1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что может ребенок в 4 месяца

Содержание

Развитие ребенка в 4 месяца

Физиологическое и психологическое развитие

Малыш растет и набирает вес, с каждым днем он становится все активнее. В 4 месяца мальчики весят 6,2—7,8 кг при росте 61,8—66,0 см, соответствующие показатели для девочек: 5,6—7,2 кг и 59,9—64,3 см.

Самые «быстрые» дети уже стараются самостоятельно передвигаться: они пытаются ползать, лежа на животике и помогая себе руками, или принимают позу лягушки и отталкиваются ножками. Бывает, что малышам проще пятиться назад, и они не сразу учатся ползать вперед. Многие дети умеют переворачиваться с животика на спинку или даже со спинки на животик.

Ребенок активно пользуется руками, исследуя окружающий мир. Он тянется за предметами и загребает их ладошкой. Пальчики рук у него еще недостаточно ловкие.

Новую игрушку или другой предмет ребенок должен всесторонне обследовать: схватить, положить в рот, рассмотреть со всех сторон. Ведь только так он может разобраться, как с ними играть.

Если раньше ребенок четко видел предметы, которые находились на расстоянии до 30—40 см, то теперь он может фокусировать свое зрение в зависимости от того, ближе или дальше находится интересный объект. Малыш лучше различает цвета и даже может увидеть отличия в разных оттенках одного цвета. Он радостно реагирует на появлении новых предметов и смену обстановки.

В этом возрасте ребенок различает все основные звуки и воспроизводит некоторые из них. Он может имитировать мимику мамы и папы и повторять некоторые слоги, например, «ба-ба». Еще больше ему нравится воспроизводить кашель, бормотание, пронзительный крик, и он повторяет их снова и снова, то понижая, то повышая голос. Теперь во время бодрствования ребенок уже не требует вашего постоянного присутствия рядом, давая маме передышку на несколько минут.

Он может играть со своими ручками и ножками некоторое время , повторяя одни и те же движения несколько раз. Это совершенно естественно, ведь в этом возрасте малыши обычно повторяют все действия многократно, чтобы осознать их, прежде чем приступить к освоению нового навыка. Например, кроха может говорить слог «да-да-да-да» несколько дней, не пытаясь разнообразить свой словарный запас, а потом также долго повторять «бу-бу-бу-бу».

Зеркало — любимая забава детей в этом возрасте. Малыш может подолгу любоваться своим отражением, улыбаться ему, изучать движения рук. Лица любого вида и формы завораживают детей: они с интересом разглядывают людей, кукол и даже страшные, на первый взгляд, ритуальные маски, ноо самый большой интерес ребенка вызывают мама и папа. Общаясь с родителями, кроха дергает их за волосы,гладит по голове, ощупывает лоб, нос, подбородок.

Если мама говорит, он старается залезть пальцами ей в рот, пытаясь понять, как оттуда появляются такие интересные звуки.

У малыша появляется чувство юмора: он может весело засмеяться, если папа будет корчить забавные рожицы или издавать смешные звуки, подражая животным. У маленьких детей веселье и страх тесно связаны друг с другом. Смех дает выход нарастающему напряжению, но избыточное возбуждение может напугать малыша и стать причиной слез. Только что ребенок заливался смехом, когда его щекотали и поднимали вверх, а теперь он громко плачет. Во время шумных игр необходимо внимательно наблюдать за малышом, чтобы не перевозбудить его и вовремя предложить крохе более спокойное занятие.

Безопасный дом

Родители часто оставляют детей без постоянного присмотра во время сна, поэтому необходимо убедиться, что в кроватке или коляске малыш будет в безопасности. Теперь, когда ребенок стал более активным, еще раз проверьте прочность и надежность всех элементов детского спального места.

Всегда укладывайте ребенка спать на спину. Матрас должен быть ровным и не очень мягким. Не используйте подушки, уберите из кроватки мягкие игрушки. Постельные принадлежности должны быть из гладких, «дышащих» материалов, никаких пушистых простыней и одеял.

Детский сон

В этом возрасте дети спят 16—18 часов в сутки. Единого волшебного совета «как уложить ребенка спать» не существует, однако есть некоторые общие рекомендации, помогающие успокоить малыша и настроить его на засыпание.

Перед сном искупайте ребенка в теплой ванне и сделайте ему легкий массаж: это поможет снять мышечное напряжение. Попробуйте укачать кроху на руках: возможно, он чувствует себя в безопасности, только прижавшись к маме или папе.

Некоторые дети быстрее засыпают при монотонном раскачивании в коляске или люльке. Многие дети успокаиваются, слушая тихую плавную музыку или негромкую речь, например, неторопливое чтение вслух «взрослой» книги.

Важное о здоровье

Пора заняться зарядкой! Убедитесь, что вы с малышом «бодры, веселы и здоровы» — и можно начинать. Положите ребенка на спинку, совершайте его ручками круговые движения. Потом поднимайте и опускайте ручки. Осторожно поверните малыша сначала на один бок, потом на другой. Слегка надавите руками на его животик, приподнимите ножки и слегка потрясите их. Положите ребенка на живот. Согните его ножки в коленях, потом распрямите их и разведите в стороны. Затем соедините ножки вместе. Переверните малыша на спинку. Поднимите его ручки вверх, опустите вниз, скрестите и разведите в стороны. Внимательно наблюдайте за ребенком, не дайте ему переутомиться.

Напевайте веселые «спортивные» песенки, чтобы кроха мог почувствовать ритм упражнений. В конце занятия повозитесь с малышом, слегка пощекочите его, поцелуйте и похвалите за старание.

Меню малыша

Обычно четырехмесячному ребенку достаточно 6—8 кормлений и 900—1000 г грудного молока (или адаптированной молочной смеси, рекомендованной педиатром) в сутки. Состав материнского молока меняется в зависимости от потребностей малыша. Теперь в нем содержится больше полезных жиров и минеральных веществ.

Большинству детей до шести месяцев рекомендовано исключительно грудное вскармливание. Но при необходимости ваш врач может порекомендовать более раннее введение первого прикорма. Начинать стоит с очень небольших порций: 10 г овощных пюре, если малыш хорошо набирает вес, или 10 г безглютеновых каш (рисовая, гречневая, кукурузная каша – по выбору), если малыш маловесный. Постепенно, в течение недели, увеличивайте количество прикорма до 50 г в день.

Новые блюда надо добавлять в рацион малыша поочередно, внимательно наблюдая за его реакцией на каждый продукт.

Предложите грудничку на завтрак овощное пюре из брокколи или цветной капусты. Через 7—10 дней, если кроха хорошо перенес новый продукт, можно предложить ему новый овощ.

Читать еще:  Почему трескается кожа на подушечках пальцев рук: мазь при трещинах на руках

Помните, что в этот период основным источником питательных веществ для ребенка по-прежнему остается грудное молоко (или детская молочная смесь), поэтому необходимо докармливать малыша молоком во время каждого приема пищи.

Совет месяца

Играйте с ребенком в простые игры, например, в прятки. Спрячьте лицо за ладонями рук или прикройтесь одеялом, малыш наверняка начнет радостно смеяться, когда вы неожиданно появитесь у него перед глазами. Постройте небольшую картонную горку и спускайте с нее игрушку на колесиках на глазах у малыша. Это наблюдение поможет ребенку в будущем лучше понять причинно-следственные связи между явлениями.

kaknazvat.com

Что должна уметь девочка в 4 месяца?

Не секрет, что каждый ребенок развивается по-разному, а особенно на ранних сроках своей жизни, что зависит от многих факторов, включая пол. Тем не менее существуют общепринятые нормы того, что должен уметь делать каждый ребенок в 4 месяца, а девочка это будет или мальчик – в этом возрасте не имеет особого значения, хотя некоторые отличия все же есть.

Умения ребенка в 4 месяца

Считается, что девочки начинают раньше сидеть, ползать, ходить и говорить. Такая тенденция в течение первого года жизни, действительно, имеет место. Другое дело, что речь не идет о закономерности, исключающей индивидуальные особенности развития.

Точная таблица антропометрических данных

Большое значение для контроля развития крохи имеют и антропометрические данные, которые не должны выходить за пределы, прописанные ВОЗ. Если же рассматривать средние показатели, то по физическим параметрам мальчики первого года жизни немного опережают девочек, хотя определяющую роль в этом вопросе обычно играет первоначальный вес на момент рождения, доношенность, а также наследственность.

Возвращаясь к цифрам, стоит привести среднее их значение. Для удобства специалисты представили эти параметры в виде сводной таблицы, позволяющей сравнивать физические данные мальчиков и девочек на четвертом месяце жизни.

Основные навыки

Небольшую разницу в весе и росте девочки часто компенсируют более быстрым развитием других навыков. Конечно же, и здесь случаются исключения, но если говорить о 4-месячных малышках, то в идеале к этому возрасту они уже должны уметь:

  1. Уверено держать голову в вертикальном положении. Поднимать и удерживать ее из положения лежа на животе, попутно крутя шеей и рассматривая все вокруг. Кратковременно приподнимать голову и плечевой пояс из положения лежа на спине, чтобы рассмотреть собственные ручки или окружающие предметы.
  2. Переворачиваться на живот со спины и пытаться выполнить обратное движение.
  3. Делать упор ножками лежа на животе, чтобы попытаться оттолкнуться и поползти.
  4. Удерживать в руках игрушку и всячески тренировать навык пинцетного захвата.
  5. Пытаться присаживаться при вертикальном подъеме за ручки, притом что принудительно садить ребенка в таком возрасте не стоит, дав ему возможность самостоятельно выработать это умение.
  6. Реагировать на звуки и поворачивать голову в их сторону. Узнавать родителей и близких по голосу, лицу и запаху.
  7. Проявлять весь спектр эмоций, начиная от удивления и заливистого смеха и заканчивая злостью и заходящимся плачем.
  8. Гулить и произносить протяжные гласные, а иногда и отдельные слоги, прислушиваясь к собственному голосу.

Естественно, все перечисленные навыки могут развиваться чуть раньше или позже обозначенного периода, причем как у мальчиков, так и у девочек.

При этом любое незначительное отклонение от условной нормы не является признаком патологии, особенно если ребенок здоров, бодр, весел, имеет хороший аппетит и физические параметры, соответствующие этому возрасту.

Рефлексы

Если же углубляться в каждый показатель, то, прежде всего, стоит выделить рефлекторную способность. Для 4-месячного возраста под ней подразумевается выработка таких автоматических навыков, как хватание, попытки ползания, а также рефлекс Моро.

И если с первыми двумя проявлениями все понятно, то под последним подразумевается запрокидывание ручек, как реакция на неожиданные факторы (яркий свет, громкий звук, резкое пробуждение и пр.).

Со временем к установочным рефлексам добавляются новые. Среди них верхний рефлекс Ландау, для которого характерно поднятие ребенком корпуса из лежачего положения на животе и упор на ладошки.

Социальное развитие

Социализация является не менее важной составляющей полноценного детского развития, чем выработка рефлекторных навыков и физические параметры. И даже если крохе всего лишь 4 месяца, в этом возрасте он уже начинает отличать своих от чужих, а также по-разному реагировать на какие-то определенные поступки взрослых, четко понимая их основные действия и даже реагируя на определенные просьбы.

Некоторые малыши вполне охотно идут на руки к посторонним людям, но даже если этого не происходит и все заканчивается громким плачем, это вовсе не повод для переживания, ведь со временем ребенок обязательно освоится и перестанет бояться любого нового человека.

Можно ли начинать вводить прикорм?

Обычно прикорм начинают вводить после шести месяцев, но при некоторых неблагоприятных обстоятельствах целесообразно начинать давать малышу новые продукты двумя месяцами ранее. К этим факторам относят недобор массы тела, который чаще всего наблюдается при грудном вскармливании, когда материнское молоко оказывается недостаточно калорийным и питательным, а также появление на свет младенца раньше положенного срока.

Начинать нужно с малого – перетертого овощного и фруктового пюре из приготовленных на пару плодов, не относящихся к красной группе. Со временем в детский рацион добавляют каши, соки, желток, растительное масло, кисломолочные продукты, а ближе к году постное красное мясо, птицу и рыбу.

Режим дня

Соблюдение строго режима крайне важно не только для воспитания, но и для физического развития ребенка. И чем раньше родители начнут приучать свое чадо к определенному распорядку, тем проще им будет в дальнейшем.

Безусловно, большинство детей сами регулируют свое ежедневное расписание, да и занятость родителей в этом плане играет не последнюю роль, но в идеале оно должно выглядеть следующим образом:

Мнение доктора Комаровского и особенности развития недоношенного ребенка

Исследуя вопрос детского развития в 4-месячном возрасте, не помешает воспользоваться рекомендациями авторитетного специалиста. И среди всего обилия высококлассных педиатров нельзя обойти вниманием народного любимца Евгения Комаровского, который ежедневно вещает с голубых экранов, просвещая новоиспеченных родителей.

Возвращаясь к вопросу, следует выделить главное – Евгений Олегович призывает не пытаться садить ребенка в 4 месяца, стараясь сохранять диагональное положение его тела относительно горизонтальной поверхности. Кроме того, врач настаивает на раздельном сне с малышом и только одном ночном кормлении.

Не стоит бить тревогу, если родившаяся раньше положенного срока девочка сильно отстает от своих сверстников по ряду показателей, ведь это не является признаком патологии. Мало того, для недоношенных деток является актуальной совершенно другая система отсчета, которая ведет свое начало не с момента рождения, а с условно поставленного срока родов.

[good title=””]И если не говорить о детках с высокой степенью недоношенности, то обычно к четвертому месяцу жизни они только начинают держать головку, что считается абсолютной нормой.[/good]

Мифы из интернет-форумов о воспитании четырехмесячной девочки

Существует такое понятие как родительская гиперактивность, которая считается еще более опасным явлением, чем гиперопека над ребенком. Выражается оно в том, что некоторым родителям не терпится добиться новых успехов в физическом развитии малыша, в результате чего они прибегают к различным приемам для стимуляции, чреватым серьезными последствиями.

В таком возрасте можно начинать высаживать

Ни в каком. Ребенок должен сам выработать этот навык, поднимая корпус из горизонтального положения в вертикальное, а со временем и начиная удерживать его в таком положении в течение длительного времени.

Читать еще:  Aliexpress транспортировка отменена что это значит – посылка возвращена авиаперевозчиком

Необходимо приучать к ходункам

Ходунки довольно опасная вещь, если начать их использовать раньше положенного времени. И обычно применение этого вспомогательного тренажера становится актуальным не раньше того момента, когда малыш научится стоять на своих двоих.

Можно пользоваться прыгунками

Прыгунки показаны к применению не раньше 12 месяца жизни, поэтому родителям 4-месячного ребенка стоит отложить это развлечение на более поздний период.

Уже следует пересадить малышку в прогулочную коляску

Прогулочные коляски подходят для детей, которые могут самостоятельно сидеть, поэтому лучше не прибегать к подобным экспериментам раньше 5-6 месяцев.

Отзывы мам

Альбина: «Я мама двоих девочек с разницей в 9 лет. Первого ребенка пеленала, второго нет, и быть может, поэтому она поползла уже в 5 месяцев. А вот сидеть младшая начала позже старшей, причем где-то на 1,5 месяца».

Марина: «Доченьке 4,5 месяца, но она до сих пор не сидит. Консультировалась с врачом, сказала, что нет повода для тревоги. Ждем».

Наталья: «Нам только вчера исполнилось 4 месяца. Уже вовсю гулим, держим головку во всех положениях и поворачиваемся со спины на живот и обратно, хотя последнее движение делать еще рано. Наша педиатр сказала, что ничего страшного, поэтому мы продолжаем радоваться каждому новому навыку».

Наиболее популярные вопросы

[question title=””]Как понять, что ребенок отстает в развитии?[/question]

Обычно отсутствие каких-то навыков в 4 месяца не принято принимать за отсталость при условии, что малыш активен и хорошо набирает вес. Но если родители наблюдают отсутствие хотя бы трех проявлений из перечисленных ранее, то впору бить тревогу, незамедлительно проконсультировавшись со специалистами.

[question title=”Отличается ли развитие в таком возрасте у мальчиков и девочек?”]Считается, что да, но на самом деле каждому ребенку свойственно развиваться в индивидуальном порядке, вне зависимости от его пола.[/question]

[question title=”Что делать, если девочка хочет садиться?”]Ничего. Если ребенок сядет, то сделает он это самостоятельно, и только после закрепления навыка можно будет использовать стульчики для кормления и прочие вспомогательные приспособления.[/question]

Важно помнить, что порой терпение – лучший друг, который поможет не потерять благоразумие. И если врачи не подозревают у ребенка никаких патологий, то родителям также стоит отказаться от подобных подозрений, просто дав своей крохе немного больше времени на полноценное развитие.

Ребенок в 4 месяца (календарь развития)

С четвертым месяцем в жизни крохи наступают новые этапы развития: больше эмоциональных проявлений, новые физические умения, первые стремления и уже маленькие победы. Пик формирования системы пищеварения позади, мучительные колики все меньше одолевают ребенка, поэтому остается больше сил и настроения для изучения ещё такого неопознанного мира вокруг.

Физиологическое развитие на 4 месяце жизни

Рост и вес

Переступив рубеж четырех месяцев, чадо продолжает активно набирать вес. Несмотря на новые умения, физическая активность все также не велика, поэтому прибавка в весе может составить от 600 до 750 гр. Согласно стандартным параметрам вес должен приблизиться к границе 6-7 кг, а рост к отметке до 65 см.

Рефлексы

На фоне постоянного развития, старые навыки и рефлексы новорожденного постепенно сменяются новыми, более совершенными. Среди них:

  • Хватательный рефлекс Робинсона. Ранее он носил безусловный характер, но к 4-м месяцам малыш осознанно тянется к предметам в поле зрения, хватает их и старательно удерживает. От степени проявления этого рефлекса зависит дальнейшее развитие мелкой моторики у ребенка.
  • Ползание по рефлексу Бауэра. Раньше кроха пытался ползать, когда чувствовал опору у ножек. Но на момент исполнения 4-х месяцев эти стремления забываются: рефлекс или угасает вовсе, или малыш пытается ползти уже без чьей-либо помощи.
  • Автоматический рефлекс Моро. У большинства детей к этому возрасту данный рефлекс уже не проявляется. Ранее его можно было вызвать резким хлопком или ударом по поверхности. Выражался он в разведении ручек в сторону и разжимании кулачков, а затем возвратом в исходное положение.

В 4 месяца малыш должен полностью избавиться от двух рефлексов-раздражителей:

  • Рефлекс Переса, который при ведении по позвоночнику с легким нажатием пальцев вызывает у ребенка крик, разгибание туловища и конечностей.
  • Рефлекс Галанта, который при раздражении кожи по линии позвоночника провоцирует изгиб спины, а иногда и разгиб ноги на той стороне, где проводят пальцами.

Состояние этих рефлексов проверяет непосредственно педиатр и в случае их наличия направляет на консультацию к невропатологу.

Новые умения и навыки

Помимо отсутствия определенных рефлекторных реакций, признаками здорового развития малыша являются приобретенные способности. К ним относятся:

  • Перевороты тела как на живот, так уже с него обратно на бок и спинку.
  • Опора на ладошки в положении лежа на животе. При этом удержание головы должно быть уверенным и продолжительным (не менее 15 мин).
  • Стремительные толчки от твердой поверхности пальчиками на ногах, когда малыша держат за подмышки.
  • Отсутствие тонуса в ручках. На ножках он все еще может проявляться, ведь большая часть активности в этот период приходится именно на них.
  • Хватание и удерживание предметов 20-30 секунд. У крохи уже должно быть понимание, что при движении погремушки она будет издавать звуки.
  • Активное участие в кормлении: малыш стремится поддерживать бутылочку или держаться за грудь.
  • Первые умения управлять своими ручками: тянуться и трогать окружающие предметы, осознанно засовывать пальцы в рот.
  • Раскрытие ладошек и разжимание пальчиков.
  • Умение садиться, когда его приподнимают за ручки. На данном этапе развития усердствовать с высаживанием не стоит, так как позвоночник все ещё только укрепляется.

Психоэмоциональное развитие в четыре месяца

  • Ребенок становится все активней и более эмоционально реагирует на голос мамы: оживленно дергает ножками и ручками, радостно улыбается или даже смеется, по-своему с ней болтает. Такие проявления могут наблюдаться и как реакция на новые игрушки или людей.
  • Малыш начинает понимать как его зовут, поэтому следует почаще к нему обращаться в третьем лице. В ответ на разговоры с ним, ребенок должен отвечать первыми звуками: преимущественно протяжными гласными, но элементы твердых согласных также могут иметь место.
  • Кроха начинает запоминать очередность каждодневных действий, понимать, что будет после того или иного события. К примеру, терпеливо ждать после купания массажа; при одевании понимать, что планируется поход на улицу; при виде груди успокаиваться в преддверии кормления.
  • У него появляются первые чувства: ему бывает обидно, страшно, весело, грустно и даже интересно или скучно.
  • Малыш начинает испытывать любопытство к собственному телу. Так, он внимательно изучает свои ручки, трогает личико, ушки или голову, даже узнает себя в зеркале и с интересом наблюдает.
  • Он уже легко узнает своих близких, требует их внимания, особенно мамы. С ней у младенца по-прежнему сильная связь, поэтому ему необходим постоянный контакт: как в плане прикосновений и поглаживаний, так и в эмоциональном аспекте. Мама должна понимать, что и радость, и грусть ребенком моментально чувствуется — от этого зависит его настроение.
  • При виде ранее не знакомых людей, ребенок ведет себя довольно осторожно, внимательно изучая новые лица. Такая же реакция может наблюдаться, если кто-то из членов семьи будет в шапке, капюшоне или солнечных очках, ведь чадо в таком виде их не узнает. А сняв такую «маскировку», можно наблюдать яркие эмоции удивления в виде звуков, мимики и активных телодвижений.
  • В четыре месяца у малыша активно совершенствуется восприятие окружающего мира на зрение и слух. Теперь он не только пристально наблюдает за движущимися игрушками в поле его зрения, а ещё и запоминает их. А если показать чаду, как грохочет погремушка, а затем пошуметь ею в другой стороне – он будет поворачивать голову на слух в поисках знакомого звука.
Читать еще:  Как готовить строчки: рецепты со сморчками

Зрение

Помимо усиленной внимательности, ребенок начинает интересоваться цветами. Первыми он будет замечать красочные и сочные цвета, такие как солнечный желтый или сочный красный. Менее насыщенные оттенки (зеленые, голубые и синие тона) также приковывают его взор к себе, но в меньшей степени. Поэтому выбирать новые игрушки следует исходя из этих предпочтений: яркие, но не смешанные друг с другом цвета. Малыш лучше воспримет развлечение, если в составе игрушки будет не более 4 оттенков, а иначе он быстро утомится и потеряет интерес.

Настал тот период, когда ребенок усердно прислушивается к звукам вокруг него, различая голос папы и мамы, начиная вертеть головой в поиске их самих. Прислушиваясь к мелодии или песни, он уже проявляет свою симпатию или, наоборот, недовольство по поводу услышанного. Крохе в таком возрасте более приятны ритмичные темпы, чем высокие звучания, так как его слух воспринимает только пару тонов из всего возможного спектра. Четко слышимый ритм сыграет успокаивающий эффект и даст возможность добавить элемент игры в виде движений ручками и ножками под такт музыки.

В 4 месяца у младенца наступает этап, когда ему так необходимо постоянное общение. От этого зависит, когда наступит начало его будущих первых слов и предложений. Поэтому родителям необходимо стать более общительными: объяснять словами любое действие, рассказывать о совместных планах на сегодня, описывать происходящие вокруг ситуации. Эффективным будет чтение первых книжечек с большими картинками или использование карточек со словами и иллюстрациями к ним.

В свою очередь, кроха будет отвечать на услышанные речи своим языком. Чтобы он начал пробовать повторять за мамой, ему необходимо показать, как это делается: надо подождать пока он закончит «свое предложение», а затем воспроизвести его звуки. Таким образом у ребенка вырабатывается навык подражания речи, который поможет ему легче научиться говорить.

Отсутствие навыков: что должно насторожить

Каждый ребенок склонен к своему индивидуальному развитию. Поэтому у одних детей перечисленные способности возникают раньше, у других проявляются позднее. Это не всегда является поводом для беспокойства, но стоит знать отсутствие каких умений должно привлечь внимание. Тревожными знаками являются отсутствие:

  • Хватания и удержания даже самых легких предметов в ручке.
  • Попыток перевернуться на живот или неудачные стремления.
  • Начальных поднятий на ручках в положении лежа на животе.
  • Уверенного держания головы, когда малыша приподнимают за ручки.
  • Элементарных эмоций и реакций на внимание, разговоры и игры: удивления, восторженности, грусти, улыбок, смеха.
  • Уверенной стойки на пальчиках ног, если кроху придерживая поставить.

Режим кормления и сна

При грудном вскармливании

Детей на ГВ следует кормить по уже выработанному индивидуальному графику: по режиму или по требованию. В этом возрасте уже нет необходимости тщательно отмерять количество съеденного или проверять жирность молока. Если малыш каждый день прибавляет в весе, то получаемой им еды вполне достаточно.

При правильном питании матери, ее молоко содержит все необходимое для крепкого здоровья ребенка, поэтому вводить прикорм нет необходимости. К дополнительной пище в виде фруктовых пюре и соков прибегают в отдельных случаях после рекомендации педиатров. Если в развитии и росте крохи нет никаких особенностей, то повышать риск аллергий и проблем с пищеварением из-за новой еды не стоит.

Для будущего прикорма лучше всего использовать овощные продукты в виде пюре. Микроэлементы и витамины, содержащиеся в них, нужнее детскому организму, чем во фруктовой пище. К тому же, многие малыши не принимают менее вкусные овощи после того, как распробуют сладкое пюре из фруктов.

При искусственном кормлении

Если рацион у малыша состоит из молочной смеси, то с 4-х месяцев можно ввести соки. Вводить этот новый для детского животика продукт следует постепенно, не более 30 гр в день в разбавленном виде.

Периодичность и количество потребляемой смеси зависит от динамики набираемого веса. В среднем, к четырем месяцам ребенок должен кушать 5-7 раз за день и съедать 150 гр за одно кормление.

Нормой для достаточного отдыха и полного восстановления детских сил считается сон, который длится не менее 13-15 часов. К 4-м месяцам количество ночных кормлений должно сократиться до 1-2 раз, а суммарный сон должен составлять 10 часов. Если малыш уже спит всю ночь и просыпается лишь под утро – это является естественным явлением и не считается отклонением от нормы. Остальные 3-5 часов припадают на дневной отдых и сон во время гуляния.

К этому возрасту пора приучить малыша к режиму дневного сна. Тогда он будет легче засыпать и лучше спать, что предотвратит его переутомление и сбои в ночном сне. Также важно оптимальное время для укладывания, которым считается период с 7 до 9 часов вечера.

Как помогать малышу развиваться

В 4 месяца ребенок напрямую зависит от контакта с мамой. Это же касается и развития его новых умений и навыков. Поэтому так важно брать малыша с собой, а не оставлять в манеже или в кроватке. К примеру, взять его с собой на кухню в коляске или слинге и, делая домашние дела, рассказывать ему все детали. Использование для этих целей кенгуру не рекомендуется до 6 месяцев, когда спинка ребенка окрепнет.

Следует постоянно говорить с младенцем, активно вести диалог. Крохе очень важно понимать и чувствовать, что он не только услышан, а является одним из главных действующих лиц разговора. Поэтому ему будет очень интересно послушать, как используется тот или иной предмет, какого он цвета, что еще бывает такого цвета. Если предмет безопасен, то можно разрешить малышу его пощупать и попробовать на вкус. Он будет рад таким новым нестандартным игрушкам. Тем более такие предметы или самодельные игрушки из бечевок, завязанных в узелки, меха и гладких тканей хорошо развивают моторику и дарят радость новых ощущений.

Развивающие игры с ребенком

В привычный режим дня можно включить такие игры:

  • С элементом неожиданности в конце: всем известные «Коза рогатая» или «По кочкам, по кочкам». Они вырабатывают реакцию ребенка.
  • Для развития координации и ориентации: «Ку-ку». Лучше всего прятаться с одной, а появляться с другой стороны от малыша, чтоб он поворачивал голову на звук.
  • Для развития мышц ручек: «Ладушки». Надо показать крохе, как можно раскрывать ладошку во время хлопков, чтоб позже он сам тренировал разжимания.
  • Включающие легкий массаж: «Сорока-ворона». В процессе игры затрагиваются все точки на ладошке и пальчиках, а ведь каждая из них отвечает за определенный орган. Так, в центре находится точка кишечника, мизинец определяет сердце, на безымянный палец спроецирована точка нервной системы, средний отвечает за печень, указательный за желудок, а на большом пальце разместилась точка головного мозга.

Для полноценного развития малыша лучше использовать все методы в комплексе. Также стоит продолжать массаж после купания, добавлять новые упражнения, аккуратно закаливать маленький организм. Все это поможет ему быстрее и легче научиться новому и порадовать родителей.

Источники:

http://m.baby.ru/mycalendar/child/month/4/
http://kaknazvat.com/deti/devochka-v-4-mesyaca/
http://babymir.net/rebenok-v-4-mesyaca-kalendar-razvitiya/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector