10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Эссе по обществознанию на тему мораль – моральный выбор человека примеры из СМИ

Выбор моральный — это ответственность. Ситуация морального выбора

Добро и зло. Эти два понятия сопровождают человека на протяжении всей его жизни. С момента осознания себя как личности человек идет к пониманию того, что такое выбор моральный. Это то, что сопровождает личность фактически на каждом этапе жизненного пути и показывает уровень ее морального развития.

Выбор как часть человеческой жизни

Каждый день человек стоит перед выбором. Можно сказать, что мы ежедневно решаем множество задач, связанных с проблемой выбора. Философы считают, что данная проблема является неотъемлемой частью любой человеческой деятельности. Конечно, мы не каждую минуту принимаем судьбоносные решения, но именно из этих маленьких шажков складывается длинная жизненная дорога. Поэтому можно сказать, что каждую секунду своего существования мы выбираем себе будущее. Что ж, эта теория имеет право на существование. Впрочем, как и многие другие. Ведь вопрос выбора стоит в философии и этике очень остро. Особенно это относится к такому понятию, как выбор моральный. Это является основополагающим моментом нравственности и системы ценности человеческого общества. Данную тему хочется рассмотреть более детально.

Выбор моральный — это что такое

Любой выбор предполагает активность субъекта ситуации. А вот выбор моральный — это оценка системы ценностей и принятие решения в пользу одной из них в определенных ситуациях. В более широком смысле это понятие воспринимается как проблема борьбы добра со злом, решение в пользу темной или светлой стороны.

Моральный выбор людей в пользу той или иной стороны не всегда является постоянной величиной, в повторяющихся схожих ситуациях субъект может принять совсем иное решение. Это обуславливается его нравственными ценностями и полученным опытом. К тому же стоит учитывать и условия, в которых воспитывался индивид. Ведь в каждом социуме существуют свои границы добра и зла. То есть в случае, когда два субъекта ситуации производят выбор в сторону добра, это могут быть абсолютно разные направления в системе морально-этических норм.

Ответственность морального выбора

Моральный выбор — это ответственность, которую будет нести индивид после принятия своего решения. Данная ответственность является непосильной ношей для многих представителей социума, поэтому они стараются уклониться от принятия того или иного решения. Но в любом случае каждый человек хотя бы один раз в жизни оказывается перед моральным выбором, который вскрывает все его этические и психологические деформации. Ведь в подобных ситуациях индивид должен идентифицировать себя с какой-либо социальной группой, причем с самой яркой и характерной ее частью.

Если учитывать тот факт, что моральный выбор — это ответственность, то можно уверенно заявить, что, попадая в данную ситуацию, ее субъект должен продвинуться в своем нравственном развитии на определенную ступень.

Нравственная составляющая индивида

Чтобы понять, что такое моральный выбор, требуется понять, что именно мотивирует человека принять определенное решение. В философии определяющей считается нравственная составляющая личности. Ее можно представить в виде скана его души, в котором отображаются все цели, способы их достижения, приоритеты и смысл жизни данного конкретного индивида. Именно нравственная составляющая дает оценку поступков других людей и своих собственных, в том числе. Она характеризует личность как положительную или отрицательную в призме определенных действий. Стоит понимать, что в случае отдельного человека эта оценка весьма субъективна, но вот в иных ситуациях она может показывать моральное сознание всего социума в целом.

Моральное сознание индивида

Общественное сознание имеет множество форм. Но одной из самых важных является моральная составляющая общественного сознания. Оно представляет собой некий цемент, который закрепляет правила морали и этики в конкретном социуме, определяет оценочные критерии поведения людей. Стоит отметить, что моральное сознание является статичной величиной, и включает в себя принципы и совокупность этических норм, принятых в социуме.

Объекты морального выбора

Не стоит рассматривать проблему выбора, не отметив объектов данного процесса. Их можно представить в следующем виде:

  • индивид;
  • отдельная группа людей;
  • социальная структура;
  • многочисленная прослойка общества или класс.

В любом случае индивид должен принять решение в пользу кого-то. Это может быть выбор между субъектом и группой либо решение, которое вообще не затрагивает интересы субъекта, и касается группы других людей.

Ситуация морального выбора

Встав перед моральным выбором, человек попадает в ситуацию морального выбора. Она может существовать только в случае нескольких вариантов принятия решения. Причем каждый из вариантов должен быть понятен индивиду и поддаваться разумному объяснению.

Читать еще:  Галина юдашкина в контакте — куда уходят нерожденные дети?

Ситуация морального выбора не предполагает безграничного количества вариантов решений, они не могут выходить за пределы понимания добра и зла. Это является непременным условием сложившейся ситуации, в противном случае выбор не может быть отнесен к моральному.

Свобода морального выбора

Стоит отметить, что проблема выбора имеет ряд особенностей и заданных условий, вне которых ситуация полностью перестает существовать. Моральная свобода выбора является непреложным условием ситуации. Индивид должен принимать решение, основываясь только на своих собственных представлениях и учитывая шкалу ценностей, никто не должен оказывать на него давление и создавать специальные рамки.

Свобода выбора складывается из полученной возможности принять решение и реальной способности совершить то или иное действие для того, чтобы обозначить свою позицию.

Условия морального выбора

Выбор между добром и злом требует четкого соблюдения условий, они являются основой предложенной ситуации и делают ее статичной, несмотря на массу вариантов решения:

1. Диапазон возможностей.

Каждый индивид должен осознавать и оценивать все варианты выбора и их последствия. Если по разным причинам он не имеет возможности провести объективный анализ, то выбор не в полной степени отразит моральные ценности и устои индивида.

2. Социальные условия.

Каждый человек всегда совершает выбор в пределах своего социального класса, где приняты те или иные нормы поведения и ценности. Это позволяет принять решение рационально, относя себя к определенной группе.

3. Понимание необходимости выбора

Индивид должен четко осознавать, что он следует своим принципам и моральным нормам, а не принимает решение потому, что так поступают все, либо не поступает никто.

При соблюдении всех этих нюансов индивид становится субъектом ситуации.

Моральный конфликт

Существуют ситуации, когда моральный выбор вытекает из определенных обстоятельств, не приводящих к однозначной победе добра над злом. Данную проблему называют моральным конфликтом. Индивид попадает в него, когда в предложенных обстоятельствах принятое решение станет злом в другой шкале морально-этических норм и ценностей. В такой ситуации личность не может решиться на тот или иной вариант.

Выбор при моральном конфликте может быть обусловлен только сугубо личными моральными ценностями индивида. В этой ситуации на второй план отходят нормы, принятые в социуме, и личность остается один на один со своими принципами. Довольно часто при такой проблеме можно говорить о зрелости личности в целом, полученный жизненный опыт и совокупность закрепленных норм станут тем, что послужит мотивацией для принятия решения.

Эссе на тему “Мораль в действии: нравственный поступок”

Никогда не угаснут, не устареют, не утратят большого значения рассуждения на старую добрую тему морали и нравственности.

Рассмотрим слово «мораль» в его этимологическом корне: латинское слово «mos» (или, множественное число «mores»), обозначает «нрав», «закон», «правило». Понятие «нравственность» пришло в наш язык наряду с заимствованием термина «мораль», как более понятное толкование нрава. И эти, неписаные в официальных законах правила, призваны упорядочить отношения между людьми, формируя нравственное сознание и моральные убеждения каждой личности в отдельности и общества в целом. Они скорее даже являются одним из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального бытия. Моральные нормы и правила формируются и развиваются в ходе исторического становления общества, они основаны на исторических, культурных, социальных, экономических традициях. Следовательно, мораль, нормы морали и моральное сознание зависят от типа общества и присущих ему стандартов естественности. Мораль объединяет людей по определенным чертам в народ. Поэтому у каждого народа своя мораль, она оттачивается в ходе истории индивидуально, отображая историю и судьбу своего народа, который на практике проверяет плодотворность и работоспособность моральных норм. И пусть с каждым новым поколением мораль и нравственность меняют свой облик, главное, чтобы ими руководствовались в своих поступках, знали о принятых моральных правилах каждого народа. Помнили о прошлых нормах морали, что просто, для общего развития полезно. Иначе, хаос.

Сейчас перед нами стоит острая проблема в истинности, некой двуликости наших нравственных поступков. Все горазды рассуждать, горячо спорить по вопросам морали, но мирно решить спор, не завязывая конфликта нам становится всё труднее. Проблема в том, что мы готовы с дикими воплями отвоёвывать свой нравственный образ, не обращая никакого внимания и должного уважения на моральные ценности собеседника. Но порядочность – она в поступках, а не на словах! Также в стремительном ритме жизни мы забываем о воспитанности, о том, что добрые поступки состоят в мелочах!

Меня волнует, что в нашем поколении, новом обществе, все хотят выглядеть такими нравственными, правильными, что готовы поскорее выдать партию громких слов, не разобравшись в том, о чём рассуждают. Социальные сети заполнены восклицающими фразами защитников деревьев, оскорблениями в сторону строителей под новостью о том, что сквер в Студгородке вырубается. На самом-то деле, даже у строителей болит душа за каждое срубленное дерево. Но деревья ведь уже старые, а необходимость в постройке новых общежитий студентам очень велика! В том, как это важно, а также что после застройки посадят ещё больше новых деревьев, никто не разобрался. Но зато образ у комментаторов такой добрый, нравственный, он громкими словами отстаивает в интернете судьбу каждого дерева. А пока он всё это пишет, комфортно рассиживая в салоне общественного транспорта, рядом стоит усталая старушка. Но наш комментатор старается упорно её не заметить, оттого, что трудновато стоять и раскачиваться от движения машины, пока он защищает деревья в дискуссии.

Читать еще:  Техника плавания кролем пошагово, видео, поворот на спине

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Не только этично, но даже эстетично и прекрасно рассуждать о нравственном поведении. Ведь это есть осмысление каждым человеком реалий окружающего мира, которое выливается в систему поступков. Поведение является реализацией нравственных ценностей, принятых в обществе: добра, свободы, справедливости, взаимопомощи и других. Наряду с нравственным поведением существует безнравственное, строящееся на ненависти и несправедливости. Нравственное поведение реализует совокупность нравственных стремлений человека, в то время как безнравственное разрушает его личность. Нравственное поведение всегда определяется уровнем моральности личности, которая представляет собой систему ценностей и духовных устремлений человека. Главными факторами нравственного поведения становятся моральные убеждения личности, уровень ее культурного развития и волевой настрой. Таким образом, нравственное поведение определяет жизнь личности и воплощает ее понятие о добре и зле, справедливости и счастье через систему поступков в обыденных житейских ситуациях.

Когда в обществе нравственные взгляды расходятся с поступками, это порождает самые негативные настроения, события, способствует деградации как современников, так и их потомков. Мы уже погрязли в яме лицемерия чиновников, на время выборов распускающих свой павлиний хвост, в перьях которого обнаруживается доселе «незаметная» забота о стариках и инвалидах, о детях и студентах. Всеми цветами радуги начинают переливаться громкие заявления сделать мечты рабочего населения явью. Накормленные сытными обещаниями, люди делают то, единственное ради которого так сильно старался кандидат: ставят заветную галочку в избирательном бюллетене и… вот уже новоизбранный депутат расписывает планы своих закулисных действий и скорейших длительных отпусков. А в народе-то вспыхивают сильные озлобленные чувства от раздавленного уважения, доверия и справедливости. Есть ещё один пример, когда люди вышестоящих должностей под видом заботы о беспризорных детях просто откупаются дорогими подарками от них. В Солнечном районе г. Красноярска построилось новое, девятиэтажное общежитие для детей из детского дома. При чём, очередное. Из дома, который ещё нёс хорошую службу, дети были переселены в новостройку. Получилось так, что множество квартир, которые остались пустыми, стали сдаваться городским жителям. Но им несладко пришлось соседство с беспризорниками: подумать только что они там вытворяли! Так, из за непродуманности действий и лени спонсоров, всё получилось, как всегда: дом опять подарили, а воспитание то нормальное дать детям забыли. Начинаем с одного, а на выходе получаем совсем иное, так как почему-то за «золотыми» словами забываем о ценности действий, которые необходимы именно сейчас.

Поступить по уму труднее, чем в красках расписывать, как что-то делать. Поэтому, с другой стороны, это явление полезно тем, что помогает увидеть, кто тут настоящий герой, кто на самом деле готов трудиться, а кто пустой сказочник.

Из всего вышесказанного ясно, что нравственные поступки – свет, а неподкреплённые ими умные слова – тьма. В действиях – сила! Люди, поступки которых не расходятся с их словами, всегда были в цене. К таким хочется тянуться, им хочется верить и полагаться на них. И чем больше нас таких будет, тем выше будет уровень развития и культуры. Непонимание сути нравственности в современном мире – есть недопустимое загнивание общества. Следует вернуть понятиям морали и нравственности их подлинное первоначальное значение – только так возможно построение разумного, а значит, мирного, человеколюбивого и материально обеспеченного общества на земле.

Моральный выбор — это ответственность (8 класс)

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Тема: Моральный выбор – это ответственность

Цель урока: Подвести обучающихся к осознанию необходимости нравственного выбора для человека в различных жизненных ситуациях

Образовательные: расширить, систематизировать и углубить знания о морали как регуляторе общественной жизни, на примерах рассмотреть и проанализировать ситуации морального выбора.

Развивающие: продолжить развитие у обучающихся умений анализировать ситуации с позиции морали, решать проблемные задачи, критически их осмысливать, вести диалог, рассуждать и делать выводы, актуализировать ранее изученное; умение анализировать свои поступки, события; умение приводить примеры различных жизненных ситуаций; развитие коммуникативной компетентности.

Воспитательные: способствовать формированию у обучающихся нравственных качеств, чувства моральной ответственности, неприятия зла и аморального поведения; при работе в группах – воспитывать чувство коллективизма и взаимоподдержки, уважения к мнению другого человека.

Оборудование: Презентация, 2 яблока, 5 галетных печенюшек, зонт, распечатанные ангел света и тьмы.

Проверка домашнего задания : ответы на вопросы письменно –

Напишите примеры вашего долга в семье, школе, в обществе.

Чем отличается моральный долг от общественного?

3. Беседа с детьми:

Назовите моральные нормы? (не лги, не предавай, помогай нуждающимся, уважай старших, уступай место)

Что такое свобода?

Что такое ответственность?

Что такое выбор?

У каждого из нас есть выбор в той или иной ситуации. На что мы опираемся, когда делаем выбор?

Вызвать 2х детей к доске и проиграть ситуацию. У тебя два яблока, к тебе в гости пришел друг, и у тебя возникает выбор. Дать, не дать, если дать, тогда какое?

Читать еще:  Прививка от столбняка когда делают детям: вакцина противостолбнячная

Наглядно перед детьми мы показываем ситуацию: Отправилось 3 ребят собирать малину в лес. Но заблудились. Целый день они бродили. Сил нет, голодные, холодные, мокрые, ужасно уставшие. Они сели отдохнуть. И один полез в рюкзак. Ой, он вспомнил, что перед самим выходом из дома бабушка успела положить 5 галетных печенюшек в рюкзак. Перед этим ребенком стоит выбор? Что бы вы сделали на его месте?

Что такое моральный выбор. Давайте запишем что такое моральный выбор. Моральный выбор – это сознательный акт принятия индивидом нравственного решения в определенной ситуации.

Верующие люди представляют выбор хорошего и плохого в виде злого демона и агнела, которые сидят на плечах людей, и говорят в уши, что делать. Но только от человека зависит, что же он в конечном счете выберет.

Представим ситуацию ( к доске выходят двое друзей — зонт): Идет проливной дождь, только у одного есть зонт. Ребята идут со школы всместе, но они живут далеко друг от друга. Под одним зонтиком они прошли к повороту, где обычно расходятся в разные стороны по домам. Предположите, какие могут быть варианты действий?

(Здесь можно развернуть сценку, пусть тот, у кого зонт, очень спешит домой, так как с мамой идут в гости на день рождение, можно показать сомнения в виде двух ангелов, сидящих на плечах – их можно распечатать).

Показать видео с новостями про Рэйчил Бэквис

https://www.1tv.ru/news/2012/03/12/96620-v_ssha_malenkaya_devochka_pogibshaya_v_dtp_pomogla_sobrat_milliony_chtoby_pomoch_drugim_lyudyam

Кто такая Рэйчел Бэквис

Маленькая девочка, 9 лет, но с очень большим и добрым сердцем проживала в городе Сиэтл, США.

Даты жизни : 12/06/2002 — 23/07/2011

Однажды в Сиэтл приехал руководитель благотворительной организации «Charity: water» Скотт Харрисон. В своей лекции, на которую пришла Рейчел, он рассказывал, как в беднейших странах люди страдают от нехватки питьевой воды. Девочка была шокирована кадрами, на которых люди пьют грязную воду из луж и болот, чтобы потом умереть от подхваченной инфекции.

Рэйчел уговорила родителей не приглашать никого на её 9-й день рождения, и попросила своих друзей перечислить деньги, которые пошли бы на подарок, на её страничку в фонде «Charity: water». Там она собирала средства для постройки колодцев, чтобы обеспечить жителей Африки, страдающих от нехватки чистой питьевой воды.

Целью девочки было собрать сумму в 300 долларов, которая, по расчётам фонда, смогла бы спасти жизни 15 человек. Ранее Рэйчел также занималась благотворительностью, дважды отращивая и состригая волосы, с тем, чтобы отдать их на парики для детей, потерявших волосы от онкологических заболеваний.

Однако, экономя на подарках, девочке удалось собрать только 220 долларов.

Через полтора месяца с момента открытия благотворительной страницы произошла трагедия: на шоссе в Сиэтле столкнулись 13 автомобилей. Единственной жертвой этого ДТП стала Рэйчел Бэквис.

Подключённая к аппаратам жизненного обеспечения, девочка не приходила в сознание. Ища способ оказать поддержку, родственники, друзья семьи или просто знакомые стали жертвовать небольшие суммы денег на страницу Рэйчел, располагавшуюся на сайте благотворительной организации «charity: water». Сумма пожертвований начала стремительно расти, привлекая внимание общественности. После того как стало очевидно, что Рейчел в сознание не придёт, жизнеобеспечивающее оборудование было отключено.

Поступок Рэйчел и её трагическая судьба вызвали большой резонанс среди американской общественности. В октябре 2011 года, когда акция по сбору средств была окончена, выяснилось, что 31 997 человек со всего мира пожертвовали 1 265 823 доллара. 300 долларов, которые хотела собрать Рейчел, смогли бы спасти от смерти полтора десятка человек. На собранную сейчас сумму можно провести питьевую воду во многие африканские деревни и спасти жизни около 60 000 человек.

Анализ просмотренного видео. Как связать этот случай со свободой выбора и ответственностью человека?

Как воспитать в себе ответственность?

Про кого так говорят: «Он человек ответственный»? (ответы учащихся)

Важно с ранних лет вырабатывать в себе твердую моральную ответственность, уметь содействовать добру и противостоять злу.

Что для этого нужно?

1.Надо стараться вести себя дисциплинированно, не нарушать требований, которые предъявляют учителя, родители, другие взрослые, а также требования, которые вы сами себе предъявляете.

Казалось бы, как просто: не делай того, что нельзя. Но многое мешает нам быть дисциплинированным (насмешки приятелей, несобранность, дурные привычки). Но все можно преодолеть, если захотеть.

2.Ответственным станет тот, кто осознает значение этого качества характера для себя и для всех людей. Таких людей уважают. Это надежные друзья, на них всегда и во всем можно положиться.

3.Нужно научиться контролировать себя. Для этого полезно спрашивать себя: правильно ли я поступил? Не принес ли я своим поступком вреда? Не подвел ли я кого-то своей необязательностью?

— Что мешает стать ответственным? (самооправдание, иногда достигает чудес изобретательности)

Работа с учебником с. 76. быть или называться

Рефлексия. Что в вашем понимании моральный выбор?

Домашнее задание . Написать эссе на тему : «Быть и казаться», либо «Мораль начинается там, где кончаются разговоры», либо «Даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым все -таки выбираю».

Источники:

http://www.syl.ru/article/300164/vyibor-moralnyiy—eto-otvetstvennost-situatsiya-moralnogo-vyibora
http://nauchniestati.ru/bank/primery/jesse-na-temu-moral-v-dejstvii-nravstvennyj-postupok/
http://infourok.ru/moralniy-vibor-eto-otvetstvennost-klass-1348047.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×