4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Безотрывное письмо, от чего зависит почерк

О чем говорит почерк вашего ребенка?

О том, как формируется почерк и почему он бывает так ужасен, мы поговорили с профессором, академиком РАО, д. биол. н., директором Института возрастной физиологии РАО Марьяной Безруких.

Вначале нужно понять: а для чего вообще мы учим детей писать? Для того, чтобы они умели выводить палочки и кружочки? Конечно, нет. Каллиграфия сама по себе не имеет никакого смысла. Мы хотим, чтобы ребенок умел грамотно и понятно изложить свою мысль в письменной форме. По международным стандартам, принятым еще в 50-х годах, человек может считаться грамотным, если он может написать краткую историю своей жизни в соответствии со всеми требованиями к современному родному языку, к его стилистике, орфографии, грамматике и так далее.

Грамотность нужна не только для письменной речи, ведь тот, кто не может изложить свою мысль, не понимает и чужую. Как показали ЕГЭ, чуть ли не половина выпускников не в состоянии выделить в обычном тексте главную идею. И это неумение, конечно, очень серьезно тормозит общее развитие.

Но для того, чтобы человек мог не только написать, но и прочитать то, что он написал, чтобы найти свои ошибки и исправить их, почерк должен быть разборчивым.

А для этого нужно, чтобы:

буквы были одинаковой высоты и ширины;
прямые линии были ровными;
параллельные линии оставались параллельными;
овалы были правильной формы.

Если ребенок освоил эти правила и соблюдает их при письме, то почерк у него будет ровным и читаемым. А это значит, что ребенок в дальнейшем будет задумываться не о том, как написать крючочек или кружочек, а о том, как лучше выразить свою мысль. Что же касается грамотности, то здесь вся задача сводится к тому, что у специалистов называется звуко-буквенным анализом.

К окончанию начальной школы ребенок должен научиться свободно переводить фонемы (звуки) в графемы (графические изображения букв и слогов). И если в первом-втором классе во время диктанта дети пишут очень медленно, потому что постоянно задумываются над тем, как записать слышимое слово, то уже к пятому классу этот процесс должен быть автоматическим.

Ошибки обучения

Все учителя знают, что в классе есть только один-два ученика, которые будут писать красиво и грамотно всегда, при любых методиках. Это дети с тонкой, совершенной координацией движений, с хорошим зрительно-пространственным восприятием. Подобных ребят приходит в школу не больше 2%. Требовать таких же результатов от всех остальных бессмысленно, да и не нужно. Некоторые считают, что красивое письмо формирует аккуратность. Но не проще ли эту самую аккуратность воспитать меньшими усилиями?

Почерк по большей части не зависит от желания ребенка. Он, скорее, итог ошибок в обучении:

Слишком раннее начало

Есть правило – чем раньше мы начинаем учить ребенка писать, тем хуже у него будет почерк в дальнейшем. И если пятилетке взрослые дают ручку, он не в состоянии взять ее правильно, а зажмет ее в кулаке. В этом положении курсивное (безотрывное) письмо невозможно. Максимум, что он сможет написать, это полупечатные буквы, написанные отдельно друг от друга. Кроме того, в первый класс приводят сегодня детей в шесть лет, а то и раньше. И немногие знают, что каждые полгода крайне важны – созревают все функции, которые необходимы для письма. Ребенок в шесть лет сильно отличается от ребенка в шесть с половиной и тем более в семь. Этим, кстати, отчасти объясняется тот факт, что раньше дети писали лучше – они начинали учиться в семь-восемь лет.

Обучение безотрывному (курсивному) письму

Основные проблемы с почерком у детей в нашей школе связаны как раз с тем, что от них по-прежнему часто требуют писать безотрывно, соединяя все буквы между собой. Это одна из самых неадекватных методик, когда-либо существовавшая в нашей школе, и несусветная глупость. И, хотя сейчас ее не требуют, многие учителя по ней работают. Такое письмо не соответствует возможностям ребенка, особенностям его развития. Мало того, обучение безотрывному письму тормозит формирование навыка письма, то есть ребенок в итоге обучается гораздо медленнее.

