Фильмы Татьяны лиозновой список
Татьяна Лиознова
Биография
Прославленная артистка двадцатого столетия Татьяна Лиознова знаменита примечательными творениями в качестве режиссера, сценариста и педагога. В 1984 году Татьяне Михайловне присвоили звание Народной артистки СССР.
Детство и юность
Будущая создательница кинолент родилась летом, 20 июля 1924 года, в столице СССР. Родители девочки – по национальности урожденные евреи. Отца звали Моисей Александрович. Он отучился на инженера-экономиста. С начала вступления Союза во Вторую мировую войну отправился на фронт, где погиб в 1941 году.
Режиссер Татьяна Лиознова
Мать Татьяны звали Ида Израилевна. Она окончила три класса школы, но по жизни была мудрой женщиной. После гибели мужа Ида Израилевна своими силами поднимала и растила дочь, обеспечивая девочку всем необходимым. Брачными узами она себя больше не связала.
Лиознова отличалась абсолютным музыкальным слухом. Она даже мечтала научиться играть на скрипке. Но когда услышала, как ужасно звучит инструмент, если берешь неправильно ноту, то разочаровалась и отказалась от затеи.
Татьяна Лиознова в молодости
По окончании школы девушку приняли в институт авиации. Она проучилась там один семестр, после чего в 1943 году подала документы во ВГИК и прошла на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.
Проучив Татьяну один испытательный семестр, преподаватели подумывали отчислить студентку. Они считали, что у девушки не хватает жизненного опыта для режиссерской стези. Татьяна убедила педагогов в обратном, продемонстрировав работы.
Татьяна Лиознова
Для курсового проекта в институте начинающий режиссер поставила «Кармен» по прозе Проспера Мериме. Созданный в постановке танец затем взяли в картину «Молодая гвардия». На третьем курсе института Герасимов взял девушку себе в помощь в театр и на рабочие съемки кинофильмов. В 1949 году Татьяна вышла из дверей института кинематографии. С этого момента началась творческая биография выпускницы в качестве квалифицированного режиссера.
Фильмы
По окончании института девушку распределили на киностудию имени Максима Горького. Но Татьяна не успела приступить к должностным обязанностям – начинающего режиссера сразу уволили. После этого она работала помощником Герасимова и Бориса Бунеева. В 1955 году выступила как второй режиссер в первом фильме Станислава Ростоцкого «Земля и люди».
Режиссер Татьяна Лиознова
В 1952 году в команде с Герасимовым и Самсоном Самсоновым поставила спектакль «Седая девушка». Затем в союзе с Владимиром Беляевым создала пару пьес по сюжету национальных сказок Кореи и Китая.
В 1958 году в фильмографии Татьяны появился дебютный фильм «Память сердца». Сценарий к картине написали Герасимов и Макарова. Вторая в ленте исполнила главную роль. По кинофильму прослеживалось, что Лиознова стремится создавать ярких героических персонажей.
Клавдия Лепанова в фильме Татьяны Лиозновой “Память сердца”
В 1961 году режиссер создала фильм «Евдокия». Лента снята по повести Веры Пановой. Актриса Людмила Хитяева, сыгравшая Евдокию, раскрылась в картине с новой стороны. Героическую тему Лиознова продолжила в фильме «Им покоряется небо» в 1963 году. Лента посвящалась погибшим летчикам-испытателям. В том же году Татьяна стала лауреатом премии «Золотое крыло».
В 1965 году вновь выпустила фильм по прозе Пановой «Рано утром». В создании ленты работала с оператором Петром Катаевым.
Эмилия Мильтон в фильме Татьяны Лиозновой “Рано утром”
В 1967 году мир увидел фильм «Три тополя на Плющихе». Спустя год картину оценили на Международном кинофестивале в Аргентине. История знакомства замужней женщины Анны и шофера такси, волею судьбы проникнувшихся друг к другу, была блистательна исполнена Татьяной Дорониной и Олегом Ефремовым. Критики отметили реальность воплощения жизни человека. Лента снята по рассказу Александра Борщаговского «Три тополя на Шаболовке».
