6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое экология для детей?

Что такое экология для детей?

Прежде, чем рассказать детям об экологии, надо сначала поговорить с ними о природе.Природа — это солнце, звёзды, воздух, вода. Это деревья, птицы, звери, бабочки. И человек — это тоже часть природы.

Но природа — это не беспорядочный набор живых и неживых предметов и явлений.

Природа — это единый дом, в котором все нужны друг другу: от огромного Солнца до самой маленькой мошки.

А экология — это наука о законах жизни природы.

В переводе с греческого языка это слово означает «экос» — дом, «логос» — наука. То есть экология — наука о доме.

Главный закон экологии — всё связано со всем.

Природе нужны зайчики и волки, ядовитые грибы и съедобные, красивые бабочки и кусачие комары.

А ещё дождь, снег, и чистый воздух.

Но человек не может жить , не используя богатств природы. И именно экология учит, как можно использовать природу, не нанося ей ущерба.

Много-много лет люди брали у природы всё, что хотели, не задумываясь о последствиях.

Поэтому природе сейчас нелегко: исчезло немало разных видов животных и растений, а другие именно сейчас находятся на грани вымирания.

Вместо лесов появились пустыни, высохли озёра и реки, и даже целое море — Аральское.

Природе плохо и ей надо помочь.

Леса, луга, реки, озёра — это наш общий дом, а животные и растения — наши соседи на планете Земля.

Надо жить в мире и согласии со своими соседями.

Ко всему, что движется, и растёт нужно относится бережно.

Помни простые правила поведения в природе:

  • Не лови и не приноси домой здоровых детёнышей лесных зверей и птиц.
  • Береги лягушек, жаб, головастиков, они поедают большое количество насекомых, с которыми человеку приходится бороться.
  • Не убивай никаких змей — они тоже нужны природе. ( Если , конечно, никому не грозит смертельная опасность).
  • Не лови бабочек, стрекоз, жуков, они тоже нужны природе.
  • Не разоряй в лесу муравейники, муравьи — санитары леса.
  • Не ломай веток на деревьях.
  • Не оставляй за собой мусор на природе.

Если все люди будут относится хорошо к окружающему их миру природы, то Земля будет кормить человека ещё много-много веков.

Расскажите своим детям об экологии и сами не забывайте об этом, если хотите пить чистую воду, купаться в озёрах и реках, дышать чистым воздухом, питаться здоровой пищей.

Самые редкие животные в мире.

Рыжий волк (Canis rufus) сильно пострадал от предрассудков фермеров восточной части США, где он обитает. По мнению фермеров, волк – причина абсолютно всей порчи скота. На самом же деле эти выводы были многократно преувеличены. Такое интенсивное истребление привело к практически полному исчезновению рыжих волков. Из трех подвидов этого вида два уже вымерли, остался лишь Critically endangered. Этот подвид занесён в Международную Красную книгу. К началу 21 века численность рыжего волка ограничивалась 270 особями.

Флоридская пума (Puma concolor coryi) – единственная пума, занесенная в Красную книгу. Основная причина вымирания, конечно же, — человек и его деятельность. Этот подвид обитает в США (штат Флорида).

Дальневосточный леопард (Panthera pardus orientalis ) – еще одно редкое животное. Как у большинства исчезающих видов, причиной упадка численности этих прекрасных зверей стала деятельность человека. Люди, поселившиеся на землях дальневосточных леопардов, вытеснили их, а зверей, не пожелавших уйти, истребили. Вот и результат: численность дальневосточных леопардов сократилась до 30 особей в России и около 10 в Китае.

Яванский носорог (Rhinoceros sondaicus) встречается только в природе. Содержать этих животных в неволе ещё никому не удалось. Да и, вероятно, уже никому не удастся, ведь яванских носорогов осталось меньше 60-ти особей, а нелегальная охота на них продолжается…

Золотистый лемур (Hapalemur aureus), долгое время не встречался исследователям, пока в 70-х годах учёные не наткнулись на одну популяцию этих животных. Впоследствии было обнаружено ещё несколько популяций, но общее число всех золотистых лемуров, эндемиков Мадагаскара, не превышает 130 особей. Эти лемуры зависят от бамбука, поэтому его вырубка наносит большой вред этим зверькам.

Квинслендский вомбат (Lasiorhinus krefftii) – ночное растительноядное млекопитающее. Уничтожение естественной среды обитания привело к тому, что квинслендские вомбаты остались только в охраняемой зоне – Национальном парке Квинсленда – в количестве около 113 особей.

Голубой ара (Cyanopsitta spixii) больше не встречается в дикой природе. Все оставшиеся представители этого вида содержатся в неволе у частных коллекционеров. Последний дикий самец исчез не так давно – в 2000 г. Попытки восстановить численность голубых ара в их естественной среде не удалась во многом из-за того, что причина уменьшения численности птиц не устранена — браконьеры, вырубка лесов и африканские пчёлы, занявшие дупла для гнездования голубых ара. Тем не менее, работы по спасению вида продолжаются. В 2007 г в неволе содержалось 90 птиц, а в 2010 уже 105.

Нелетающий попугай какапо (Strigops habroptilus) – представитель ночных токовых птиц, обитающий в Новой Зеландии (её эндемик). Эти птицы становятся крайне редкими в основном из-за завезённых хищников (крыс, кошек и других) и копытных, а также деятельности человека. Несмотря на то, что вольерное содержание какапо переносят хорошо, разводить их в неволе трудно, так как эти птицы не образуют пар. На сегодняшний день существует около 62 какапо.

Японский, или красноногий ибис (Nipponia nippon). Эти птицы настолько редкие, что даже определить их численность и природоохранный статус очень сложно. Известно, что в начале 20 века их было около 100. Дальнейшие сведения (ближе к 50-м годам) говорили о резком снижении численности (примерно 27 птиц). Данные 60-х годов свидетельствуют о продолжающейся тенденции к снижению числа особей. Новых данных о японских ибисах нет, поэтому принято считать, что сегодня в мире существуют от 6 до 20 особей этих птиц.

Деятельность человека и его неосторожное вмешательство в природные экосистемы стали причиной гибели тысяч видов животных по всему миру. Тенденция такова: в год исчезают значительно большее количество видов животных, чем открываются учёными.

Экология для ребенка: мероприятия, викторины, стихи, сценки. Как рассказать детям об экологии

Экология для ребенка ассоциируется с цветами, растениями, домашними животными. Прежде чем осуществлять экологическое просвещение, необходимо поговорить с детьми о звездах, воде, воздухе, солнце.

Экология для детей дошкольного возраста – это бабочки, кузнечики, муравьи, красивые цветочки.

Наука о жизни

Природа является общим домом для всех живых существ. Человек должен бережно относиться к ним, не допускать разрушения гармонии и единства.

Экология для ребенка – сложный предмет, поэтому воспитатель во время занятий рассказывает о ее важности, значимости. Педагог отмечает, что между комарами, бабочками, съедобными и ядовитыми грибами, волками и зайчиками есть связь.

Детские поэты о природе

Замечательные стихи про экологию для детей есть у Бориса Заходера. Вот отрывок его произведения:

Не меньше нужны, чем слоны…

Человек не может жить в современном мире без применения природных богатств. Эти стихи про экологию для детей – повод задуматься о том, что именно от человека зависит красота и гармония в природе.

Игра по станциям

Предлагаем сценарий по экологии для детей младшего школьного возраста. В рамках декады экологии можно провести интересную игру по станциям.

Путешествие в страну «Экоголиков» начинается с разделения ребят на четыре команды. Они выбирают капитана, придумывают название и эмблему, связанную с экологией.

Каждой группе вручается маршрутный лист, в котором указана последовательность прохождения «экологической тропы». Дети должны ответить на все вопросы, тогда они смогут попасть в страну «Экоголиков».

Первая станция под названием «Звуки природы»

Ребята должны угадать пение соловья, воробья, сороки, вороны. За каждый правильный ответ они получают по одному баллу.

Вторая станция называется «Угадай меня»

Ребятам предлагаются загадки, посвященные живой природе:

  1. Желтое и теплое, но не цыпленок (солнце)..
  2. Зимой и летом одним цветом (елка).
  3. Красная Наташка в зеленой рубашке (клубника).

За правильный ответ команде начисляется по 1 баллу. Викторина по экологии проводится старшеклассниками.

Третья станция — «Береги лес!»

Ребятам предлагается викторина по экологии, посвященная правилам поведения в лесу. Ребята рассказывают, что можно, а что нельзя делать во время прогулки по лесу.

Четвертая станция — «Перевоплощение»

Каждой группе предлагается представить себя в роли птицы или зверя, показать особенности поведения. Присутствующие должны отгадать, какой образ представляет член команды.

Завершается мероприятие для детей по экологии подведением итогов, награждением, вручением призов, грамот, подарков.

Правила поведения в природе

Программа «Экология для детей» предполагает проведение тематических бесед, ролевых игр, викторин, которые позволяют ребятам формировать представление о связи человека и живой природы.

Например, на одном из занятий, ребята формулируют правила поведения в лесу:

  • не ловить и не приносить домой детенышей птиц и зверей;
  • беречь лягушек, так как они поедают насекомых;
  • не уничтожать жуков, стрекоз, бабочек;
  • не разорять муравейники;
  • не ломать на деревьях ветки;
  • не оставлять на природе мусор.

Именно с этих правил начинается наука экология для ребенка. Если с раннего детства ребята будут позитивно настроены к окружающему миру, Земля станет для них другом на всю жизнь.

Для того чтобы экология для ребенка стала руководством к жизни, педагог должен рассказывать о том, как важно правильно питаться, беречь и охранять животных, пить чистую воду.

Изготовление кормушек

Каждую осень национальные парки в РФ предлагают для воспитанников детских садов и образовательных учреждений различные конкурсы в рамках «Марша парков». Например, школьниками создается сценка про экологию, которая связана с жизнью птиц. Затем вместе с родителями они создают домики и кормушки для птиц. Готовая сценка про экологию демонстрируется другим ребятам, чтобы показать важность и своевременность мер, направленных на защиту природы.

Проект «Мы выбираем жизнь!»

Тема экологии для детей старшего школьного возраста реализуется посредством проектной деятельности. Предлагаем краткое знакомство с материалом, посвященным формированию у подростков позитивного отношения к здоровому образу жизни.

  • привлечение внимания к проблеме наркомании среди молодежи;
  • выяснение уровня информированности по данной проблеме;
  • рассмотрение классификации наркотических веществ, механизма их действия на организм человека;
  • выявление причин данного явления в молодежной среде;
  • знакомство с возможными последствиями употребления наркотиков

Методы написания проекта:

  • реферативный;
  • анонимный социологический опрос;
  • исследовательский;
  • применение ИКТ

Проект направлен на повышение уровня информированности молодежи по проблеме наркомании. В нем представлен теоретический материал по классификации наркотических веществ, способам приема, механизму их действия на организм. Проект имеет практический блок — социологический мини-опрос. Рассмотрены некоторые причины явления наркомании в молодежной среде, наглядно показаны последствия употребления наркотиков.

Продемонстрирован другой образ жизни молодежи — без наркотиков (на примере деятельности исследовательского клуба), представлены наглядные фотографии ребят, которые нашли смысл своей жизни в исследовательской деятельности. Проект содержит выводы по проблеме.

Данный материал может быть использован в беседах по профилактике проблемы наркомании в молодежной среде.

Если человек будет уважительно относиться к самому себе, он сможет беречь живую природу, заботиться о растениях и животных.

Среди интересных мероприятий, которые можно предложить детям, выделим раздельный сбор мусора. К этой акции воспитатель подключает родителей своих воспитанников. Папы и мамы своим примером формируют у ребенка правильное отношение к утилизации мусора. В одну коробку укладываются бумажные отходы: бумага, картон. Вторая коробка предназначается для пластика, а третья — для металлических отходов. Подобные мероприятия способствуют формированию у подрастающего поколения ответственности за мусор, способы его утилизации, рациональность переработки.

Проект по экологии

Интересным вариантом привития интереса к экологии является проектная деятельность. Предлагаем фрагмент работы школьника «Фонтан для учителя», посвященной сохранению психологического здоровья педагогов.

Введение. Есть три вещи, на которые можно смотреть бесконечно: огонь, вода, звезды. Прозрачные струйки воды переливаются и куда-то торопятся. Такая релаксация не только приятна для души, но и благотворно отражается на здоровье. Дети могут часами играть у обычной дождевой лужи. Воздух у водоема всегда чист, свеж, прохладен. Журчание фонтана снимает стресс, успокаивает, заставляет забывать о тревогах.

Мы предлагаем внести в школу частичку живой природы, установив маленькие фонтанчики на столах школьных учителей. Такое незатейливое приспособление внесет в профессиональную деятельность педагога гармонию и покой. Помимо эстетической функции, самодельный настольный фонтан имеет и практическое назначение, ведь он является отличным увлажнителем воздуха.

В чем заключается актуальность темы? Необходимо создавать все условия для релаксации педагогов, чтобы представители этой сложной профессии могли расслабляться во время перемен, настраиваясь на новые трудовые подвиги. Настольный фонтан станет прекрасным средством для снятия стресса, стимулом для настроя учителей на позитив.

Цель работы: создание настольного фонтана для релаксации школьных учителей.

  • разработать дизайн настольного фонтана;
  • создать на базе проекта действующую модель;
  • сделать выводы и дать рекомендации по проблеме исследования

Объект исследования: свойства жидкости.

  • литературный обзор;
  • экспериментальная работа;
  • систематизация и обобщение результатов

Основная часть. Первые фонтаны возникли в Древнем Египте и Месопотамии. Изначально они использовались не только для красоты, но и для полива выращиваемых культур и декоративных растений. Вода настолько благотворно влияет на нервную систему человека, что в некоторых клиниках в качестве одного из методов лечения депрессивных расстройств используют созерцание струящихся потоков воды.

Во время сложного рабочего дня любой учитель мечтает о расслаблении, возможности забыть о своих проблемах и тревогах. Не у всех есть возможность отдыхать на берегу моря, озера, предаваться размышлениям. В качестве отлично работающего способа для расслабления мы предлагаем рассмотреть самодельный комнатный фонтан. Вода, струящаяся из такого незатейливого приспособления, способна успокаивать психику, благотворно влиять на здоровье. Настольные фонтаны способны стать и отличной профилактикой профессиональных болезней учителей, связанных с дыхательной системой. Для начала был разработан дизайн настольного средства для релаксации.

Наш фонтан состоит из бутылки с водой, трубочек от капельницы и емкости, где будет скапливаться вода. Мы выбрали струйный вариант насадки, чтобы добиться максимального увлажнения воздуха в классной комнате.

Принцип действия основан на законе Паскаля. Во время сжатия бутылки с водой вода под давлением начинает передвигаться по трубке. На другом конце трубки закреплена насадка. Вода под напором струйками выливается в емкость, декорированную нами в цветочном стиле. Для обеспечения циркуляции воды мы использовали закон сообщающихся сосудов. Для решения проблемы был сделан обратный ввод в бутылку с помощью трубочки от медицинской капельницы.

Выводы. В данной исследовательской работе приводятся рекомендации и инструкции для самостоятельного создания фонтана у себя дома для улучшения экологической обстановки и состояния здоровья человека в целом.

Заключение

Экологическое воспитание подрастающего поколения – важная задача, стоящая перед воспитателями детских дошкольных организаций и учителями общеобразовательных школ. Для того чтобы в полной мере формировать у подрастающего поколения бережное отношение к живой природе, педагоги разрабатывают программы по экологическому воспитанию подрастающего поколения. В рамках таких программ проводятся тематические классные часы, туристические походы, конкурсы, викторины.

«Экология- что это?»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Конспект ООД

«Экология- что это?»

в подготовительной группе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Экология- что это?»

в подготовительной группе.

Цель: дать детям представление об экологии как науке.

1. Учить детей любить и беречь природу, экономно расходовать ее богатства.

2. Формировать осознанное понимание взаимосвязей в природе.

3. Уточнить и закрепить название животных и растений, их своеобразные особенности.

4. Развивать логическое мышление, внимание, память, сообразительность.

5. Воспитывать у детей бережное отношение к природе, желание ухаживать за ней, защищать ее.

Активизация словаря: прогноз, экология, катастрофа.

Предшествующая работа: ознакомление с жизнь диких и домашних животных, наблюдения за птицами, животными, людьми, живой и неживой природой, установление взаимосвязей

-Дети, я расскажу вам одну историю. В одном городе Франции было очень много воробьев, они уничтожали много зерна на полях, своими испражнениями засоряли окна, дома, улицы города. И тогда, люди решили от них избавиться. Они уничтожили воробьев, но тогда развелось много комаров, которых раннее уничтожали воробьи, они стали кусать людей, что доставляло много неудобств людям. Вскоре пришлось воробьев покупать за границей, а это очень дорого. О чем можно сделать вывод, прослушав эту историю? (ответы детей). Все в природе связанно. Человек сначала должен подумать, а потом что-то делать. Конечно, всех этих неудобств можно было избежать. Просто руководителям города нужно было посоветоваться с учеными, которые занимались проблемами экологии. Их так и называют (ученые) -экологи.

-Как называются ученые, занимающиеся проблемами экологии?

Мы уже не раз рассматривали примеры взаимосвязи живой и неживой природы, связи человека с природой. Сейчас мы посоревнуемся, какой ряд приведет больше примеров взаимосвязи или взаимозависимости природы и человека. За каждый правильный ответ вы получите фишку.

— Дети приводят примеры и получают фишки. (провожу подсчет фишек)

Рассмотрев все эти примеры, мы еще раз убедились, что в природе все взаимосвязано. Наука, которая изучает каким способом растения и животные связаны между собой, и как они приспосабливаются к жизни в природе, и как они сами влияют на эту природу. Эта наука называется экология. Эта наука не только помогает нам понять природу, но и учит, как её сберечь.