Дело в том, что безотрывность требует обведения по уже написанной линии, но ребенку 6–10 лет это недоступно. А ведь у нас в 1-й класс приходят дети, из которых примерно у третьей части не сформирована мелкая моторика. Это не их вина, а как правило, следствие нарушений во время беременности и родов, гипер- или гипотонус мышц.
Кроме того, физиологи выяснили, что ребенок пишет безотрывно на вдохе и, пока выводит две-три буквы, не выдыхает. Так создается рваный ритм дыхания, который очень вреден для здоровья, да и утомление наступает быстрее.

Интенсивность школьной программы

Современные дети бесконечно торопятся, потому что так устроена программа. Если раньше писать учили первые три года, то сейчас на то же самое отпущено два с половиной месяца! А после этого сразу начинаются уже заучивания правил, письмо на скорость и прочие второстепенные вещи. Поэтому, когда родители сравнивают свой почерк с почерком детей, они должны учитывать эту спешку и гонку, в которую втянуты нынешние школьники. На уроках темп работы часто бывает настолько высоким, что у ребенка нет времени задуматься над тем, что он написал, перепроверить текст. Отсюда – и низкая грамотность, и неразборчивость, и огромный стресс, в котором дети пребывают и который, в свою очередь, влияет на почерк.

Ручка или компьютер?

Многие взрослые убеждены, что почерк вообще не имеет значения, потому что в будущем все будут писать на компьютерах. В этом есть доля истины, потому что скорее всего ручка уйдет и свои первые слова первоклашки будут печатать на клавишах компьютера.

Но когда мы говорим об освоении письменной речи, то здесь все не так очевидно. Процесс обучения станет еще сложнее, потому что печатание – немножко другой вид письма. Здесь необходима координация обеих рук. А все этапы подготовки к письму – внимание, восприятие звуков и перевод их в буквы – будут все так же нужны. То есть кроме прежних появятся новые задачи вроде освоения клавиатуры. И, кстати, предстоит еще решить, учить ли детей печатать двумя пальцами или десятью, что намного тяжелее…

Письмо – очень сложный процесс, независимо от того, каким образом ребенок пишет. И для того, чтобы как следует освоить письменную речь, необходимы усилия, причем прежде всего заботливых родителей и грамотных учителей. Без этого не имеет никакого смысла требовать от ребенка грамотного и понятного письма .

Примеры почерка и комментарии к ним

Катя, 11 лет

Здесь видны бесконечные обведения по уже написанным линиям – скорее всего девочку учили безотрывному письму. Либо она все время исправляет сама себя, начинает писать одно и тут же спохватывается и пишет другое. Это говорит о несформированности навыков письма, потому что в этом возрасте ребенок уже не должен думать как писать, а должен думать о том, какую мысль он излагает. Кроме того, много ошибок, показывающих трудности звуко-буквенного анализа: она с трудом переводит звуки в буквы.
Можно предположить, что у этого ребенка снижена работоспособность и повышена утомляемость, и поэтому первые строчки написаны хорошо, но затем работоспособность резко падает – возрастает количество ошибок и сам почерк ухудшается внешне.
Это может говорить об особенности организации нервной системы или же быть результатом перегрузки. Работа написана в феврале, а это самый трудный месяц учебного года, когда работоспособность снижена, утомляемость повышена. И если в сентябре, декабре все было благополучно, то в феврале вполне могут быть такие нарушения почерка (поэтому, кстати, всегда лучше анализировать несколько образцов, сделанных в разное время учебного года).

Читать еще:  Мультики про машинки развивающие для мальчиков

Алеша, 10 лет

Почерк достаточно четкий, стабильный, нет поправок и обведений. Моторная сторона письма сформирована, он не думает о том, какую букву писать и не исправляет ее. А вот с грамотностью хуже: в слове «затаилось» ребенок пишет «затоилось», «питлял» вместо «петлял».
Еще он не умеет переводить звуки в буквы. Ему трудно выделять реальный звук, он его не слышит, поэтому начинают пропускать гласные и т. д. Есть и так называемые оптические ошибки – «протянИлся», их еще часто называют глупыми. Но глупых ошибок не бывает, у каждой из них есть причина. Может быть, отвлеклось внимание, потому что он слушал следующее слово. А это, в свою очередь, могло быть связано с тем, что диктовали слишком быстро.

Миша, 10 лет

Такой почерк встречается довольно часто. Многие стараются писать мелко-мелко, потому что чем мельче буква, тем короче линия письма и тем быстрее они пишут. Причиной тому слишком большая скорость, которую требуют от ребенка. Причем, судя по всему, ребенок пишет так давно, класса со второго. Чем это плохо? Тем, что слова из-за слепленности и маленького размера получаются нечитаемые. Ребенок сам себя с трудом читает, и ему очень трудно проверить, что он написал. Из-за этого могут быть какие угодно ошибки.
И, наконец, неприятность в том, что ребенок уже привык так писать. И даже если сейчас попросить его писать медленно, он уже не сможет.

Никита, 11 лет

По почерку понятно, что ребенок страшно напряжен. Даже перенапряжен и находится на грани нервного срыва. От этого у него очень сильный тремор, дрожит рука.
Это становится видно, если внимательно посмотреть на линии письма: рука останавливается, и получаются лишние точки. И вообще, нет ни одной ровной линии. Это напряжение может быть связано с самой ситуацией контрольной, диктанта, или же ребенок сам по себе очень тревожный.
Можно предположить, что у него есть проблемы со сном, какие-то еще нервные расстройства. И родителям хорошо бы привести ребенка на консультацию к специалистам. Может быть, он боится учителей, родителей, плохой оценки, или же у него неправильный режим, сложности в отношениях в семье и т. д.

Дима, 12 лет

Здесь есть почти все нарушения: и несформированность почерка, и резкое снижение работоспособности. Первая строчка написана еще более-менее понятно, а с каждой следующей понимать становится все труднее. Много поправок, и они говорят, скорее всего, и о гиперактивности ребенка и о нарушении внимания и сниженной работоспособности.
Обратите внимание: каждое слово он начинает со сложных закорючек – в этот момент он еще думает, потому что пока не понимает, что он пишет.

Безотрывное письмо наносит вред. По материалам книги «Обучение письму»

Итак, в предыдущем посте мы спрашивали, что такое медленный темп письма. Спасибо огромное за ваши ответы. Что же устанавливают нормы.

НЕ ПАДАЙТЕ СО СТУЛЬЕВ!

«Для шестилеток это 4-6 знаков в минуту, для детей 7-7,5 лет скорость письма может быть на 2-3 знака больше. Однако это средние данные , а индивидуальные различия в скорости письма у первоклассников одного и того же возраста и детей разных возрастов, обучающихся в одном классе, могут существенно различаться».

Вы сами можете в этом убедиться, открыв книгу М.М.Безруких «Обучение письму», которую искренне советую всем родителям и педагогам.

Так что когда вам говорят, что ребенок не тянет, не поддавайтесь на провокации! Ваш ребенок, скорее всего, не пишет медленно. Требования слишком высоки. Защищайте детей!

Может быть, вы возразите. Больше спрашиваю, больше получу. Это не так 😥

Исследования Института Возрастной Физиологи РАО (ИВФ РАО), в которых изучалась не только организация движений, но и организация мышечной деятельности и деятельности мозга, показали, что письмо имеет определенную временную структуру действия, которую схематически можно представить себе так:

Так ребенок пишет букву «а»

Тдв. – это время, которое нужно ребенку, чтобы написать элемент буквы. Тп. – это время паузы.

Зачем нужна эта пауза?

Это не просто время отдыха. Это время, когда ребенок осознает то, что он уже сделал, оценивает и программирует следующий элемент. Это время весьма продолжительно. Оно практически равно времени выполнения элемента.

А у детей, у которых не сформировано зрительное восприятие, зрительная память, зрительно-моторная координация, эта пауза существенно удлиняется . Это означает, что пауза важна даже больше, чем само действие.

Фактически это означает, и это было доказано исследованиями ИВФ РАО, следующее:

Дети ВСЕГДА пишут отрывисто, по отдельным элементам!

Когда изменяются механизмы контроля движений, сами движения координируются лучше, зрительно-двигательный образ буквы формируется окончательно, пауза между отдельными движениями сокращается . Это естественный процесс.

Еще раз обращу на это внимание! Ребенок пишет быстрее за счёт сокращения паузы между элементами, потому что мозгу нужно меньше времени на осознание.

К 9-10 годам резко сокращается время выполнения движения и столь же резко сокращается пауза. Письмо становится быстрым и устойчивым.

Если посмотреть на то, что происходит с головным мозгом в этом периоде, то можно увидеть, как меняется его активность:

в 6-7 лет практически все зоны коры правого и левого полушария очень активны, оба полушария словно дублируют друг друга, практически вся кора головного мозга задействована в процесс (согласитесь, довольно энергоемкое действие);

к 9-10 годам активность мозга дифференцируется, разные зоны коры правого и левого полушария по-разному включаются в процесс письма.

Это и является свидетельством того, что моторная программа и произвольная регуляция движений к этому возрасту уже сформированы.

А теперь вспомним, кому из детей учитель в первом и втором классе говорит: «Пиши, как можешь!»? Обычно наоборот 😥

Что происходит, когда говорят: «Пиши быстрее!»

Многолетние исследования ИВФ РАО показали, что инструкция «пиши быстрее» в течение всего первого года обучения не увеличивает скорость выполнения элементов , а лишь сокращает время паузы между отдельными движениями.

То есть сокращает время, когда ребенок осознает, правильно ли выполнено движение, правильно ли написана буква или ее элемент, и программирует следующее движение.😥

Помогает ли БЕЗОТРЫВНОЕ ПИСЬМО?

Вы мне сейчас возразите: а как же безотрывное письмо? Оно же позволяет писать быстро!

Это ошибочное утверждение. Безотрывное письмо не позволяет писать быстрее. Для него необходимо использовать так называемые обратные движения. И во многих случаях прописывать часть элементов по уже написанной линии. Это не укорачивает, а удлиняет линию письма и вовсе не сокращает время.

Да и само по себе требование четкого совпадения линий – непосильная задача не только для первоклассника.

Скорость же письма к 9-10 годам увеличивается не за счет его безотрывности, а за счет того, что навык формируется окончательно и требует меньшей осознанности.

Письмо – это ритмическая деятельность. У каждого человека свой произвольный ритм и скорость деятельности. Если понаблюдать за тем, как пишут старшеклассники, даже те, кого учили писать безотрывно, то несложно увидеть: кто-то пишет связно две буквы, кто-то – три, кто-то – каждую отдельно.

Безотрывное письмо наносит вред!

Пока дети только учатся писать, именно безотрывное письмо создает сильное напряжение, а вместе с ускорением темпа приводит к тому, что во втором и третьем классе почерк у детей портится.

Если детей не форсировать, а дать им возможность отработать навык письма спокойно и последовательно, ухудшения почерка не будет.

Чем же оно так опасно?

Безотрывное письмо не учитывает того, что мышцы ребенка еще функционально не зрелы, кости и фаланги пальцев окончательно не сформированы, нервно-мышечная регуляция графических движений еще не совершенна.

  • Оно нарушает психофизиологическую структуру письма.
  • Требует от ребенка выполнять биомеханически нецелесообразные движения (возвраты или точное проведение по уже написанному).
  • При безотрывном письме необходимо одновременно с движениями пальцев передвигать вдоль строки кисть, предплечье, плечо. Координация всех этих движений практически невозможна без нарушения способа держать ручку и позу. Это вызывает значительное напряжение мышц руки и туловища .
  • А еще искусственно создает гипоксию .
Читать еще:  Стричься в полнолуние можно или нет – приметы о волосах и стрижках

«На первом этапе обучения дети пишут «затаив дыхание», как правило, на вдохе, и чем длиннее слог, слово, тем дольше задержка дыхания. Экспериментальные исследования показали, что такие задержки дыхания, которые иногда достигают 20-30 секунд, вредно сказываются на состоянии ребенка: создается «рваный» ритм дыхания, возникает гипоксия».

Прибавьте к этому обычную духоту в классе младшей школы!

«Результат безотрывного письма не только плохой почерк, неэффективное и длительное формирование навыка письма, но и чрезмерное функциональное и эмоциональное напряжение».

Откуда же взялось убеждение в необходимости безотрывного письма на начальных этапах обучения?

Безотрывное письмо было введено не так уж давно, в 1969 году.

Правда, авторы методики Е.Н.Соколов и О.Т. Тарасов, которые его предложили, сами указали на то, что на начальном этапе « письмо — это очень большое напряжение всех сил ребенка, когда особенно напряжены мышцы руки, движения пальцев, кисти и предплечья не координированы. Сначала ребенок совершает относительно короткие движения, стремится быстрее прервать движение» .

Правда, последующие исследования физиологов подтвердили, что безотрывное письмо излишне утомляет детей, они все равно делают паузы на месте стыков элементов (не расслабляя при этом руку – ведь нельзя отрывать ручку от бумаги😭). Но оно все так же практикуется в школах в ущерб здоровью детей.

Чтобы ребенок писал красиво, в первую очередь надо учитывать его ритм, его особенности и ни в коем случае не форсировать процесс.

В ближайшее время мы продолжим публиковать выдержки из книги М.М. Безруких о трудностях обучения письму. К сожалению, ее в продаже сейчас нет, но, очень надеемся, что ее переиздадут.

Оксана Левченко,
основатель клуба «Книжный шкаф детям»,
филолог, педагог, Монтессори-педагог, переводчик
.

Рекомендуем к прочтению:

М М Безруких. Психофизиологические особенности обучения письму и чтению

Разговор о почерке

— В эфире программа «Завтра в школу» и её ведущая Арина Смолякова. Сегодня мы будем говорить о почерке, о том, как научить ребёнка писать красиво. У нас в гостях детский нейропсихолог Вероника Мазина. Здравствуйте!

— Вначале я вас спрошу, наверное, о том, что такое красивый почерк. Один почерк нам нравится больше, другой меньше, один мы понимаем, другой не очень… Из чего складывается почерк?

— Красивый почерк можно определить так – это гармония чистоты исполнения академических элементов и индивидуальных особенностей. Красота – это понятие субъективное… А сам почерк состоит из некоторых компонентов. Распространено мнение, что основное значение имеет мелкая моторика: то есть должна быть развита мелкая моторика – и это гарантия хорошего почерка.

— Да, везде пишут про мелкую моторику.

— Это необходимое, но недостаточное условие. Помимо мелкой моторики, у ребёнка должна быть в достаточной степени развита координация движений, глаза и рука должны достаточно дружественно работать, согласованно; у ребёнка должен быть развит глазомер. Важную роль играет здоровье нервной системы, эмоциональное состояние тоже влияет на качество почерка.

— Сейчас нам всё меньше и меньше приходится писать от руки, потому что мы в основном все за клавиатурой, и наш почерк, в общем-то, никто и не видит. Если раньше писали письма, документы от руки, то сейчас почерк отошёл на второй план – считается, что это не очень нужно. Зачем вообще нужен красивый почерк?

— Взрослые люди, уже наученные с детства, действительно часто высказывают такое мнение. Но в процессе работы над компонентами почерка, из которых складывается красивый, понятный, разборчивый, плавный почерк, развивается сама личность – развитие этих систем дальше переходит на другие виды деятельности. Например, внимание, усидчивость – тоже важный компонент почерка – не только в почерке важны. Развивая внимание, мы создаём потенциал на будущее.

— То есть из многих причин всё это складывается…

— Да, глазомер, координация движений не только для почерка важны, но развиваются посредством письма в том числе.

— А вообще почерк можно развить или он генетически заложен?

— Конечно! Поэтому и работаем над почерком, и предмет такой есть – чистописание. Конечно, это навык – а навык мы формируем. Проводим работу, развиваем компоненты, и в результате получаем красивый почерк. Результат, который мы получаем благодаря своим усилиям. И если усилия недостаточны, результат может нас не удовлетворить.

— Сегодняшним родителям кажется, что чистописанию в школе мало уделяется внимания. Что раньше долго писали палочки-крючочки, а сейчас это быстро заканчивается.

— Вы правы, действительно, программы изменились. В ХХ веке произошла реформа, которая круто повернула историю развития письменности у нас в России. Раньше наши бабушки писали пером, чернилами, в тетрадях с особой разлиновкой. Был почерк с нажимом, с тонкой линией… Реформа шестидесятых годов ХХ века изменила графику написания букв, инструменты письма…

— То есть упростилась графика…

— В какой-то степени упростилась, да. Есть свои плюсы и минусы у этой реформы.

— Раньше писали пером, потом перьевыми ручками, а сейчас учителя говорят, что надо писать шариковой ручкой – гелевые ручки во многих школах запрещают… Что лучше, какие сейчас инструменты лучше для школьного письма?

— Дело в том, что когда писали пером, это было природосообразно: ребёнок учился контролировать нажим. Чередовался нажим, напряжение с расслаблением, – это важно для здорового развития нервной системы. Здоровьесберегающие технологии были в то время, о которых так много говорят сейчас. Потом плавно переходили на перьевые ручки, потому что уже устоялся нажим, ребёнок почувствовал, как правильно писать – если слишком сильный был нажим, усики у пера разъезжались, не давали чернил или ставили кляксу, или рвали бумагу.

В современном мире не те перьевые ручки, какие были раньше – осталось только название, не функция. Они не реагируют на нажим и пишут под любым углом – а раньше писали только под определённым углом, и не нужно было стоять над ребёнком и авторитарными методами управлять, говорить: «Сядь прямо, держи ручку правильно!» Это происходило автоматически, естественным образом.

Какие современные инструменты письма подходят школьнику, чем удобно писать? Моя личная рекомендация — особенно в первом классе, чтобы правильно взять инструмент в руки, чтобы положение ручки было верным, удобным, лучше пользоваться трёхгранной эргономичной ручкой, либо ручкой со специальным держателем: для ручек делают специальные трёхгранные насадки, там для каждого пальчика своё место – эти насадки большие, что удобно для переучивания, и пальчики по-другому трудно поставить.

(звонок в студию) – Ни для кого не секрет, что красивый почерк напрямую связан с микромоторикой. Существуют ли какие-то упражнения для развития пальцев перед началом обучения письму? Спасибо.

— Спасибо за вопрос. Закономерный вопрос, письмо – это сложный вид деятельности, к нему нужно обязательно подготовиться, для этого существуют как упражнения, так и специальные инструменты – тренажёры даже есть.

Развивать мелкую моторику могут банальные дела по дому, развивающие мелкую моторику, которые может выполнить ребёнок – например, перебрать крупу. Очень часто такая рекомендация молодым мамам даётся и дети разбирают крупу или камешки, крупные или мелкие предметы, в зависимости от возраста. Застёгивание пуговиц, зашнуровывание ботинок – это то, что развивает мелкую моторику естественным путём.

Если же говорить о специальных занятиях – тут смотря что мы хотим развить. Есть силовой эспандер, который продаётся в спортивном магазине и применяется для развития силы и выносливости пальцев – в школе нагрузки достаточно серьёзные, и ребёнку нужно устойчивость мышц к таким нагрузкам выработать. Кистевой эспандер, гироскопический тренажёр, развивающий подвижность запястного сустава – у в буквах много округлых элементов, и эти движение гироскопический тренажёр развивает. Полезен массаж для пальцев, массажные колечки для каждого пальчика, даже при массаже простым карандашом (перекатывает карандаш между ладонями) происходит стимуляция кровообращения и рука становится более ловкой, послушной после такого массажа. Полезны упражнения на координацию движений, когда левая и правая рука делают разные движения, ритмично сменяя друг друга. (приводится пример 10:57-11:04)

Читать еще:  Анорексия что за болезнь: южная рексия

Переключение от элемента к элементу, от буквы к букве – один из необходимых компонентов почерка, и этот навык надо тоже разрабатывать. Если усложнить упражнение, которое я продемонстрировала, можно добавить движение глаз (11:25-11:35) – например, когда ладонь лежит, глаза смотрят в ту же сторону, когда руки поменялись, направление взгляда тоже поменялось. Делать это синхронно достаточно сложно, высший пилотаж – это если подключить к этому упражнению язык. Упражнения подобного рода очень полезны и действенны.

— Обычно неаккуратный почерк связывают с большим количеством ошибок. Связан ли почерк с грамотностью?

— Конечно, связан. Самое очевидное: если ребёнок напишет диктант или упражнение – какую-то письменную работу – красивым, разборчивым почерком, он сможет прочитать и увидеть возможные ошибки, их исправить. Если работа написана неразборчиво, ребёнок толком и прочитать не сможет, соответственно, маловероятно, что он обнаружит ошибку, проверка затруднена. Это очевидная связь, но есть и научное объяснение. Дело в том, что при развитии мелкой моторики пальцев, когда мы делаем какие-то упражнения,

манипулируем какими-то предметами, импульсы от пальцев идут в определённую зону мозга, которая отвечает за движения руки и пальчиков. А рядом с этой зоной находится речевая зона, и эти импульсы задействуют и речевую зону. Таким образом, развивая мелкую моторику, мы развиваем речевую зону – и речь, и эта связь очень крепкая.

— Когда родителям уже стоит обращаться к неврологу, психологу, к логопеду – что они могут увидеть в почерке, что им подскажет: пора уже какие-то меры принимать?

— Серьёзные трудности, связанные с почерком, становятся заметны ещё до того, как ребёнок взял в руки ручку. Он раньше берёт в руки карандаши и манипулирует ими, рисует – если трудности в рисовании, если ребёнок рвёт бумагу, настолько сильный нажим, и он не может его регулировать, – тогда, конечно, необходимо обратиться к врачу: здоровье нервной системы – это компетенция невролога. Если при обучении письму заметили дрожащие линии, неточность расположения букв на строке или даже на странице – здесь тоже потребуется консультация невролога и, возможно, школьного психолога, чтобы оценить, насколько ребёнок ориентируется в пространстве и в тетрадном листе в частности.

— Это всё может быть вызвано разными причинами. Как диагностируется основная причина, с чем связан плохой почерк?

— В зависимости от того, какой специалист проводит диагностику, специфика диагностики будет разная. Если брать такого специалиста, как нейропсихолог, он первопричину скажет точно, потому что обследует все параметры, которые влияют на почерк, и направит дальше, разъяснит, стоит проконсультироваться у невролога или можно решить проблему физическими упражнениями, или психологическими – у психологов в сфере образования. Это важно, не стоит путать их с другими специалистами – психолог в сфере образования поможет развить внимание, ориентировку в пространстве. Ведь бывает, что ребёнок буквы пишет зеркально – это компетенция школьного психолога, и логопеда в том числе.

— Скажите, пожалуйста, вот мы привыкли, что младшие школьники пишут в прописях, для дошкольников тоже есть прописи – с какими-то рисуночками, чтобы они подготовились к началу письма… А ваша научная разработка – специальная тетрадь для младших школьников, по которой они могут быстрее, лучше научиться писать и как-то корректировать свой почерк. Можно рассказать об этом?

— Дошкольникам требуется предварительная работа – помимо упражнений им полезна ещё и большая работа с цветными карандашами. Не столько с прописью для малышей – им это рано, это нецелесообразно, – а именно с карандашами: раскрашивание в больших количествах, рисование…

А что касается тетради – действительно, разработана особая разлиновка. Она на первый взгляд покажется знакомой, потому что действительно в подобной разлиновке писали наши бабушки, в то самое время, когда ещё не было реформы, изменившей графику. Но – похожа, да не та. Эта разлиновка адаптирована к современным требованиям графики и современным инструментам письма, в частности, к шариковой ручке.

— Тут очень много линий, каждая буква должна быть в своей ячейке…

— Сначала может показаться, что слишком много линий, рябит в глазах – но в тетрадке в клетку тоже много линий, и это никого не смущает. Эта разлиновка помогает предупредить запрограммированные ошибки. Дело в том, что у детей, когда они приходят в первый класс, ещё недостаточно развит глазомер, им тяжело определить, какого размера писать буквы. Например, хвостик у буквы «у» — когда стоит остановиться? Или большая, заглавная буква может выходить за линейку… Или в ширине букв, например, бывает сложно сориентироваться. А эта разлиновка позволяет думать о том, ЧТО, а не КАК писать.

Исторически человечество знакомо с такой разлиновкой – но разлиновка, в которой учились писать наши бабушки в первом классе, была в два раза крупнее, высота строки была 8 миллиметров. А во втором классе переходили на более мелкую разлиновку – но

всё равно она была крупнее, чем это сегодня принято, – и сохранялись косые линии. И только со второй четверти второго класса переходили к той разлиновке, в которой сегодняшние первоклассники работают: по сегодняшнему ГОСТу высота всех строк в узкую косую линию, к которой мы привыкли – 4 миллиметра.

— А детям легче писать в крупной разлиновке или в мелкой?

— Конечно, легче крупные детали нарисовать, чем что-то ювелирно выписывать. Со временем, когда вырабатывается навык, уже более мелкие детали можно прописывать.

— То есть требования стали выше к школьникам…

— Не то что требования – помощи меньше. Разлиновка, которую предложила я, не запрещена никакой программой. Даже наоборот – учителя, которые поработали в этих тетрадях, видят результат и свой следующий поток с удовольствием обучают с этими тетрадями.

К третьему классу дети спокойно переходят на широкую стандартную разлиновку, у них уже этот навык закреплён. Они уже научились писать буквы красиво, и они уже никуда не разъезжаются, не убегают.

— А от чего зависит скорость письма? Дети сначала пишут медленно, потом пишут быстрее – но не все успевают, и некоторые даже в четвёртом классе, когда пишут под диктовку, не успевают запомнить и написать предложение.

— Да, скорость письма – это актуальная проблема для детей, которые заканчивают младшую школу и переходят в среднюю. Там требования уже другие и на качество почерка, к сожалению, не смотрят. Почерк портится, но портится он оттого, что требования к скорости другие: не все дети переходят на скоропись. Скоропись складывается из того, что мельчают буквы – на маленькую букву требуется меньше времени, – сглаживаются движения, дети переходят на безотрывное письмо, в отличие от поэлементного письма в младшей школе. К средней школе у детей нервная система уже созревает для безотрывного письма, которое упрощает и ускоряет процесс.

Если детям трудно перестроиться на безотрывную деятельность, обычно это происходит не только с письмом, его медлительность видна в любой другой деятельности. Это уже тип нервной деятельности, нервной системы. Если это составляет серьёзную проблему – это повод для консультации у невролога.

— Подведём итог. На что нужно обратить внимание родителям, когда они наблюдают за своим ребёнком, учащимся в начальной школе: чтобы он делал по возможности упражнения для пальцев рук…

— Моя рекомендация: больше работы с цветными карандашами – раскрашивать, рисовать, штриховать. Карандаши дают правильную нагрузку на мышцы – в отличие от гелевой ручки, она не даёт нагрузки.

— А фломастеры не дают такой нагрузки?

Источники:

http://www.e1.ru/articles/kid/011/306/article_11306.html
http://zen.yandex.ru/media/id/5c49883fa6602700b27bd5c0/5d39b5c886c4a900aecff91d
http://www.dvoykam.net/site/nachalnaya-shkola/pocherck

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector