3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание

Чем отличаются приставки от предлогов 5 класс?

Волжский класс

Боковая колонка

Рубрики

Видео

Книжная полка

Малина для Админа

Боковая колонка

Опросы

Календарь

Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. Учебник №1. Контрольные вопросы и задания, с. 60

Контрольные вопросы и задания.

1. Что вы знаете о тексте?

Текст — это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу. Текст можно озаглавить.

Начало текста как бы готовит читателя к чтению. В основной части говорится о том главном, о чём хотел сказать автор. Концовка завершает текст. Каждая часть текста пишется с красной строки.

Мы уже знаем, что тексты бывают разными: повествование, описание, письмо, стихотворение, басня и другие. В каждом тексте раскрывается какая-то тема, и он подчинён основной мысли.

2. Какие значимые части могут быть в слове?

Корень слова — это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Приставка — это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.

Суффикс — это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

3. Чем отличаются приставки от предлогов?

Приставка – это значимая часть слова, пишется слитно: побежал. Между приставкой и корнем нельзя вставить слово.
Предлог – это самостоятельная часть речи, пишется раздельно с другими словами. Между предлогом и следующим словом можно вставить другое слово или вопрос. Шёл по тропинке — шёл по лесной тропинке; зашёл за товарищем — зашёл (за кем?) за товарищем.

4. Когда пишется разделительный ъ, а когда — ь?

Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются согласным, перед буквами е, ё, ю, я: под/ъехал, с/ъёжился, пред/ъюбилейный, об/ъяснил.

Разделительный (ь) пишется после согласных в корне или после корня перед буквами е, ё, ю, я, и: (о) семье, ружьё, вьюга, обезьяна, ручьи. Показатель мягкости предшествующего согласного звука: жизнь, апельсин. Показатель формы женского рода имён существительных: рожь, тишь, дочь (пишется после шипящих).

5. Что вы знаете о правописании гласных и согласных в корнях слов?

Чтобы найти проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо:
а) или изменить слово: дворы́ — дво́р, пчела́ — пчёлы;
б) или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным: дворы́ — дво́рник, пчела́ — пчёлка.
Ударные и безударные гласные звуки в формах одного и того же слова и в корне однокоренных слов чаще всего обозначаются одинаковой буквой.

Чтобы найти проверочное слово для обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова или перед согласным в корне, надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы парный согласный звук стоял перед гласным звуком или звуками [л], [м], [н], [р], [в]: берег – берега, морковка – морковный, хирург – хирурги, снежки – снежный.

Когда в слове встречается сразу три или четыре согласных, один из них может не произноситься. Так, не произносятся звуки:
[л] – в слове солнце;
[т] – в словах лестница, окрестность;
[д] – в словах сердце, праздник;
[ф] – в словах чувство, здравствуйте.
Однако буквой эти звуки обозначаются.
Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо: (мес т о) местность, (опоз д ать) поздний.

6. В каких словах после ж, ш пишется ю?

Брошюра, жюри, парашют.

7. Какие части речи вы знаете?

Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие.
Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.

8. Назовите падежи имён существительных и вопросы каждого из падежей.

Именительный падеж (кто? что?)
Родительный падеж (кого? чего?)
Дательный падеж (кому? чему?)
Винительный падеж (кого? что?)
Творительный падеж (кем? чем?)
Предложный падеж (о ком? о чём?)

9. Как изменяются имена прилагательные?

Имена прилагательные изменяются по числам, падежам, в единственном числе — по родам.

10. Какие вы знаете местоимения? Как они пишутся с предлогами?

Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это личные местоимения. Местоимения с предлогами пишутся раздельно.

11. Приведите примеры глаголов с окончаниями -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут ( ют) и с окончаниями -ишь, -ит, -им, -ите, -am (-ят).

Читаешь, слушает, работаем, играете, напишут (поют).

Читать еще:  Как рассчитать среднесписочную численность работников за год – как посчитать ССЧ за месяц?

Помнишь, любит, слышим, решите, звучат (летят).

12. С какими стилями речи вы познакомились? Какие тексты относятся к художественным? Когда мы пользуемся разговорной речью?

Когда делимся с кем-либо своими мыслями, выражаем свои чувства в непринуждённой обстановке, мы пользуемся разговорным стилем речи.

Мы сообщаем научные сведения, объясняем факты в научном стиле.

Если писатель красочно изображает какое-то событие, явление природы, чувства человека и т. д., он, как правило, пользуется художественным стилем.

Чем отличается приставка от предлога в русском языке? Правило, примеры

Часто люди путают приставки и предлоги. Из-за этого грамотность написанных ими текстов страдает. А происходит это из-за того, что не все понимают, чем отличается приставка от предлога. Именно это и является причиной частых ошибок.