Слово «экология» — греческое слово, оно получилось из двух слов «экос» -дом и слова «логос» — наука. Значит экология – это наука о доме. Но здесь имеется ввиду не дом, квартира, где мы живем, а природный дом, который есть у каждого живого существа: животного, растения, человека, все, что их окружает в природе. Наука «экология» изучает связи живых существ с тем, что их окружает, например, как животные связаны с растениями, другими животными, человеком, воздухом, водой, как одни представители живых существ зависят от других., неживой природы, как они влияют друг на друга, как зависят от природы.

-Как называется эта наука?

-Вспомните тех животных, которые спят зимой?

Они зависят от неживой природы, т. е. времени года. Мы с вами спим по ночам, ни животные, ни растения, ни люди не могут обходиться без питья, то есть воды.

-Как вы думаете, кого больше птиц или насекомых, которыми они питаются?

Конечно насекомых больше, если их будет меньше, то птицы просто погибнут с голоду. Ведь не зря осенью, птицы, питающиеся насекомыми улетают в теплые страны. Запомните, хищников всегда меньше, чем тех, кем они питаются. (можно привести пример: ежики. Совы, лисы и мыши, которыми они питаются. рысь. лев и т. д. и парнокопытные, на которых они нападают.

-Вы уже знаете. Что многие животные, растения в природе так приспособились к тому, чтобы защищаться от врагов. Приведите примеры этих приспособлений.

-Дети приводят примеры (крапива жжется, некоторые сорняки похожи на настоящие растения, скунс выбрасывает едкий запах, кошки, рысь, лев -крепкие зубы, сильные лапы, когти; парнокопытные животные имеют копыта, страус –сильные и быстрые ноги; растения в жарких странах имеют толстые листья, где собирают воду, длинный корень и т. д.)

(дети за каждый правильный ответ получают фишки. Подводится итог) .

Пойдем мы садом, полем или лугом — (дети шагают на месте).

Будем мы природе верным другом!

Если лесом будем мы идти, (ходьба на носках)

Везде посеем зерна доброты. (дети приседают, имитируют посадку зерен)

Эти зерна будут прорастать (дети медленно поднимаются)

Песню петь душе моей (прижимают руки к груди),

Природу будем охранять,

И никогда не обижать! ( опускают руки)

-Вы, я думаю, не раз слышали или видели по телевизору, как в результате аварии на судне, перевозящем нефть, случается так, что нефть выливается в море. Она покрывает поверхность воды и не пропускает воздух. В результате чего погибают животные, например, киты, дельфины, морские котики, чайки, рыба, водоросли, молюски и другие обитатели моря. Погибнут и обитатели берегов, так, как нечем питаться. Люди уже не смогут здесь отдыхать, удить рыбу. Только через много лет эти места очистятся от нефти, здесь смогут опять жить птицы, животные, растения. Такие случаи называются экологической катастрофой.

-Ежедневно и даже по нескольку раз в день мы слушаем по радио и смотрим по телевизору прогноз погоды. Что же означает слово «прогноз» (ответы детей). «Прогноз», ребята, это предсказание, то есть нам предсказывают или прогнозируют погоду на день или даже на неделю вперед. Существуют и экологические прогнозы, это когда ученые экологи предсказывают какие будут последствия в результате вмешательства человека в природу. Для этого они используют свои знания, которые они получают исследуя природу.

Экологи, например, могут предсказать, что будет, если:

-в реку сбрасывать отходы с химических заводов;

-уничтожить всех грызунов;

— ядовитые грибы уничтожить;

-истребить хищных птиц и животных.

Я предлагаю вам поиграть в ученых экологов. Вы должны будете назвать какую – либо ситуацию, а остальные дети расскажут, что произойдет в результате.

— (дети предлагают проблему)

Вот видите, сколько можно избежать катастроф, если знать заранее экологический прогноз. от многих бед человек может уберечь себя и всю природу. А многие из них получаются из-за плохого, необдуманного отношения к природе.

Рефлексия: о чем сегодня разговаривали?

В чем же значение науки экологии?

Правильно, эта наука помогает человеку поступать правильно, не навредить себе, сохранить природу.

Источники:

http://dou43.sh11-krkam.edusite.ru/p184aa1.html
http://www.syl.ru/article/395504/ekologiya-dlya-rebenka-meropriyatiya-viktorinyi-stihi-stsenki-kak-rasskazat-detyam-ob-ekologii
http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2018/03/28/ekologiya-chto-eto

Читать еще:  Как подобрать шапку по форме лица девушке, какой головной?
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector