить навык речи?
Уже в первый год жизни дети начинают произносить простые слова. Вначале несложные слоги, а потом стараются выговаривать и предложения. Конечно же малыши запоминают речь благодаря родителям. А чтобы ещё и ускорить процесс освоения речи, можно применять развивающие игрушки.
- Интерактивные куклы, зверушки — отличные помощники для усвоения навыков разговорной речи для ребятни. Ведь они повторяют слова, рассказывают сказки, поют песни. Малыши волей-неволей запоминают все, что им сказано в процессе игры
- Обычные мягкие игрушки, которые при надавливании начинают мычать, мяукать, кукарекать и т.п., подойдут для детей от шести месяцев до года. Малыши с радостью стараются копировать такие звуки
- Разговорные энциклопедии, говорящие азбуки, сказки с звуковым сопровождением тоже могут заинтересовать усидчивых девочек, мальчиков. Благодаря им ваши дети не только научатся правильно выговаривать сложные слова, а ещё узнают много нового
Внимательный ребенок: какие игрушки помогут ребенку развить концентрацию и внимание?
- В первые годы ваше любимое чадо ещё не безупречно умеет управлять своей концентрацией. Ребёнок может в сию минуту захотеть подержать в руках одну игрушку, через десять секунд другую. Его могут отвлечь от занятий любой звук, реклама по телевидению
- Развивается концентрация внимания поэтапно. Причем, процесс происходит у всех детей по-разному. В большинстве: дети могут стать достаточно внимательными уже в школьном возрасте. Хотя это не всегда так, имеются исключения — гиперактивные дети
- Чтобы малыш стал внимательным, применяйте развивающие игрушки, которые могут его заинтересовать. Когда наконец-то ребёнок немного устанет от вечного движения, присядет отдохнуть, возьмите забавные картинки или кубики, поиграйте с ним. Попросите назвать, кто нарисован на них. Возьмите куклу, спросите, какого цвета у неё наряд, туфли, волосы
- Детям постарше предложите угадать, какая из игрушек в комнате подходит под ваше описание. Или поиграйте в игру «Угадай». Для этого пусть ребенок внимательно посмотрит на пирамидку из кубиков и отвернется. Вы переставите кубики местами. Пусть угадает, что изменилось
ВАЖНО: Не удерживайте малыша, если он не желает в сей момент, заниматься развивающими играми. Подбирайте время, когда он предрасположен для таких занятий.
Детские развивающие игрушки, для улучшения навыков абстрактного мышления ребенка
Когда малыш начинает сам ползать, ходить, он готов уже и к абстрактному мышлению. Уже в этот период жизни малыш способен собирать несложные конструкции.
Родители должны показывать, помогать ему создавать их. Для этого пригодятся пирамидки, кубики, коврики с разными фигурками, конструкторы. Только стоит учесть, что покупать такие игрушки нужно не все сразу. А изучать описание товара, обращать внимание, какому возрасту он соответствует.
Детские развивающие игрушки, для улучшения навыков логического мышления ребенка
Чтобы у ребенка формировалась логика родителям надо чаще заниматься с ним развивающими играми.
- Сделайте извилистую дорожку из квадратных ковриков. Возьмите кубик, положите на кисть руки. Пронесите его по этой дорожке от начала до конца. предложите малышу сделать тоже самое самостоятельно. Если удастся, то усложните задание — возьмите два кубика
- Возьмите конструктор, соберите простую из одинакового цвета деталей фигуру. Попросите вашего ребенка сделать такую же фигуру из конструктора
- Поиграйте в игру «Угадай». Показывайте различные движения, а ребенок пусть угадывает, что вы делаете. Например, возьмите мяч и делайте вид, что вы откусываете яблоко. Пусть малыш угадает, что вы делаете
ВАЖНО: Для детей постарше можно на полчаса разрешать поиграть в компьютерные игры.
Развивающие игрушки для улучшения физических показателей ребенка
- К сожалению, не все родители уделяют должное внимание физическому развитию своих детей. А ведь это так важно. Из-за сидячего образа жизни страдают лишним весом не только взрослые, а и их малыши
- Чтобы ребёнок нормально развивался, уже с малого возраста следует делать зарядку. Хорошо, если у малыша есть велосипед. Чаще бывайте с ним на воздухе, ходите на детские площадки. Пусть катается со сверстниками
- Не помешают и подвижные игры в мячик, прыжки со скакалкой. Если же есть бассейн, то детям постарше будет полезно посещать занятия по плаванию. Вначале со вспомогательными средствами, а потом и без них
Из какого материала лучше покупать детские развивающие игрушки?
Скажем сразу, что лучше покупать игрушки из натуральных материалов. К таковым относятся: дерево, ткань.
Однако, ткань тоже бывает низкосортная. Поэтому тщательно проверяйте предмет покупки на качество. Смотрите, как сделаны строчки, хорошо ли держатся такие детали, как глазки, носик у мягкой игрушки. Нет ли резкого, неприятного запаха у игрушки. Если покупаете игрушки для купания и т.п. из пластмассы, то не берите мягкую. В ней содержится много вредных добавок.
Детские развивающие игрушки из пластика
Выбирая игрушку из пластика, внимательно осмотрите упаковку, прочитайте, кто изготовитель, изучите состав. Как говорилось выше, определите, нет ли резкого запаха от изделия. Если есть, то можете смело от такого подарка ребёнку отказаться — перед вами некачественный товар.
Старайтесь выбирать ПВХ твердых сортов. Куклы Барби, изготовленные из тонкой, мягкой пластмассы — плохой вариант для вашей дочери.
Детские развивающие игрушки из дерева
Сейчас много предложений всяческих игрушек для детей из разных материалов. Раньше не так уделяли внимание качеству товара, а больше смотрели на внешний вид. На сегодняшнее время большей популярностью пользуются игрушки из натурального сырья, в частности — из дерева.
Производители уделяют большое значение качеству таковых изделий. Выдерживают требования по окраске, качеству, внешнему виду древесины.
Развивающие игрушки из бумаги
Чтобы смастерить самостоятельно игрушку из бумаги, вам понадобится клей, ножницы, цветная бумага и фантазия. Для младших деток можно сделать простейший самолетик, практически каждый родитель знает, как его сложить из обычного листка бумаги. Для детей постарше интересно будет сделать аппликацию, объемную фигуру, снежинки.
Если у вас нет времени и таланта заниматься сложными фигурками, то можно попросту купить в интернет-магазинах специальные игрушки из бумаги, тем более, что там имеется много разного рода «вырезалок», готовых картинок, которые остается только склеить по описанной инструкции.
Какие развивающие игрушки покупать девочкам?
- Уже с самого раннего возраста родители приобретают девочкам, мальчикам совершенно разные: одежду, коляски, обувь и, конечно же, игрушки. Ведь их интересы с годами будут отличаться
- Девочкам нравятся куклы, украшения, различного рода, кухни, коляски. К тому же, если малышке покупают велосипед, самокат, то цвет выбирать лучше по ярче — не синий, черный
- Все развивающие игрушки для девочки тоже лучше покупать яркие, стильные. Некоторые малышки уже с детства строго относятся к внешнему виду таких изделий
Какие развивающие игрушки покупать мальчикам?
До двух лет мальчики должны учиться моторике движений, развивать свою речь, тренировать внимание, память. Поэтому малышу понадобятся, как и девочкам погремушки, кубики, пирамидки и т.п. Когда малыш подрастет, то ему уже потребуются «мальчиковые игрушки». Он больше будет уделять внимание машинкам, конструкциям для моделирования.
Развивающие игрушки для детей своими руками. Как сделать полезную игрушку ребенку?
Рассмотрим пример изготовления простой развивающей игрушки для малышей разного возраста «Воздушный бадминтон». Нам необходимо приготовить следующие материалы:
- две пластиковые тарелки
- две деревянные ручки
- воздушный шарик
- суперклей
Надуйте шарик. Приклейте готовую ручку к тарелке. Сделайте ещё одну такую же ракетку. Все бадминтон готов. В такую занимательную игру можно играть всей семьей.
Какую развивающую игрушку купить ребенку: советы и отзывы
- Исходя из отзывов многих мамочек, можно сделать выводы, что развивающие игрушки должны быть хорошего качества (как установить, что товар качественный, уже было описано выше)
- Лучше всего покупать товар из натурального материала
- У игрушек не должно быть в наличии маленьких предметов, острых деталей
- Подбирать игрушки надо индивидуально. Одним детям бывает интересно играть в эту игру, другим — совершенно не интересно.
Важно: Учитывайте предпочтения ребёнка, у каждого малыша развиты разные таланты.
Какие развивающие игрушки покупать ребенку в зависимости от его возраста?
Начиная с месячного возраста у малютки должны быть игрушки для развития моторики и зрительного внимания. С трехмесячного — резиновые пищалки, которые издают звуки, матрешки-неваляшки. По прошествии шести месяцев применяйте для игры машинки, книжки, кубики. С девяти — специальные пирамидки, конструкторы для малышей, машинки. Когда исполнится год подойдут игрушки для мелкой моторики.
ВАЖНО: Какими бы не были красивыми развивающие игрушки, знайте, что с ребёнком требуется играть, уделять ему максимум внимания.
Видео: игрушки для детей от шести месяца до года
Видео: игрушки детям от года
Игры и игрушки, стимулирующие развитие речи
В статье, посвященной тренировке артикуляции у детей, мы попробовали совместить развитие у ребенка бытовых навыков с упражнениями для его артикуляционного аппарата. Сегодня мы расскажем о том, как развивать речь.
В статье, посвященной тренировке артикуляции у детей, мы попробовали совместить развитие у ребенка бытовых навыков с упражнениями для его артикуляционного аппарата. Сегодня мы расскажем о том, как развивать речь малыша с помощью простых “бабушкиных” игр и игрушек, которые есть в каждом доме.
Чтобы у читателей не возникло разочарований, скажем: все, о чем здесь написано, вам известно, а публикуем мы эту статью для того, чтобы обратить ваше внимание на важность регулярного общения в форме игры с самого раннего возраста. Именно слова с повторяющимися слогами первыми вычленяются ребенком из речи, и эти слова он первыми начинает говорить. Наша статья может быть руководством к действию – и это даст хороший результат, что неоднократно проверено на практике, а может быть стимулом вашей фантазии в области игрового творчества. Слова приговорок мы подбирали таким образом, чтобы малыша с самых первых дней окружали сочетания всех звуков русской речи, чтобы весь алфавит был представлен в незатейливом “мамином” языке.
Проживая день
Начнем с самых простых вещей – сопровождения определенными, часто повторяющимися словами и приговорками ежедневных режимных мероприятий. (Все, о чем будет сказано ниже, можно делать с самого рождения малыша – это будет очень полезно.)
Вот ваш кроха проснулся (после ночного сна или одного из дневных) – вы приветствуете его улыбкой, ласковыми словами и возгласами “агу-агу”, нежно руками очерчиваете контуры его тела и приговариваете: “Потягушеньки-потягушеньки, порастушеньки-порастушеньки, ножки побегушеньки, ручки похватушеньки“. Годится любой вариант, например, из пестовальной гимнастики. Вот настало время массажа или гимнастики – опять же используете подходящие случаю пестушки или даже самые простые ритмичные словечки: “топ-топ” – опуская согнутые ножки на поверхность пеленального столика, “хлоп-хлоп” – разводя и сводя ручки малыша. Наконец, при отсутствии в данный момент фантазии можно просто делать упражнения на счет “раз-два, три-четыре”. Для массажа ладошек и пальчиков отлично подойдет “Сорока-ворона кашу варила, деток кормила. “, для обхватывания груди ручками – “Ладушки, ладушки, где были – у бабушки. ” с непременным окончанием “Ши-и-и-и, полетели, на головку сели!” (ручки обхватывают голову). Здесь же можно поиграть: приговаривая “ку-ку”, на несколько секунд спрятать личико малыша под легким платочком (месяца в 3 ребенок уже начнет сам его стягивать!).
Любые водные процедуры тоже нуждаются в “озвучивании” – так они меньше пугают самых маленьких и не вызывают сопротивления тех, кто постарше.
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок! – скажем при умывании, а во время подмывания под струей воды прочитаем шаловливое:
Чижик-пыжик, где ты был?
Я под краном попу мыл,
Вымыл, вымыл, вытирал
И штанишки надевал.
Кстати, с точки зрения гигиены, простейшего закаливания, а также развития ощущений ребенка лучше не пользоваться влажными салфетками при наличии дома водопровода. Привыкните подмывать, умывать малыша, мыть ручки под струей воды – вообще чем больше вокруг ребенка воды, тем лучше. В этом смысле малыши, с которыми занимаются грудничковым плаванием, находятся в привилегированном положении. И для них есть свои специфические “словечки” – например, команда “Ныряем!“.
Еще один совет на стыке активизации детской речи и гигиены. Пока вы занимаетесь с ребенком гимнастикой, кормите его, находитесь в непосредственной близости, в тактильной и речевой активности – не держите его в одноразовых подгузниках. Это простой способ наладить связь между вашими словами и его пока еще непроизвольными действиями. Вот он начал писать – тихонько скажите ему “пись-пись”, похвалите, вызовите положительную реакцию на его отправления (то же самое – и с “большими” делами).
Если ваш ребенок пользуется пустышкой, старайтесь не использовать ее, когда малыш активен, общается с вами. Очень трудно выражать свои впечатления от игры или от прогулки, если рот занят. Да и маме проще “успокоить” протестующего кроху, дав ему соску, чем постепенно учиться договариваться с ним в случаях капризов и противоречий. “Поселите” пустышку в кровати малыша – ведь по-настоящему (для восполнения недостатка в сосательных движениях) она бывает нужна перед сном, во время ночных пробуждений, после еды из бутылочки.
Когда придет пора кормить малыша из ложки, не забывайте произносить “ам-ам” – пробуя повторить за вами, ребенок сам будет открывать ротик навстречу еде!
Полезно – для маминых нервов и развития малыша – превратить в игру и одевание на прогулку. Можно зарифмовать самостоятельно одеваемые части тела и предметы одежды – например, вот так:
Га-га-га, га-га-га
Вот колготки на ногах!
Ва-ва-ва, ва-ва-ва
Влезли руки в рукава, и т.п.
Можно придумать стихи и посложнее:
Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы (натягиваем рукава)
Бы-бу-ба – из окна торчит труба (голова вылезает из горловины).
Еще больше простора для творчества предоставляет время укладывания спать. По моему глубокому убеждению, процесс засыпания маленького ребенка обязательно должен сопровождаться маминой речью – колыбельной, простой сказкой, и никакие аудиозаписи классики для детей или звуков природы этого не заменят. Подойдут любые сочетания звуков и слов, самой маме кажущиеся успокоительными:
Журавли летели,
На ворота сели,
А ворота скрип, скрип,
Наша Маша спит, спит.
(На мой взгляд, аудиозаписи сказок до момента хорошо сформировавшейся фразовой речи неполезны для большинства детей. В разумном объеме можно ставить ребенку детские песенки, испытанные временем.)
Помимо описанных ситуаций хочется привлечь ваше внимание к словам, которые мы употребляем каждый день по многу раз. Не поленимся и перечислим эти слова: имя ребенка, мама, папа, имена брата, сестры, бабушек и дедушек (баба Таня, деда Володя, тетя Оля, дядя Вася), кошки, собаки. Слова есть (от “еда”), каша, суп, щи, жуй, рот, пюре, хлеб, а также: шапка, вот, вода, где, на, дай, иди, пить, большой, маленький, много, мало, чуть-чуть, ля-ля-ля, кач-кач, тра-та-та. Редко встречающихся букв алфавита в этих словах нет, но можно говорить “на цыпочках“, делая гимнастику; играть в “юлу“, наряжать “елку“, надевать “фартук“, включать “фары“. Заметили: каждая буква алфавита присутствует в этих словах не один раз, а повторяя их многократно, вы тренируете слух малыша и провоцируете его на повторение этих слов при соответствующих действиях.
Пассивный словарный запас (понимание слов) у малыша формируется с момента его рождения. Для того чтобы сделать его использование более эффективным и произвольным, научите малыша показывать как можно больше предметов по вашей просьбе. Ребенок, еще не умеющий ходить, перемещаясь оп комнате у вас на руках, уже может показать окно, лампу, кошку, кровать, протянуть руки навстречу маме, папе, бабушке, дедушке.
Игры-говорилки
А еще в течение дня есть время, когда вы с малышом просто играете. “Правила” этих игр у нас в крови, стоит напомнить лишь первую строчку: “Идет коза рогатая за малыми ребятами. ” Развивающий эффект таких потешек будет сильнее, если вы научитесь делать паузу, прежде чем сказать (и сделать) последнее – “забодаю-забодаю-забодаю!“. Тогда малыш сначала станет ждать этого предсказуемого конца, а потом и попросит вас о нем – жестами и речью.
По ровной дорожке (малыш сидит у вас на коленях, вы его чуть-чуть покачиваете),
Потом по песочку (начинаете потряхивать),
По кочкам, по кочкам, по синим лесочкам (подбрасываете на коленях),
В ямку – бух! (“роняете” между коленей)
Если, не договорив последнюю строчку, приподнять и держать малыша – а ему так хочется “бух!” – он у вас это попросит-произнесет.
Так же исполняются (причем в любом возрасте!) “Гуси, гуси – га-га-га. “, “Киска, киска, брысь под лавку” и другие.
В идеале в репертуаре мамы могут присутствовать игры-говорилочки на все согласные буквы алфавита. В неделе семь дней, каждый день вполне реально поиграть в три игры – вот и окружили малыша звуками родной речи. Вот еще один принцип придумывания таких игр:
Жук жужжит – жу-жу-жу-жу,
Я вам глазки покажу,
Я вам лобик покажу,
Я вам ушки покажу (и так далее).
Сначала мама дотрагивается до называемых частей тела, затем это делает малыш, и наконец, мама делает паузу, показывая эту часть тела, – и ребенок называет слово сам, как может.
Игрушки-завлекалочки
Если вы читаете нашу статью сразу после рождения малыша, то, во-первых, мы очень рады вас поздравить, а во-вторых, порекомендовать вам обзавестись погремушкой – маленькой, легкой, с тонкой ручкой, которую можно вкладывать в пока зажатый кулачок малыша, в правую руку. Совершая непроизвольные движения руками, малыш постепенно начнет фиксировать свое внимание на звуке и ощущении.
Позже вам понадобятся другие игрушки. Пусть они заранее появятся в доме и хранятся на виду – но вне досягаемости для ребенка. Их много среди народных динамических игрушек, простейших музыкальных инструментов. Время от времени вы достаете то колокольчик (“динь-динь-динь”), то большую юлу (настоящую, которая падает) или маленький деревянный волчок (“у-у-у-у”) – и заставляете их “работать”. “Давай попросим мишек постучать – тук-тук-тук!” – и деревянные медведи-кузнецы начинают свой перестук. Каждый раз “озвучиваете” игрушку закрепленными за ней звукосочетаниями, даете поиграть или извлечь из нее звук самому ребенку. Привлекательность таких забав для малыша проверена веками, и каждое поколение родителей открывает их для себя заново. Зная, что может игрушка, малыш обязательно попросит ее еще раз. Попросит. теми самыми звуками, которыми вы обозначали игрушку:
курочки на кормушке – “цып-цып-цып“;
трещотка – “т-т-т-т-т“;
барабан – “бум-бум-бум“;
маракасы или берестяная погремушка-шаркунок – “шу-шу-шу“.
По такому же принципу можно “добавить звучания” и любимым игрушкам малыша, с которыми он самостоятельно взаимодействует каждый день. Машина получит прозвище “ж-ж-ж-ж” или “бр-р-р”, куклу или пупса советую назвать именем, непохожим по звучанию на имена домашних. Так, если дочку зовут Лена, а кошку Муся, то куклу можно назвать Катей – и качать ее, укладывая спать: “а-а-а, а-а-а”. Вообще с куклой малыш после года-полутора прекрасно осуществляет все те режимные моменты, о которых мы написали в самом начале, – и озвучивает их запомнившимися словами и звукосочетаниями.
Казалось бы, зачем возвращаться к старым, забытым, на первый взгляд, не очень выразительным игрушкам? К сожалению, яркость, “озвученность” и “механизированность” многих современных игрушек не способствует развитию возрастных навыков, так как сила воздействия ребенка на эту игрушку не соответствует силе ответа. Исключение – так называемые развивающие центры (пластмассовая панель с набором разнообразно звучащих и движущихся игровых деталей). Его отличие от “неправильных игрушек” – в том, что для получения ожидаемого эффекта воздействие на все детали этого центра должно быть разным по сути и по силе.
Вдох-выдох
Речь – это дыхательная деятельность, и ровная, плавная речь напрямую зависит от вдоха и выдоха. Вот игры, которые ненавязчиво тренируют контроль за силой выдоха и развивают легкие.
- Извлечь звук из свистка, дудочки; свистнуть резко или протяжно.
- Подуть на игрушку-вертушку (чтобы закрутилась). Подуть на свечку – так, чтобы пламя заколыхалось, но не потухло; потухло сразу; чтобы пламя горело, отклоняясь.
- Шариковый футбол. Вам понадобится противень с водой, бельевые прищепки и шарики от пинг-понга. На узких сторонах противня прищепками обозначьте ворота. Попробуйте забить гол, подув на шарик. Сначала можно играть по очереди с малышом, забивая гол в одни ворота. Когда навык “управления” шариком будет освоен, поместите шарик посередине и попробуйте забить его в ворота противника – на чьей стороне будет удача? “Высший пилотаж” – это взять шарики разного цвета и сражаться друг против друга.
Книжки-мычалки
Одни из первых книг, которые появляются у малыша в полгода, а то и раньше, – с изображениями животных. Книжек может быть несколько – картонные, с тряпичными страничками или вставками (можно погладить “шерсть” овечки или подергать хвостик у хрюшки), бывают непромокаемые книжки для ванной. С их помощью, а также привлекая игрушечных животных, наборы картинок, пазлы и т.п. выясняем, кто как разговаривает. Читая сказки, предлагаем малышу “сказать” за героев-зверей. Сначала лепетные слова станут обозначать животных, а через какое-то время на ваш вопрос: “Кто говорит “му”?” малыш ответит: “Корова”.
Вот списочек зверей, птиц и их “речей”, который мы составили для своего и вашего удобства – а вы всегда можете дополнить!
Кто как говорит:
корова, бык (теленок) – му-у-у;
свинья, хряк (поросенок) – хрю-хрю;
овца, баран (ягненок) – бе-е-е;
коза, козел (козленок) – ме-е-е;
осел – иа-иа;
лошадь, кобыла, конь (жеребенок) – и-го-го;
собака, пес (щенок) – гав-гав;
кошка, кот (котенок) – мяу, мур-мур-мур; кис-кис-кис
гуси (гусята) – га-га-га;
утка (утята) – кря-кря-кря;
курица, петух (цыплята) – ко-ко-ко, ку-ка-ре-ку;
лягушка – ква-ква;
ежик – фыр-фыр-фыр;
мышка – пи-пи-пи;
воробей – чик-чирик;
голуби – гули-гули;
ворона – кар-кар;
синица – тень-тень;
кукушка – ку-ку;
дятел – тук-тук-тук;
сова – у-у-у;
журавли – курлы-курлы.
Источники:
http://rodnaya-tropinka.ru/razvitie-rechi-igrushki-rechevye-igry-i-uprazhneniya/
http://heaclub.ru/umnye-razvivayushhie-detskie-igrushki-detskie-igrushki-razvivayushhie-motoriku-rech-i-vnimanie
http://www.ourbaby.ru/article/Igry-i-igrushki-stimuliruyuwie-razvitie-rechi/