Олег Ефремов и Татьяна Доронина в фильме Татьяны Лиозновой “Три тополя на плющихе”
В 1973 году Татьяна Лиознова создала шедевр под названием «Семнадцать мгновений весны». Фильм, состоящий из двенадцати серий, о советском разведчике Штирлице был тепло принят публикой и отмечен орденом Октябрьской революции.
Многосерийную ленту показывали в течение сорока лет. И сейчас фильм периодически выходит на телеэкраны. Для исполнения песен фильма режиссер пригласила Иосифа Кобзона и уговорила певца спеть в непривычной для того манере. В итоге, когда вышла картина, зрители не узнали голос Кобзона.
После выхода фильма о Штирлице Лиознова взяла перерыв в съемках на шесть лет. В это время она занималась преподавательской деятельностью и в сотрудничестве со Львом Кулиджановым руководила новой актерской мастерской.
В 1980 году вновь взялась за любимое ремесло и создала двухсерийную ленту «Мы, нижеподписавшиеся». Кинофильм создан по пьесе Александра Гельмана. На тот момент по сочинению был поставлен спектакль, но это не помешало Лиозновой показать другое видение произведения драматургии.
Ирина Муравьева в фильме Татьяны Лиозновой “Карнавал”
В 1981 году Татьяна Михайловна сняла мелодраму «Карнавал». Композитором кинофильма выступил Максим Дунаевский. Он написал музыку на стихи Роберта Рождественского. После выхода картины песни, звучавшие с экрана, слышались отовсюду. Главные роли в кинокартине исполнили Ирина Муравьева, Александр Абдулов и Юрий Яковлев. Муравьева за роль признана лучшей актрисой года по опросу зрителей.
Надежда Румянцева в фильме Татьяны Лиозновой “Конец света с последующим симпозиумом”
В 1986 году Лиознова завершила свой конечный трехсерийный фильм «Конец света с последующим симпозиумом». Съемка ленты начиналась с оператором Петром Катаевым, но он скоропостижно скончался. Поэтому доделывал фильм Михаил Якович. В картине задействованы Армен Джигарханян, Олег Табаков, Евгений Весник, Олег Басилашвили, Дмитрий Певцов. Так как в Союзе случились перемены, фильм с антиамериканской пропагандой стал не нужен. Картину показали один раз в 1987 году и после этого не выпускали на экраны.
Личная жизнь
Татьяна Лиознова не выходила замуж и не имела детей, хотя мужчины часто оказывали знаки внимания женщине. Режиссер не называла имен поклонников, но известно, что за ней ухаживал Арчил Гомиашвили.
Татьяна Лиознова
В течение жизни Татьяна жила с матерью, с которой у нее были близкие отношения. Когда Ида Израилевна постарела и много болела, Лиознова не участвовала в проектах, чтобы ухаживать за мамой.
В шестидесятые годы погиб близкий товарищ Татьяны – летчик Василий Калашенко. Женщина удочерила и воспитала дочку Василия – Людмилу – как родную. Та оставалась с приемной матерью во время болезни той и до последнего дня.
Лиознова сменила отчество с Моисеевны на Михайловну, потому что в СССР к евреям относились не очень хорошо. Татьяна Михайловна входила в состав Антисионистского комитета советской общественности. Она фигурировала в союзе кинематографистов.
В 2004 году в честь 80-летия режиссера сняли документальный фильм «Дожить до светлой полосы. Татьяна Лиознова». Режиссер рассказала о жизненном пути и стезе творца.
Смерть
Борьба с продолжительной болезнью привела к тому, что Татьяна Лиознова ушла из жизни 29 сентября 2011 года. После смерти женщину кремировали. Урну с прахом захоронили в могиле матери.
Татьяна Лиознова в последние годы
В 2016 году на здании киностудии им. М. Горького повесили мемориальную доску с фотографией Татьяны Лиозновой. Режиссер проработала там сорок лет.
Фильмы / Татьяна Лиознова
Карнавал (1981)
Молодая провинциальная девчонка Нина Соломатина играет в школьном театральном кружке и мечтает стать известной актрисой. Сразу после окончания школы, она уезжает в город поступать в театральный ВУЗ. Только вот вступительные экзамены она проваливает.Но Нина и остается жить в городе. Ей приходится снять квартиру, найти работу и готовится к новому поступлению. Однако вот с работой все никак не везет. Она не отчаивается и продолжает устраивать свою жизнь, строя отношения с любимым человеком, налаживая связи со своим отцом, и набираясь жизненного опыта. ” “
Мы, нижеподписавшиеся (1980)
Семнадцать мгновений весны (оригинал) (1973)
Один их самых популярных и любимых советских сериалов снят по повести Ю. Семенова. Фильм раскрывает тонкости работы разведчика Исаева в самом сердце фашистской Германии. Быть постоянно под давлением необходимости общаться с теми, кто разрабатывает планы уничтожения твоей Родины, невозможность общения с самыми близкими людьми на протяжении долгих лет, создание видимости антисоветской деятельности так, чтоб никто не догадался о шпионаже. Для этого нужны крепкие нервы, профессионализм и ледяное спокойствие. А еще логика, проницательный ум и бесстрашие. Штирлиц стал любимым героем, фашисты перестали быть страшилами в рогатых касках и война перестала быть просто стрелялкой.
Семнадцать мгновений весны (цветной) (1973)
Многосерийный художественный фильм о разведчике Исаеве (Штирлице) стал культовым сразу после первого выхода на экраны. Его фразы стали крылатыми, диалоги Мюллера и Штирлица цитировали наизусть, способ изложения перешел в анекдоты. Такие фильмы характеризуют целые эпохи с их ценностями и героями. Поэтому фильм сделали еще и цветным, используя современные технологии. Выдержанная цветовая гамма не нарушает целостности восприятия, раскрывая новые стороны классического произведения.
Три тополя на Плющихе (1968)
Нюру, простую деревенскую женщину, все устраивает в ее жизни. У нее есть муж и двое детей. Заботы о них занимают все ее мысли, поэтому там нет места для сентиментальных глупостей. Но однажды обычная поездка в Москву заставляет Нюру по-другому взглянуть на свою жизнь. В ее сердце поселяется смятение после встречи с таксистом Сашей. Проведя с ним совсем немного времени, она теперь точно знает, что ей нужны любовь, понимание и, конечно же, нежность. Однако Нюра не способна на предательство, и поэтому она возвращается в родную деревню к своей семье. Только песня всегда будет напоминать ей о нескольких мгновениях счастья, дарованных судьбой.
Рано утром (1966)
Им покоряется небо (1963)
Евдокия (1961)
Вот уже много лет живут вместе Евдокия и Евдоким. Своих детй бог им не дал, поэтому воспитывают приемных. Одного мать – пьяница сама отдала им на воспитание. Все у них ладно: Евдокия занимается детьми и домом, а Евдоким работает на заводе. Большой любви у них нет, но они уважают и ценят друг друга. И Евдокия благодарна мужу за его заботу и отношение к ней. Ведь она долго не могла забыть свою первую любовь, а он все терпел и ждал, когда она угаснет. Все они преодолевают вместе, и сохраняют свою дружную семью. .
Татьяна Лиознова: фильмы, биография, фото и интересные факты
Женщин-режиссеров в мировом кинематографе не так уже и много. С чем это связано – неизвестно, однако, как показывает практика, встав во главе съемочного процесса, представительницы прекрасного пола способны создавать по-настоящему душевные кинопроекты. Среди наиболее известных советских представительниц этой профессии – режиссер Татьяна Лиознова, подарившая зрителям такие шедевры, как «Три тополя на Плющихе», «Семнадцать мгновений весны» и «Карнавал».
Детские годы
Родилась будущая прима советской режиссуры в 1924 г. в Москве.
Окончив школу, Татьяна Лиознова поначалу попробовала свои силы в Авиационном институте г. Москвы. Но через полгода осознала, что это не ее путь, и ушла оттуда.
Учеба во ВГИКе и первые работы
В 1943 г. юная Татьяна Лиознова (фото актрисы вы можете видеть на странице) поступила на режиссерский факультете ВГИКа. Ей повезло попасть в мастерскую к преподавателям Сергею Герасимову и Тамаре Макаровой.
Несмотря на самые лучшие рекомендации Герасимова и Макаровой, а также участие в создании такой известной ленты, как «Молодая гвардия», после выпуска из ВГИКа работы для талантливой девушки не нашлось.
Чтобы выжить, Татьяна Лиознова поначалу вместе с матерью шила халаты на заказ. Позже смогла устроиться разнорабочей на киностудию. Здесь она бралась за любую работу, в том числе и уборщицы. Этот опыт позже ей очень пригодился, ведь, став режиссером, женщина прекрасно разбиралась во всех тонкостях процесса создания кинофильмов и умела поддерживать жесткую дисциплину на съемочной площадке.
Чтобы помочь своей талантливой ученице, Сергей Герасимов брал ее своей ассистенткой при работе над некоторыми проектами. В частности, вместе с ним и Самсоном Самсоновым они поставили спектакль «Седая девушка» в Вахтанговском театре.
Почти восемь лет после выпуска ассистировала другим Татьяна Лиознова. Фильмография этого периода – это картина «Земля и люди» Станислава Ростоцкого (была вторым режиссером). В эти же годы вместе с Владимиром Беляевым Татьяна Михайловна написала пару пьес на основе фольклора народов Китая и Кореи.
Режиссерский дебют: кинокартина «Память сердца»
В 1958 г. в карьере Татьяны Лиозновой случается прорыв – ее назначают режиссером ленты «Память сердца». Сценарий для этого проекта написали два ее педагога – супруги Сергей Герасимов и Тамара Макарова (последняя сыграла в картине главную героиню – Екатерину Ивановну).
Дебютная лента оказалась весьма успешной. В ней Татьяна Лиознова смогла искренне «рассказать» о любви, чести, верности и невероятной отваге. Конечно, в этой работе еще очень чувствовалось влияние режиссерской манеры ее учителя – Герасимова, однако были заметны и попытки молодой Лиозновой найти собственный стиль.
Работы Лиозновой в шестидесятые
После успешного дебюта стала вполне востребованным режиссером Татьяна Лиознова. Фильмы ее выходили не очень часто, однако каждый из них был настоящим событием. Следующей ее работой стала лента о буднях и праздниках семейства Чернышевых – «Евдокия».
В этой картине Татьяна Михайловна плавно рассказывает об эволюции отношения к мужу обычной сельской женщины Евдокии (Людмила Хитяева).
После мелодрамы о любви в крестьянской семье Татьяна Лиознова взялась за биографическую драму о летчиках-испытателях, участвовавших в создании МиГ-9 в СССР – «Им покоряется небо».
Главные роли в новом проекте исполнили Николай Рыбников и Светлана Светличная. Пропитанная лиричностью и напрочь лишенная пафоса, характерного для кинокартин шестидесятых, третья работа Лиозновой была высоко оценена не только советскими зрителями, но и зарубежными. Она получила первую премию Международного кинофестиваля авиационных и астронавтских кинокартин в Довилле.
После успеха «Им покоряется небо» вновь вернулась к житейским драмам в своей работе Татьяна Лиознова. Фильмы, которые она сняла в ближайшие четыре года, как и «Евдокия», рассказывали о радостях, горестях и душеных метаниях обычных советских людей.
Кинокартина 1965 г. – «Рано утром» – рассказывала о непростой судьбе двух сирот – Алеши и Нади, которые, несмотря на сложную жизнь, смогли вырасти достойными и счастливыми людьми.
После этой киноленты Лиознова сняла самый известный свой фильм шестидесятых – «Три тополя на Плющихе».
За эту картину режиссер получила премию в Аргентине. А для отечественных зрителей лента «Три тополя на Плющихе» на многие годы стала любимой.
«Семнадцать мгновений весны»
Несмотря на грандиозный успех последней ленты, следующие несколько лет ничего не снимала Татьяна Лиознова. Биография этого периода не особо известна широкой общественности. Возможно, режиссер в эти четыре года не могла найти для себя интересного проекта.
Однако в 1971 г. она взялась за военный телесериал о советском разведчике Штирлице, действовавшем в самом сердце руководства фашистской Германии. Работа над проектом длилась почти три года. Татьяна Лиознова смогла задействовать в нем лучших артистов современности.
Главная роль была отдана Вячеславу Тихонову, с которым режиссер была знакома еще по работе в «Молодой гвардии». Однако сама Татьяна Михайловна мечтала снять в этой роли Арчила Гомиашвили, с которым на тот момент у нее были близкие отношения. Однако худсовет забраковал Гомиашвили, в первую очередь из-за его неарийской внешности, и утвердил Тихонова. Несмотря на это обстоятельство, неприязни к исполнителю главной роли Татьяна Лиознова не испытывала, и они отлично сработались.
Интересная история была с назначением Леонида Куравлева на роль Курта Айсмана. Сам Леонид Вячеславович был сильно удивлен приглашению на съемки в этом проекте, поскольку на то время был известен в амплуа простого рубахи-парня. Однако Лиознова заявила, что отдаст ему роль Гитлера. Старательно приготовившись к этому, артист в результате стал Айсманом и впервые показался на экране с родной лысиной, без парика.
Леонид Броневой, исполнивший Генриха Мюллера, до «Семнадцати мгновений весны» был малоизвестен в кино и даже сомневался, потянет ли сниматься у самой Лиозновой. Однако, преодолев все сомнения, от прекрасно сыграл и стал настоящей легендой для советских зрителей.
Еще одной находкой Татьяны Михайловны для этой картины стал Евгений Евстигнеев (профессор Плейшнер). Хотя режиссер работала с ним в «Им покоряется небо», однако у окружающих были огромные сомнения, впишется ли он в актерский ансамбль. Евстигнеев не только хорошо сыграл, но и, наряду со Штирлицем и Мюллером, стал героем многочисленных анекдотов.
После премьеры кинокартины «Семнадцать мгновений весны» она моментально превратилась в культовую и была осыпана похвалами и наградами. К сожалению, саму Татьяну Лиознову и автора сценария – Юлиана Семенова – так и не наградили Государственной премией СССР. Режиссер утверждала, что причина кроется в ее еврейском происхождении.
Невероятный успех этого проекта был обусловлен тем, что в ленте впервые фашисты были показаны не как звери или недоумки, а как обычные люди со своими слабыми и сильными сторонами. Это был рискованный шаг, ведь ранее такого себе не позволял ни один режиссер в СССР. Смелое и весьма удачное новаторство Татьяны Михайловны позже было использовано другими режиссерами, снимавшими картины о войне, в частности Олегом Биймой («За ночью день идет…»).
Кинокартины «Мы, нижеподписавшиеся» и «Карнавал»
Несмотря на фантастический успех многосерийного проекта о Штирлице, снова взяла почти на семь лет творческий перерыв Лиознова.
Следующий ее кинофильм вышел на экраны лишь в 1980 г. и назывался «Мы, нижеподписавшиеся». Татьяна Лиознова на этот раз попыталась поработать в непривычном для себя жанре – производственной драме, собрав в этом проекте целую плеяду известных актеров.
Кинолента получилась вполне достойной, хотя и более слабой, нежели ранние работы режиссера.
Не успели закончиться послесъемочные работы, как взялась за постановку новой картины («Карнавал») по написанному ею сценарию Татьяна Лиознова.
Биография, личная жизнь режиссера и годы непосильного труда ради достижения своей цели – все это легло в основу истории Нины Соломатиной.
На главные роли в этом проекте Лиознова пригласила некоторых артистов, с которыми работала над лентой «Мы, нижеподписавшиеся»: Ирину Муравьеву, Клару Лучко и Юрия Яковлева.
Последняя работа Лиозновой
После невероятного успеха «Карнавала» режиссер взялась за адаптацию пьесы драматурга из США – Артура Копита – «Конец света с последующим симпозиумом». Татьяна Лиознова написала на ее основе собственный сценарий и в 1986 г. начала съемки.
Однако этот проект постоянно преследовали неудачи. Сначала умер оператор П. Катаев, и пришлось искать ему замену. А когда лента была готова, в СССР поменялась политическая ситуация, и картина, критикующая США, уже была неактуальной.
Несмотря на то что картина оказалась фактически ненужной, она была очень неплохо снята и, выйди она чуть раньше, возможно, стала бы успешной.
«Конец света с последующим симпозиумом» стала последней кинолентой, которую сняла Татьяна Лиознова.
«Дожить до светлой полосы. »
После распада СССР режиссер более не снимала кинокартин. Однако, будучи невероятно активной личностью, не сидела сложа руки. Так, она много участвовала в общественной деятельности, пока ей позволяло здоровье.
Будучи очень гордой женщиной, она старалась не просить ни у кого помощи. К счастью, близкие друзья помогали ей по мере сил.
В 2004 г., к моменту 80-летнего юбилея, о режиссере сняли документальный фильм «Дожить до светлой полосы. Татьяна Лиознова», в котором она рассказывала о себе и своей творческой судьбе.
В 2011 г. Татьяны Михайловны не стало. Она была похоронена рядом с матерью.
А в 2016-м на фасаде здания киностудии им. М. Горького, где она проработала сорок лет, была помещена мемориальная доска с ее портретом.
Татьяна Лиознова: личная жизнь
Что касается личного, то, хотя Татьяна Михайловна пользовалась у мужчин популярностью, замуж она так и не вышла. Об именах своих поклонников женщина не очень распространялась, но известно, что за нею ухаживали несколько именитых режиссеров и легендарный Арчил Гомиашвили.
Почти всю жизнь женщина прожила вместе с матерью, которая после смерти отца так и не вышла повторно замуж. С мамой у Татьяны Лиозновой всегда были очень близкие отношения, поэтому, когда та состарилась и много болела, дочка отказывалась от участия во многих проектах, чтобы ухаживать за нею.
Собственных детей у Лиозновой не было. Однако в шестидесятых погиб ее близкий друг – летчик Василий Калашенко, и режиссер удочерила и вырастила его осиротевшую малышку Люду.
Занимательные факты
- Отчество Татьяны Лиозновой – Михайловна – взято ей вместо родного (Моисеевна) из-за того, что к евреям в СССР тоже относились не очень хорошо.
Татьяна Лиознова была человеком удивительного таланта. Очень жаль, что из-за нелепых обстоятельств она сняла всего девять картин, однако даже этим она обессмертила свое имя на века.
Источники:
http://24smi.org/celebrity/9770-tatiana-lioznova.html
http://pickfilm.ru/video/actor/tatyana-lioznova/1.html
http://www.syl.ru/article/285025/new_tatyana-lioznova-filmyi-biografiya-foto-i-interesnyie-faktyi