Чем отличается приставка от предлога

Чтобы допускать как можно меньше ошибок при письме, следует запомнить правило. А оно гласит, что приставки являются частями слов и пишутся слитно. С их помощью можно образовывать новые слова.

Предлоги же – самостоятельная часть речи, которую нужно писать раздельно с другими словами. Они помогают связывать слова в согласованные предложения.

Трудность в определении создаёт тот факт, что звучат они часто одинаково. Потому-то так важно уяснить, чем отличается приставка от предлога. Правило это следует не только вызубрить, но и уметь использовать при письме.

Чтобы облегчить эту работу, существуют практические подсказки.

У глагола есть приставки

А вот предлоги рядом с глаголами никогда не стоят. Это одна из главных подсказок. Поэтому можно ответить на вопрос, чем отличается приставка от предлога так: «Около глагола никогда не может быть предлога».

В качестве примеров можно взять слова сбежал, подскочил, влетел. Приставки с-, под-, в- в этих глаголах схожи в произношении с предлогами. Но так как мы видим перед собой глаголы, то понимаем, что писать их нужно слитно.

Применение в жизни первой подсказки

Помогут закрепить понимание этого признака, показывающего, чем отличается приставка от предлога, примеры.

Петька снова сбежал с урока. На улице к нему сразу же подскочил его любимый пёс, который уже ждал его, лёжа под школьной скамейкой.

Разберём эти примеры.

В первом случае «с» стоит рядом с глаголом, значит, это приставка, и пишется она слитно. Во втором случае «с» относится к существительному, следовательно, ничего конкретного пока утверждать мы не можем.

По тому же алгоритму разберём слова «подскочил» и «под скамейкой». В первом слове под- пишем в глаголе слитно, ведь это приставка. А в словосочетании «под скамейкой» предлог «под» помогает связать слова в предложении и поэтому стоит отдельно от существительного.

Но детям пока ещё трудно определить, чем отличаются приставки от предлогов. Ответ дает вторая и третья практическая подсказка.

Ставим существительное в начальную форму

Эта вторая подсказка ещё более важная. Ведь она показывает, чем отличается приставка от предлога, когда дело касается существительных. Конечно, было бы очень просто, если бы приставки помогали образовывать только глаголы. К огромному сожалению тех, кому правописание даётся с трудом, они бывают и у существительных.

Эта подсказка помогает определить, чем отличаются приставки от предлогов при существительных. Оказывается, после того, как мы определили, что слово, не является глаголом, следует поставить его в начальную форму, то есть в именительный падеж.

Пример применения второй подсказки

Умея пользоваться практической подсказкой, определяющей, чем отличаются приставки от предлогов, 5 класс легко справится с поставленной задачей. Пятиклассники обычно уже безошибочно разбираются, где приставки, а где предлоги.

Алгоритм работы таков. Читаем текст:

У стола сломалась ножка,

Я устал его чинить!

Посмотрю пока в окошко…

А потом – опять пилить!

Проверяем словосочетание «у стола».

  1. Это не глагол, следовательно, нельзя с уверенностью утверждать, что «у» приставка.
  2. Ставим «у стола» в начальную форму вместе с предлогом, получается «устол». Но такого слова не существует! Есть только слово «стол». Значит, «у» — это приставка. И писать её нужно отдельно от существительного.

Разберём слова «сломалась», «устал» и «посмотрю». Это глаголы, следовательно, предлогов при них быть априори не может. Делаем вывод: это приставки «с», «у», «по». А мы уже знаем, чем отличается приставка от предлога в русском языке – их нужно писать слитно со словом.

Далее следует словосочетание «в окошко». Попытаемся сделать это по вышеописанному алгоритму.

  1. Это не глагол, следовательно нельзя утверждать, что «в» является приставкой.
  2. Ставим «в окошко» в начальную форму вместе с предлогом, получается «вокошко». Но такого слова не существует! Есть только слово «окошко». Значит, «в» — это приставка. И писать её нужно отдельно от существительного.

Однако особо упрямые могут настаивать на том, что «вокошко» как раз и существует, ведь вот даже в примере так и говорится — «посмотрю в окошко». Чтобы даже им нечем было крыть, мы познакомим их с ещё одной, третьей практической подсказкой. Именно она, в конечном счёте, показывает, чем отличается приставка от предлога. 5 класс ответы может давать, как мы видим, не совсем точные, если учащиеся не умеют ею пользоваться.

Между предлогом и словом можно вставить вопрос

Снова вернёмся к нашему примеру. «В окошко» — в какое окошко? Как видно, вопрос удачно вписывается в словосочетание. А при желании можно вместо вопроса вставить другое слово, например, прилагательное.

У нас получается такая фраза: «Посмотрю пока в чистое окошко». Теперь ясно видно, что предлог и существительное благополучно разделились. Следовательно, «в» никак не может быть предлогом.

Примеры использования третьей подсказки

Чтобы быть на сто процентов уверенным в правописании приставок и предлогов со словами, следует всегда применять третью подсказку на практике.

«Прилёт» — это не глагол, следовательно, пробуем вставить вопрос между «при» и «лёт». У нас ничего не получается. Значит, это одно слово, которое нужно писать слитно.

Читать еще:  Пословицы и поговорки о морали и нравственности

«Залетевший» — это не глагол, следовательно, пробуем вставить вопрос между «за» и «летевший». У нас ничего не получается. Значит, это одно слово, которое нужно писать слитно.

Работа с подсказками над контекстом

Итак, отработаем алгоритм использования подсказок на практике.

Над голубой рекой пролетали журавли.

  1. «Над голубой» — это не глагол, следовательно, мы не можем утверждать, что это приставка.
  2. Ставим словосочетание в начальную форму. «Надголубая» — такого слова не существует, значит, это не приставка, а предлог.
  3. «Над извилистой голубой рекой» — между предлогом и словом легко вставляется ещё одно слово. Это ещё раз доказывает, что перед нами слово с предлогом.
  4. Вывод: «над» и «голубой» нужно писать раздельно.

«Пролетали» — глагол, следовательно, «при» является приставкой и пишется слитно с «летали».

Закрепление правила правописания приставок и предлогов на практике

Существует множество вариантов закрепления навыков грамотного письма. Вот один из способов.

Даётся текст, в котором и приставки, и предлоги взяты в скобки. Учащемуся нужно раскрыть скобки, то есть написать слова либо слитно, либо раздельно.

1.(За)горой, (за)бежать, (с)вернуть, (с)крыши, (на)конверте, (на)резать, (в)летел, (в)дом, (с)катился (с)горы, (по)бежали (по)дорожкам, (про)читал (про)машины, (до)ехал (до)берёзы ,(по)бежал (по)деревне,(про)читал (про) город.

2.(На)дворе была гора. Весь день (на)горе много детей.Митя (на)санках (с)катился (с)горы.

(В)зале стоит душистая ёлка. (На)ветках игрушки. (К)пушистой красавице (при)бежали дети.

Интересный вариант закрепления навыков правописания приставок и предлогов – подбирать самостоятельно по смыслу их и вставлять в контекст.

…брёл я …сарай и …снул глубоко … копной сена. Все ребята …бежали …льду …коньках.

Подвижные игры и соревнования на уроках русского языка

На уроках можно поработать над закреплением этого навыка и без письма. Проводится игра «Отхлопали». Все ребята встают из-за столов. Садиться будут те, которые ошибутся. В результате стоять останутся только те дети, которые будут самыми внимательными и умеют пользоваться правилами.

Учитель читает слова, а игроки должны хлопать в ладоши в том случае, если в слове есть приставка.

Прилетели, полёт, в окно, по дорожке, побежали, повизгивала, у нашей Маши, у Маши, умотался, смотался, присмиревшая, приказал, при мне, прилежный, прекрасный, причастился, причастие, подосиновик, под осиною, подлизывается, покрывается, укрывается, укрыватель, покрывало, по корыту, покрыто, покрытая, половик, подполковник.

Оставшихся стоять детей можно «премировать», поставив им в журнал отличные отметки.

Интересно, весело и необычно проводится на уроке русского языка эстафета. Класс делится на три команды, лучше всего это сделать по рядам. Доска также делится на три части — каждой команде выделяется по одной трети. На столе лежат карточки со словами таким образом, чтобы самих слов видно не было. Ребята по одному выбегают к столу, берут любую карточку и читают написанное. Если попалось слово с приставкой — его записывают в один столбик, если это словосочетание с предлогом — в другой.

Выиграет та команда, которая быстрее всех справится с задачей. Но тут действует и второе условие: все слова должны быть написаны правильно и находиться в своём столбике. Если команда заканчивает работу первой, ей присуждается 20 очков, за второе место — 15, а за третье — 10. За каждую ошибку следует отбирать по одному очку. После подсчёта ошибок и оставшихся баллов можно вычислить команду-победителя. Чем наградить её участников — решает учитель. Но обычно детям достаточно уже и самого признания. А проигравших можно заставить покукарекать или подёргать самих себя за ушко под музыку.

Такие игры пробуждают в ребятах интерес к знаниям, ведь азарт, жажда победы — самое сильное чувство. Тем более легко происходит закрепление навыков потому, что перед детьми стоит конкретная цель — победить в игре у своих товарищей. Это не какая-то иллюзорная задача — научиться грамотно писать, чтобы считаться культурным человеком. Поэтому играть на уроках русского языка нужно обязательно!

Как отличить предлог от приставки: правило

Несмотря на то, что изучение предлогов, приставок и их правописания входит в школьный курс русского языка и в упрощенном виде рассматривается уже в начальных классах, после завершения обучения мало кто пользуется полученными сведениями. При помощи собственным детям в усвоении этих правил бывает довольно трудно вспомнить забытую информацию.

Однако признаки этих частей речи желательно знать каждому грамотному человеку, чтобы не краснеть при ответе на вопрос: «Умеете ли вы отличать предлоги от приставок?» Такие знания найдут применение в любой возрастной категории, вспомнить правописание слов в родном языке всегда бывает полезно.

Основные определения

И приставки, и предлоги являются необходимыми элементами русского языка. Рассмотрим смысловую и синтаксическую составляющую этих терминов, их деление на видовые категории и использование в словообразовании и предложениях, а также разберемся, как отличить предлог от приставки.

Определение предлога

Предлоги выступают обычно в качестве вспомогательной части речи, они указывают, как одни слова зависят от прочих в различных предложениях и словосочетаниях. Не имеют самостоятельного значения, не могут употребляться обособленно от слова, используемого в роли существительного. Из-за своей неавтономности никогда не выступают как члены предложения. В словосочетаниях используются для указания подчинительного вида связи.

Это интересно! Многие обращали внимание на обилие предлогов в русской речи и их неоднородность. Такое количество обусловлено активным пополнением численности предлогов за счет формирования от других исходных разрядов в XIX—XX веках. Наибольшее развитие получили предлоги с отвлеченным смыслом – объективные, причинные, временные и т.д. — благодаря возрастающему значению научно-публицистической речи.

Виды предлогов

Если предлоги употреблять раздельно с другими словами, они не будут иметь смысловой нагрузки, важна именно их взаимосвязь с другими частями речи. Однако и в обратном случае, без использования предлогов, смысл предложения может быть непонятен. При семантическом анализе выделяются следующие группы:

  1. Обозначающие место – это предлоги около, возле, вокруг, под.
  2. Отмечающие время – это после, в продолжение, до, перед, по, в.
  3. Указывающие на причину – это предлоги вследствие, из-за, по причине, от.
  4. Определяющие цель – для, по, к, ради, за.
  5. Раскрывающие отношения, определенные обстоятельства и т.д. – предлоги о, насчет, несмотря на.

Как видно, часть предлогов повторяется в ряде вышеперечисленных категорий, что лишний раз свидетельствует об их служебной природе и о смысловом значении, открываемом только в контексте словосочетания. Поэтому при синтаксическом исследовании предложений и проводится соотнесение предлогов к связанным с ними словам.

Читать еще:  Перевод цветов с английского на русский таблица: фиолетовый на англ языке

Определение приставки

Чтобы ответить на вопрос: «Как отличить предлог от приставки в русском языке», — необходимо также понять и суть термина «приставка».

Приставка (или префикс) является комбинаторным элементом слова, она неотделима от него, размещена раньше корня и видоизменяет или дополняет семантическое значение слова, порой превращая его в прямо противоположное. Приставки широко распространены не только в русском языке. Зачастую их происхождение обусловлено соответствующим предлогом, являющимся родоначальником данного элемента слова.

Особенности приставок

Префиксы имеют интересные свойства:

  1. При добавлении к слову приставки не способны изменить его принадлежность к определенной части речи. Например, если приставка присоединяется к имени существительному, то слово будет по-прежнему представлять из себя существительное.
  2. В русском языке есть слова с несколькими приставками, взаимно дополняющие друг друга и наиболее полно раскрывающие смысл. Например, к глаголу крыть можно добавить приставку от-, получится слово открыть. Если добавить еще одну приставку – при-, образуется новый глагол приоткрыть, отличающийся от предыдущего дополнительным оттенком значения.

Иногда бывает трудно отграничить приставку от другой приставки или от корня. Если брать в качестве примера слово «простой», нужно сначала определить, прилагательное ли это или существительное. Существительное в данном случае включает в свой состав приставку «про» и корень «стой», а прилагательное – только корень с окончанием.

Виды приставок

Все префиксы подразделяются на три категории:

1) Приставки, у которых всегда одно и то же написание, несмотря на произношение. Примеры: в-, за-, о-, не-, по-, про-, с-, у- и др.

2) Приставки, на конце которых расположены согласные с и з. Примеры: бес- (без-), ис- (из-), рас- (раз-).

3) Префиксы с гласными и и е на конце. Примеры: при- и пре-.

Сравнительные характеристики приставки и предлога

Теперь нужно разобраться, чем отличается предлог от приставки и в каких случаях каждый из этих элементов является префиксом, а в каких – предлогом. На это стоит обратить особое внимание, так как, разобравшись в сути сейчас, в последующем будет проще ориентироваться, а также объяснить главные отличия.

Главное отличие

Приставка всегда является неотъемлемым компонентом слова и имеет слитное написание. Используется для создания новообразованной словоформы или преобразования значения слова вплоть до его логически-смыслового завершения.

Ехать – выехать, думать – подумать, бежать – забежать.

Каблук — подкаблучник, думать – выдумка, ветер – проветривание.

Предлог – это автономный компонент речи, используется для связывания слов и объединения их в группу — словосочетание.

После затяжного ливня Петя любил прыгать по лужам.

Подосиновик рос у корня дерева.

Иди вдоль реки, как перейдешь ее по мосту — увидишь рядом с деревом валун, под которым и спрятан клад.

Так как отличить приставку от предлога? Правило, которое можно вывести на основании вышеизложенного, гласит: предлоги с остальными словами всегда имеют раздельное написание, а приставки – только слитное. Это связано с тем, что предлог является элементом предложения, а вот приставка – компонентом слова.

Вопросительные конструкции

Один из способов определить, как отличить предлог от приставки, охватывает использование вопросов.

  1. К самому предлогу проблематично поставить вопрос, зато к образованной им словесной конструкции – вполне возможно.

К чему приступим? Приступим к повторению пройденного материала. По каким признакам можно определить, что урок начался? По оповещающему сигналу звонка и по времени начала урока.

Приставка не отвечает ни на какие вопросы и не может употребляться для постановки вопросов с ее помощью.

  1. Так как глагол не может отвечать на поставленные вопросы, предлог никогда не будет находиться рядом с ним. А вот приставки для формообразования глаголов используются довольно широко.

Различие по смыслу

Так как отличить приставку от предлога? 3 класс начальной школы педагоги учат определять разницу, используя смысловые умозаключения. Вот список правил, которые будут понятны даже ребенку:

  1. Попробуйте добавить слово сразу после предлога. Если проверяемый элемент не является приставкой, это будет довольно легко сделать, и новое слово нисколько не разладит предложение. Пример: «Мы с Олей смотрели на звезды». Можно придумать такой вариант: «Мы с Олей смотрели на яркие звезды». Так как предложение удалось дополнить новым словом, проверяемый элемент «на» является предлогом.
  2. В русском языке некоторые части речи удается различить только по смыслу, так как они имеют одинаковое звучание. Так может обстоять дело с некоторыми предлогами, похожими на наречие с приставкой. Для более точного определения постарайтесь прибавить дополнительное слово, для предложения с наречием это действие будет практически невыполнимым. Сравните предложение с наречием: «Мы всегда шли тебе навстречу» и с предлогом: «Мы шли на встречу с родителями».
  3. Некоторые предлоги имеют смысловые аналоги, поэтому для них достаточно придумать синонимичное слово. Например, «насчет» спокойно можно поменять на «об». Согласно этому предложение: «Я хотел поговорить насчет вчерашнего случая», — будет включать предлог, а не имя существительное, содержащее приставку «на-».
  4. Можно попытаться просклонять слово. Предлог иногда претерпевает изменения, а вот приставка, являющаяся компонентом слова, не меняется. В качестве примера можно привести предложение: «Мы разговаривали про свет», где можно использовать и другие предлоги: «о свете», «без света» и т.д. Сравните: «Среди деревьев виднелся просвет».

Дополнительно – сложные предлоги

Приведенная ниже информация не рассказывает, как отличить предлог от приставки, но она будет полезна для общего ознакомления.

Если предлог выступает как сложный и образован из нескольких простых, то он использует в своем написании дефис.

Примеры: из-за куста, из-под стола.

Источники:

http://volzsky-klass.ru/ladyzhenskaya-t-a-russkij-yazyk-5-klass-uchebnik-1-kontrolnye-voprosy-i-zadaniya-s-60/
http://fb.ru/article/240701/chem-otlichaetsya-pristavka-ot-predloga-v-russkom-yazyike-pravilo-primeryi
http://www.syl.ru/article/309751/kak-otlichit-predlog-ot-pristavki-pravilo

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector